Когда проплываешь по Град-каналу, все палаццо Венеции сливаются в одну роскошную декорацию. И среди восторгов первого впечатления забываешь выделить что-то определённое, даже если и была цель — обратить внимание на дворцы, связанные с русскими именами. Но по прошествии времени, просматривая фотографии и видео, вдруг находишь эти палаццо…
Или увидишь на выставке картину, на которой узнаваемый вид Венеции, как будто встретишь старого знакомого. Вот так встретился на выставке Бориса Михайловича Кустодиева венецианский пейзаж. Конечно, Кустодиев известен в основном как художник колоритных гуляний, ярмарок и деревенского быта, но при любой возможности он путешествовал по Европе, несколько раз посещал прекрасную Венецию. На картине Кустодиева изображены два дворца в нижней части Гранд-канала.
Гуашь написана в ранний период его творчества, но с несомненным талантом. Вода на картине удивительного оттенка — нежно-изумрудного, цвета молодой лягушки. Столбы на переднем плане как бы придают пейзажу рамки и выделяют два дворца. Краснокирпичный палаццо Барбаро-Волкофф стоит рядом с печально знаменитым палаццо Дарио. Может быть, Кустодиев остановил своё внимание на них, потому что в первом жил русский художник, а может быть, он даже бывал в этом палаццо…
Палаццо Волкофф назван в честь русского художника-акварелиста и учёного-ботаника Александра Николаевича Волкова-Муромцева (1844-1928). Волков-Муромцев жил в этом дворце с 1883 года до конца жизни. Здание известно также, как палаццо Барбаро по фамилии венецианской семьи, которой долгое время принадлежало.
Волков-Муромцев начал самостоятельно заниматься живописью в 35 лет. Писал преимущественно акварелью — жанровые сцены, интерьеры соборов, пейзажи Константинополя, Каира, Луксора, городов Италии. Все художники, с которыми он дружил, уверяли, что он никогда не заработает себе достаточно на жизнь, но ему посчастливилось.
В 1880 году Волков-Муромцев послал несколько акварелей за подписью «А.Н. Руссов» в Общество изящных искусств в Лондон, где они были проданы по неожиданно высоким ценам. Вскоре он купил в Венеции палаццо на Большом канале в районе Дорсодуро, между мостом Академии и церковью Санта Мария делла Салюте.
Впоследствии на протяжении 20 лет Общество устраивало ежегодные выставки его акварелей. В России работы художника почти не экспонировались, но почитателей среди отечественных коллекционеров он имел. Одна из его работ — акварель «Купленная» (1892) была приобретена П.Н.Третьяковым. К сожалению, большинство работ художника хранится в зарубежных частных собраниях.
Самым знаменитым гостем этого дворца была Элеонора Дузе, с которой художник познакомился в 90-х годах. Волков-Муромцев организовал для неё гастроли в России с марта по июнь 1891 года. После возвращения в Италию Дузе решила переехать в Венецию, но квартира, которую она снимала во дворце Контарини-Фазан, не устраивала её. Волков-Муромцев предложил ей апартаменты с отдельным входом в своём дворце. Актриса три года жила в его палаццо, и об этом обязательно упоминается в любом описании здания. Вот только там будет написано, что жила она в палаццо Барбаро, а о том, что палаццо принадлежало Волкову в это время, обычно в западных изданиях не упоминается. В 1893 году Волков-Муромцев выполнил портрет Дузе по фотографии, в настоящее время этот портрет хранится в Фонде Чини в Венеции.
Известие о революции в России и о разгроме своего родового имения художник получил, находясь в Италии. Последние годы жизни он провёл в Венеции, где и был похоронен на православном участке кладбища на острове Сан-Микеле, рядом с могилой Сергея Павловича Дягилева.
На многих чудесных акварелях художника изображены не самые знаменитые мосты Венеции — Риальто, Академии, Вздохов, а небольшие мостики в узких боковых каналах.