О́тсанлахти — посёлок в составе Куркиёкского сельского поселения Лахденпохского района Республики Карелия. Расположен на берегу реки Соскуанйоки. Через посёлок проходит автодорога Приозерск — Сортавала. На кладбище посёлка находится часовня. В 16 веке Богородицкий Кирьяжский погост делился на 9 приходов: Тиурула, Вейяла, Лапинлахти, Терву, Сорола, Микли, Ууккуниеми, Тюрья, Самматлампи. Последние 3 прихода в настоящее время расположены на территории Финляндии. Центром погоста была слобода на месте современного п. Куркиеки. Большая церковь Рождества Пречистой Божьей Матери стояла в устье р. Куркиеки на высоком правом берегу. Еще одна церковь была при кладбище, которое располагалось в Отсанлахти.
«Старое Куркиёкское кладбище», XVI – первая треть XX в., Лахденпохский район, п.Отсанлахти
Территория, на которой локализуется данный объект культурного наследия, связана с историей развития Кирьяжского погоста – Куркиёкского сельского поселения, в состав которого входит пос. Отсанлахти, и насчитывает около 400 лет.
«Старое Куркиёкское кладбище» находится неподалеку от пос.Отсанлахти, в 3-х км к северо-западу от пос.Куркиёки. Оно является одним из трех куркиекских кладбищ, размещенных вдоль дороги на г.Сортавала, со сложившимися к середине XX в. обиходными названиями — «Старое», «Среднее», «Новое», отражающими время их возникновения и использования.
Первым письменным упоминанием о Куркиёки считается запись в Новгородской летописи младшего извода в 1396 г., затем в первой подробной переписи новгородских погостов в 1500 г. впервые упоминается деревня Отсанлахти (Очелакша), расположенная неподалеку от центра Кирьяжского погоста на трассе древнего торгового пути вдоль Ладожского озера.
Согласно шведским письменным источникам, в 1572 г. в ходе русско-шведской войны в Кирьяжском погосте ими были сожжены один монастырь и две церкви, одна из которых была построена не позднее 1571 г. в Отсанлахти, где к тому времени уже располагалось кладбище. Исследователи пришли к выводу, что кладбище, которое сегодня называют «Старым», скорее всего, было основано гораздо раньше 1571 г. – даты первого письменного упоминания православной церкви Иоанна Предтечи в Отсанлахти.
С конца XVI в. до середины XVII в. в результате войн между Россией и Швецией и сопутствующих им миграционным процессам, практически полностью изменился состав населения Приладожской Карелии. Много карелов, исповедовавших православную веру, покинули Куркиёки и Отсанлахти. Сильно обезлюдевший Корельский уезд шведы заселили финнами и отставными шведскими солдатами. Переселенцы был лютеранами, и на территории Корельского уезда стали появляться лютеранские церкви.
Финский историк архитектуры Нетта Бёэк (г.Хельсинки) на основе своих исследований сделала вывод, что восстановленная после войны 1572-1578 гг. православная церковь Иоанна Предтечи в Отсанлахти, после 1617 г. была использована лютеранским приходом. Соответственно, на территории Куркиёкского кладбища в Отсанлахти с XVII в. стали производиться лютеранские захоронения. Довольно скоро старая церковь в Отсанлахти оказалась мала, и в 1635 г. лютеранский приход начал строить новую церковь на том же месте – у пересечения дороги на Куркиёки с ручьем Охтоя. Положение церкви в Отсанлахти и кладбища при ней как раз на месте «Старого» кладбища зафиксировано на шведской карте 1646 г., а также подтверждено финским исследователем Т.Иммоненом.
В 1656-1658 гг. между Швецией и Россией произошла новая война, получившая в Карелии название «Война за веру». В ходе этой войны были уничтожены обе лютеранские церкви – в Куркиёки и в Отсанлахти. Впоследствии вновь была отстроена только церковь в Куркиёки, ставшая центром лютеранского прихода. Церковь у «Старого» кладбища больше не возобновлялась. Тем не менее, захоронения производились как на самом кладбище, так и на участке под зданием утраченной церкви.
В 1880-е гг. губернатор Выборгской губернии поручил волости Куркиёки выделить земельный участок под новое кладбище, поскольку на старом, ограниченном естественными преградами, уже не было места. С 1894 г. жители Куркиёки и окрестностей стали проводить захоронения на так называемом «Среднем» кладбище, расположенном примерно в 1 км от прежнего, а на «Старом» кладбище хоронили лишь в уже имеющиеся семейные могилы или «в особых случаях». Известно, что на «Старом» кладбище делались редкие захоронения еще в 1920-е гг.Северное Приладожье находилось в составе Финляндии до советско-финляндской войны 1939-1940 гг. , затем по мирному договору 1940 г. отошло к СССР. Финское население было эвакуировано с этой территории в Финляндию, на территории Куркиёки практически не осталось родственников тех, кто был захоронен на куркиёкских кладбищах. Запустение на «Старом» и «Среднем» кладбищах длилось до 1990-х гг., когда в бывшую пограничную зону СССР был разрешен въезд гражданам Финляндии.
В 2013 г. был выполнен генеральный план Куркиекского сельского поселения Лахденпохского района Республики Карелия, где территория старинного кладбища при церкви Иоанна Предтечи в п.Отсанлахти выделена как «Зона спецназначения (кладбище)» и снабжена границей этой санитарно-защитной зоны.
В настоящее время «Старое» кладбище четко локализуется в окружающем пространстве, несмотря на свое почти заброшенное состояние. С юго-западной и южной стороны оно ограничено обрывистым склоном поймы ручья Охтоя, с юго-восточной стороны границей кладбища является малый ручей – приток ручья Охтоя, который в летнее время практически полностью пересыхает. Северная и северо-восточная сторона кладбища в настоящее время не имеют выраженных природных границ, частично сохранилась живая изгородь из деревьев хвойных пород (ель). Вход на кладбище был устроен со стороны дороги, ведущей из Куркиёки в Сортавала.
На территории кладбища не сохранилось исторических построек и сооружений или их фрагментов. Достоверно установлено местоположение православной церкви Иоанна Предтечи, а также бытовавшей на ее месте лютеранской церкви и кладбищенской избы, куда по лютеранским обычаям перед погребением ставили гроб с телом покойного. Большая часть территории поросла смешанным лесом.
Силами волонтеров из Финляндии была расчищена часть кладбищенского пространства, установлен памятный крест и информационный щит, на котором представлена история «Старого» кладбища на русском и финском языках. Поисковым методом осуществляется определение мест захоронений. К настоящему времени волонтерам удалось найти, расчистить и идентифицировать более десяти надгробных камней и собрать информацию о захороненных людях. Среди них есть личности, внесшие в XIX-первой трети XX вв. значительный вклад в социально-экономическое развитие Куркиёкской волости Выборгского уезда.
Территория кладбища является памятным местом, отражающим многонациональную историю края, так как свидетельствует о заселения Северного Приладожья сначала православными карелами, а затем, после шведского завоевания этого региона, лютеранским населением. Сохранение данного объекта культурного наследия будет способствовать укреплению межконфессиональных и межнациональных отношений. На основании историко-культурной экспертизы, выполненной архитектором С.М.Ициксоном, экспертом, аттестованным Министерством культуры РФ, достопримечательное место «Старое Куркиёкское кладбище», XVI – первая треть XX в., включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного значения местного (муниципального) значения, вид объекта – достопримечательное место.
http://monuments.karelia.ru/napravlenija-dejatel-nosti/populjarizacija/est-takoj-pamjatnik/dostoprimechatel-noe-mesto-staroe-kurkijokskoe-kladbicshe-xvi-pervaja-tret-xx-v-lahdenpohskij-rajon-p-otsanlahti/