Оять. Введено-Оятский женский монастырь.

В 200 км к северо-востоку от Петербурга на берегу реки Оять расположен монастырь, известный как Введено-Оятский. Раньше он назывался Введенский Островской. Время основания Введенского Островского мужского монастыря с точностью неизвестно. Как видно из жития преподобного Александра Свирского, монастырь на левом берегу реки Оять существовал уже в XV в. Известно, что родители преподобного Александра Свирского схимонах Сергий и схимонахиня Варвара были пострижены во Введенском Островском монастыре и здесь же потом и были погребены. Долгое время Введенский Островской монастырь был приписан к Александро-Свирскому монастырю и лишь в 1764 г. получил самостоятельность.
Храмов было два: каменный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери (построен в 1817 г.) и 2-х этажный деревянный (построен в 1782 г., перестроен в 1836 г.). Верхний храм был освящен в честь Богоявления Господня с приделами во имя апостолов Петра и Павла и во имя преподобного Александра Свирского, нижний — в честь Преображения Господня (освящен в 1829 г.).
В Преображенском храме находились могилы родителей преподобного Александра Свирского. Сейчас на месте этого храма стоит крест. В декабре 1992 г. монастырь возрожден как женский. Первая настоятельница обители — матушка Фекла. При ней вновь ожил целебный, известный многими чудесами святой источник.
В монастыре находятся мощи святых преподобных Сергий и Варвары, родителей преподобного Александра Свирского. Престольный праздник: Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — отмечается 4 декабря. Также 25 января в монастыре отмечают день памяти первой настоятельницы — матушки Феклы.

Введенский Островский Оятский монастырь, заштатный, общежительный, в 65 верстах от города Новой Ладоги, на берегу реки Ояти. Существовал до 1448 года. Здесь покоятся благочестивые родители преподобного Александра Свирского — Стефан и Васса, в иночестве Сергий и Варвара. На месте родины преподобного Александра, в бывшем селении Мандеры, на правом берегу реки Ояти, в расстоянии 300 сажень от монастыря, устроена деревянная часовня.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

В 200 км к северо-востоку от Санкт-Петербурга на берегу реки Оять расположен Введено-Оятский монастырь, в начале ХХ века заштатный, общежительный. Раньше он назывался Введено-Островский мужской монастырь. Своим названием обитель была обязана тому, что в половодье, которое раньше бывало ежегодно, его окружала со всех сторон вода и он становился островом. Кроме того, так именовалось тогда любое возвышение среди окружающих низменностей. А своё основное название, как правило, обители получали по посвящению главного (первого) своего храма. Первый храм монастыря был освящён в честь Пресвятой Богородицы — Введения Её во храм. Точная дата основания монастыря неизвестна, однако он начал своё существование несомненно не позднее рубежа ХIV-ХV вв. Первые же сведения содержатся в житии святого преподобного Александра Свирского, написанного его учеником Иродионом в 1545 году через 11 лет после смерти святого. После явления в 1383 году Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, в деревне Имоченицы, находящейся в 20-и км от монастыря вверх по течению реки Оять. После явления Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы в этих землях возникло множество монастырей, в том числе Коневский и Валаамский на островах Ладожского озера.
В ХVI веке на р. Оять было четыре монастыря, четыре — на реке Свирь, в межозерье (между Ладожским и Онежским озёрами) — двенадцать, основанных в значительной своей части прп Александром Свирским и его учениками. Тихвинская икона Божией Матери в дальнейшем была очень почитаема как в Введенском монастыре, так и во всём этом крае. Эта икона была почти в каждом крестьянском доме. Особым событием в жизни монастыря, во многом определившем его историю, было рождение святого преподобного Александра Свирского. В нач. ХV века в с. Мандеры, находившемся напротив монастыря на другом берегу Ояти, жили поселяне Стефан и Васса, родители будущего великого святого. Они были погребены в Введенском монастыре друг подле друга. Согласно житию, время их кончины попадает на период с 1475 по 1480 гг. Первое описание ансамбля Введенского монастыря датируется 1582 г. и касается разрушений его церквей польским войском Стефана Батория. Сохранились сведения о познейших пожарах на территории монастыря в 1590, 1627 и 1783 гг., после которых сооружения комплекса вновь отстраивались. За пятисотлетнюю историю до революции 1917 г. монастырь, хоть всегда и был небольшим и небогатым, сумел перенести множество бедствий благодаря своих небесных покровителей.
Введенская обитель пережила шведское разорение, продолжавшееся тридцать пять лет (1582-1617). В эпоху Петра Великого разрешалось постригать в монахи только вдовых свщенников и отставных солдат, в результате чего через некоторое время не только понизился общий духовный уровень в монастырях, но и значительная часть их опустела из-за отсутствия братии. С введением «Штатов» в 1764 г. у монастырей были отобраны земельные владения, тогда же две трети из них были упразднены (в основном небольшие обители). Штатные монастыри получали содержание от государства, нештатные (каковым стал Введено-Островский) должны были содержать себя сами. Островский монастырь владел небольшим наделом земли, сенокосами и рыбными ловлями на реках Ояти и Свири, имел бессудные и беспошлинные грамоты от царей и новгородских архиепископов, ограждавших обитель от произвола и налоговых сборов. Число братии монастыря всегда было невелико, оно колебалось в разные годы от 5 до 25 человек. В течение около ста лет до 1764 года обитель была приписной к Александро-Свирскому монастырю. Монастырь был выстроен в форме четырёхугольника. Такая планировка имела символический характер: Небесный град Иерусалим, в котором будут жить спасённые народы, описан в Откровении святого Иоанна Богослова как «четвероугольник, и длина его такая же, как и широта», «он имеет большую и высокую стену и ворота на все стороны света…» В центре обители всегда ставили храм, «как некое око, взирающее на монастырь». Храм является центром обители как жилище Бога, как место, где совершается Божественная Литургия. И храм, и монастырь в целом являлись образом Небесного Града. Богомольцы входили в монастырь через главные — Святые врата. Прежде чем войти, обязательно останавливались и молились на иконы, установленные над ними. Территория внутри монастыря считалась священной, входящий в монастырь должен был оставить за монастырской оградой всё греховное и нечистое, прежде чем ступить на святую землю обители. Именно по такому принципу и был построен Островский монастырь.
До ХIХ в. обитель была полностью деревянная. Восстановленный после разрушения Смутного времени, монастырь имел в центре два храма: холодный Введенский с приделом апостола Петра и Павла и тёплый Богоявленский с трапезной, колокольню с шестью колоколами, братские кельи по периметру, деревянную ограду со Святыми вратами. На территории монастыря был колодец и разные хозяйственные постройки: погреб, сушило, поварня, квасоварня, амбар. Хозяйственные постройки монастыря, сохранившиеся до нашего времени, хотя и датируются достаточно поздним временем (середина ХIХ в.), однако, в комплексе, они закрепляют объёмные характеристики ансамбля и, кроме того, иллюстрируют определённые типы таких сооружений в провинции. Двух- и одноэтажный сараи из неоштукатуренного кирпича расположены в северо-восточном углу комплекса. Сохранившиеся в нижней части два широких арочных проёма для въезда подвод в сараи придают постройкам чисто утилитарное звучание. Фасад двухэтажного сарая имеет маленькие окна на втором этаже.
В южной части комплекса находится братский корпус, представляющий собой двухэтажное кирпичное здание на высоком подклете, с деревянным мезонином. Возведённый в 1851 г., он оформлен в стиле позднего русского классицизма, но отличается некоторым налётом провинциализма. Трёхчастное деление фасада по вертикали выделено рустом по углам здания и по сторонам центрального ризалита. Междуэтажные членения подчёркнуты горизонтальными тягами с филенчатыми рельефами между этажами. Бордюр над окнами второго этажа состоит из стилизованных изображений греческого креста. Окна и двери братского корпуса обрамлены филенчатыми наличниками. К юго-восточному углу монастырской стены примыкает ещё один братский корпус с кузницей. Фасады его на высоту двух этажей членятся лопатками, а углы подчёркнуты плоскими полуциркульными нишами. Фасады, обращены в сторону двора, разбиты гладкими окнами без наличников. Этажи разделены горизонтальной тягой. Выделяются полукруглые кирпичные обрамления заложенных окон чердака. Кельи и кладовые размещались на втором этаже, а кузница — на первом. Сохранились здания настоятельского комплекса и гостиницы для паломников. Настоятельский корпус — старейшая жилая каменная постройка монастыря, датируемая 1827 годом. Она ассимметрична и занимает северную часть ансамбля. Здание в плане делится на две части: квадратную и примыкающую к ней с запада прямоугольную. Главный фасад корпуса расчленён узким, в одну ось, сильно вынесенным вперёд входом. На втором этаже над входом расположено полуциркульное окно. Декор настоятельского корпуса весьма прост. Гладкий фасад здания разделён прямоугольниками окон без наличников и узким пояском горизонтальной тяги под кровлей. Возведённое здание гостинницы для паломников построено в 1853 году, оно было спланировано на шесть келий на втором этаже и пять на первом.
За монастырской стеной находились конный и коровий дворы, кельи для монастырских работников, мельница, рига, гумно. Чтобы обеспечить себя, братия занималась традиционной для этой местности хозяйственной деятельностью: выращивая хлеб (рожь, овёс, ячмень) и овощи, держала скот, ловила рыбу, которая в изобилии водилась в Ояти и Свири. В современном виде монастырский комплекс сформировался в первой пол. ХIХ века. В 1817 году строится в камне соборный Введенский храм с тёплым приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В дальнейшем каменное строительство продолжилось. В 1910 году был построен величественный собор Богоявления Господня с тремя приделами вместо ветхого деревянного, стоявшего над могилами родителей Александра Свирского. Он строился по проекту епархиального архитектора А. П. Аплаксина и был выполнен в неорусском стиле.
Как и всякий живой организм, монастырь за всё время своего существования не раз переживал периоды упадка и расцвета, при этом здесь никогда не прерывалась молитва, ежедневно совершались богослужения. Но наступил ХХ век — эпоха разрушения традиций, разрыва всех прежних связей, время гонений и террора. Обитель постигла участь всех русских монастырей: захват монастырского имущества и земель, разгон монашествующих, изъятие церковных ценностей, закрытие и разрушение храмов и всего комплекса монастыря. К революции в монастыре было 12 человек братии, из них 9 — в постриге. С октября 1918 г. на территории обители из рабочих, обрабатывающих самовольно захваченные земли, стала образовываться коммуна «Пролетариат», а в марте 1919 г. монастырь был окончательно закрыт и братия Введенского монастыря оставила обитель. 1922 г. стал очередной страницей в трагической истории Русской Церкви. 23 февраля 1922 г. был издан декрет «об изъятии церковных ценностей». Ценности должны были изыматься все, вплоть до богослужебных сосудов. Акция прикрывалась помощью жертвам страшного голода в Поволжье. В Введенском монастыре изъятие проходило 28 апреля 1922 г. В состав комисси от монастыря входил отец Николай, оставшийся в обители после ухода братии. С конца 20-х г. началась массовая коллективизация. Агробаза (затем коопхоз и уже в конце совхоз) «Ильич» обосновалась на территории монастыря в 1929 г. В июле того же года отца Николая переселяют из дома у колокольни в маленькое холодное сырое помещение в самой колокольне под аркой слева от входа. Постановлением ОГПУ от 5 февраля 1931 г. отец Николай был приговорён к трём годам заключения в лагерях, с 1932 г. его следы теряются.
В ноябре 1932 г. постановлением Президиума Леноблисполкома обе монастырские церкви были закрыты. Во Введенском храме устроили клуб, а церковь Богоявления разобрали до основания, кирпич которой использовали для колхозных построек. На святом месте воцарилась «мерзость запустения». Совхоз «Ильич» просуществовал до начала 90-х гг. ХХ в. В монастыре располагалась его центральная усадьба, во всех помещениях жили люди, даже в колокольне было несколько «квартир». На территории в 60-е гг. было построено ещё одно здание — жилой корпус из силикатного кирпича, уродовавшее монастырский ансамбль. В целом комплекс обители остался без изменений, только постройки её ветшали и разрушались без всякого ремонта. В 80-е гг. с другой стороны от железной дороги был построен новый посёлок — Рассвет, и большая часть жильцов покинула монастырь.
В 1991 г. разрушенный монастырский комплекс был передан Свято-Троицкому Измаиловскому собору Санкт-Петербурга для ведения подсобного хозяйства. В качестве женской обители Введенский Оятский монастырь открыт 27 декабря 1993 г. решением Священного Синода. С этого момента началась новая история монастыря…
Из книги: Гоголицын Ю. М., Гоголицына Т. М. «Памятники архитектуры Ленинградской области». — Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1987 и сайта www.oyatsky.ru

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?