П.Д.ШМАРОВ-«РУССКИЙ РЕНУАР» ЧАСТЬ 1. РОССИЯ.

П.Д.ШМАРОВ-«РУССКИЙ РЕНУАР»
ЧАСТЬ 1. РОССИЯ.
К сожалению я очень редко бываю в Воронежском художественном музее и то по какому-нибудь случаю, но, когда прихожу, всегда стараюсь подойти к портрету прелестной Инны Александровны Домогаровой, написанный художником Павлом Шмаровым.
Павел Дмитриевич Шмыров родился 10 сентября 1874 года (по старому стилю) в Чижовской слободе в крестьянской семье. Когда-то это были окрестности Воронежа, сейчас практически центр. Его отец, обучившись на мастера экипажного цеха, смог купить дом в Московской части города и перевезти туда семью. Закончив уездное училище, Павел Дмитриевич поступает в бесплатную рисовальную школу воронежского иконописца Льва Григорьевича Соловьёва, который впервые знакомит его с работами передвижников, после чего тот не мыслит себя никем кроме как художником.
В 1894 году Воронежский попечительский совет, отметив способного ученика Соловьёва, направляет его в Санкт-Петербургское Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, где он пребывает вольнослушателем до 1897 года. Затем его переводят в ученики, начисляют денежное пособие от Общества поощрения художников. Предположительно тогда он меняет фамилию со Шмыров на Шмаров. С 9-00 до 14-00 ученики заняты на «наружных этюдах», а после перерыва рисуют с натуры. В свободное время им разрешается посещать благотворительные вечера и на них продавать свои картины и этюды.
В декабре 1896 года Шмаров поступает в мастерскую И.Е.Репина.
В одном из своих писем к М.В.Верёвкиной Репин пишет:»Моя мастерская теперь ужасно переполнена. Шмаров идёт впереди; в этом безграмотном глуповатом мальчике воочию сидит великий художник. Дай-то Бог, чтобы он не свихнулся как-нибудь и не остановился в своём развитии, что часто бывает с натурами малокультурными. Но какая теплота, цельность, мягкость и пластичность в его этюдах! Сколько впечатления грандиозности в его эскизах! И всё это готовые картины почти…»
П.Д.Бучкин сокурсник Шмарова вспоминал:»Писал он широко, как помелом, его звали мастером широкого мазка. Рисунок же его был совсем противоположного характера. Очинив остро свинцовый карандаш, он очень тонко и подробно рисовал на гладкой бристольской бумаге почти без теней. Его идеалом был Энгр».
Но преподавателем Репин был своеобразным. В начале он учил с интересом, но потом быстро охладевал, редко появлялся в мастерской. Собственной педагогической системы у него не было, а ученики были предоставлены сами себе. Из-за этого именно среди учеников Репина наблюдался самый массовый отъезд на учёбу за границу. Шмаров не стал исключением. В 1897 году он испрашивает отпуск до апреля 1899 года. Отчётным итогом поездки становится полотно «Горе побеждённым», за которую он получает золотую медаль Академии художеств, чин 10 класса с поступлением на государственную службу и правом преподавания рисования в учебных заведениях, государственную стипендию для учёбы за границей.
Шмаров едет в Рим, Флоренцию, Венецию, Мюнхен, где несколько недель вместе с Борисовым-Мусатовым учится в школе Антона Ашбе. Учениками Ашбе были Грабарь, Кандинский, Петров-Водкин. В 1904 году вместе с Кустодиевым едет в Испанию. С 1900 года начинается самый активный период его жизни. В марте 1902 года он успевает съездить на этюды на Юг России. В это же время Шмаров пишет серию портретов: Императора Николая II, членов Императорской Семьи (Великая Княгиня Мария Павловна-старшая), аристократов (графиня С.А.Мусина-Пушкина, князь Ф.Ф.Юсупов), военных (генерал А.Н.Куропаткин), промышленников, деятелей науки и культуры. Он дружит с земляком издателем А.С.Сувориным, который советует ему писать крупномасштабные жанровые полотна. В итоге появляется картина «1812 год. Бородинский бой», завоевавшая 2-ое место на Всемирной выставке в Льеже (1912г.).
«Талантливых баталистов сейчас вообще мало, как у нас так и за границей. Приятное исключение делают работы Шмарова, сумевшего соединить широкое сочное письмо с верностью рисунка и композиции с исторической точностью»,-писала тогда пресса.
Кроме того Шмаров работает над символическими и декоративными панно, оформляет театральные постановки, иллюстрирует Некрасова («Орина, мать солдатская», «Дума», «Кому на Руси жить хорошо»). Не оставляет он и другие жанры. В 1905 году картина «Ждут поезда» получает премию имени Имп.Александра III из Фонда Куинджи, холст «Деревня зимой» приобретает Академия художеств, Императрица Мария Фёдоровна покупает для своей личной коллекции картину «Монмартр». В 1912 году по предложению И.Е.Репина и В.А.Беклемишева Шмаров был выдвинут на звание академика, однако, члены Академии художеств высказались против. И только при повторном выдвижении в 1916 году получает звание. Этому способствовали не только влиятельные заказчики, но и поездка на фронт, откуда он вернулся с 30 рисунками на военную тему, которые были опубликованы в журналах того времени. В 1917 году Шмаров участвует в первой выставке картин, этюдов и набросков Фонда Куинджи, а в 1919 году-в первой всероссийской выставке произведений искусства.
К сожалению большинство картин П.Д.Шмарова, написанные в России, считаются утраченными.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?