Светло-желтый двухэтажный особняк с белыми пилястрами и выразительно выступающим порталом. Окошко над входной дверью украшено колонной с витым переплетом. Главный дом усадьбы князей Голицыных стоит немного в глубине переулка, в окружении двух флигелей, стоящими торцами на «красной линии». Полуподвал скрывает уникальную, некогда открытую галерею на широких кирпичных арках, в интерьерах дома сохранились изразцовые печи и чугунная лестница. В ходе исследований были раскрыты древние формы на фасадах. Ранее считалось, что палаты XVII века остались только на первом этаже здания. Но в 2008 году реставраторы обнаружили, что второй, и даже третий этажи были построены тогда же, в XVII веке. Уникальный ансамбль считается по праву самым древним из ныне жилых построек. Самая ранняя его часть относится к допетровской архитектуре, созданная в то, поистине прекрасное время, пока мы еще на запад не смотрели и свое придумывали. Таких палат в Москве осталось не больше сотни, и половина из них уже руины. Весенний вечер, в усадьбе Голицыных на Кривоколенном горит свет. Перед домом растут деревья, всё в молодой зелени. Тихо. И, кажется, что постучишься в парадную дверь, заскрипит лестница и пожилой господин с керосиновой лампой откроет дверь… Огромную жизнь прожил этот дом, как причудливо пересеклись в нем разные эпохи. В начале XVIII века усадьба принадлежала Рейнгольду-Густаву Левольду (Левенвольду), ставшему обер-гофмаршалом двора Екатерины I и сыгравшему значительную роль в восшествии на престол Анны Иоановны, в 1730–1740-х гг. – князю, капитану флота И.А. Урусову, потом «шелковому фабриканту» Семену Мыльникову, в конце 1740-х гг. – к коллежскому советнику М.С. Чебышеву, потом – к его дочери Е.М. Чебышевой, вышедшей замуж за князя Петра Федоровича Голицына. Ученый-агроном А.Т. Болотов говорит о нем: «Человек умный, любопытный и имеющий у себя большой натуральный (естественно-научный) кабинет». В 1822–1824 гг. дом нанимался для пансиона Ивана Горна, в 1827–1828 гг. правый флигель снимала графиня Е.П. Ростопчина, мать писательницы графини де Сегюр. В 1835 году владение числится за женой доктора И.В. Караса Марией Филипповной урожденной д’Оррер, дочерью иммигранта и внучкой посла Карла X в Ватикане. Со второй половины XIX в. тут сдаются помещения под разные учреждения: меблированные комнаты, музыкальную школу, больницу. В 1909 году была проведена перепланировка помещений меблированных комнат для размещения типографии и переплетной мастерской. В этой типографии с осени 1914 года работал наборщиком поэт С.А. Есенин. Сейчас усадьба находится в аварийном состоянии. Под крышей гниют несущие балки. На здании почти не осталось штукатурки, призраками проступают заложенные кирпичами окна. В подвалах, которые, кстати, занимают территорию не только под домом, а еще и подо всем внутренним двором, сохранились кованые решетки. Гвозди и стяжки стен в доме тоже являются коваными. Обитатели этого дома – студенты, рабочие и дворники. На втором этаже почти никто не живет. Слишком много еще не раскрыто, слишком много тайн, и от этого холодок по коже проходит, а воображение уносит в прошлое, в путаницу имен и событий. Слышно звуки музыки, обрывки голосов. Полоска света скользнула по ступенькам, пожилой господин открыл дверь…
Автор статьи: Мария Колоколова
Материал с портала «Узнай Москву»