До революции общепринятой была следующая точка зрения: нынешние русские, украинцы и белорусы рассматривались как три части единого Большого Русского народа.
Так как это были части единого народа, то особое стремление к своеобразию не приветствовалось, но несправедливо было бы и не заметить, что это были именно три части, поэтому своеобразие и известная культурная автономность той же Украины признавалась всегда.
К примеру, украинский язык официально был признан языком (именно языком, а не диалектом) ещё до революции.
Первой серьёзной альтернативой официальной концепции стала концепция известного дореволюционного историка М.С. Грушевского (впоследствии – первого президента независимой Украины, а ешё позже — почтенного советского академика). Именно эта концепция сегодня является общепринятой в современной Украине.
Согласно Грушевскому, всё было не так. Киевскую Русь создала одна, «україно-руськая», народность, Владимиро-Московскую – другая, «великорусская». Поэтому «Малая Русь» у него – это византийское именование Галицко-Волынской державы. После того, как эти земли попадают под власть Польши, это название «надолго выходит из употребления» и возрождается уже только в Российской империи, как полупрезительное именование со стороны русских. Украинцы, по его мнению, этого названия никогда не принимали, а в качестве альтернативы называли себя – «украинцами», а свои земли – «Украиной».
Самое забавное (возможно, кого-то это удивит) именно концепция Грушевского стала официальной в Советском Союзе. Тогдашние «империалисты» очень заботились о национальной гордости «15-ти республик, 15-ти сестёр». Концепция была немного купирована (убрали совсем уже вздорный тезис о том, что русские и украинцы были двумя разными народами изначально), но во всём остальном была объявлена единственно верной.
О том, что историческое самоназвание и украинцев, и белорусов – «русские», в советское время вообще старались не упоминать. Слово «украинское» внедрялось в историю как можно древнее, а слово «русский» в качестве самоназвания всячески замалчивалось.
В итоге случались курьёзы. К примеру, даже в сборнике «Материалы к истории Украины» в заголовке стояло «Лист брацлавскої шляхти королю Стефану Баторію про те, щоб укази писалися їм не польскою мовою, а українською», а в оригинале текста ниже было написано «просимо… руским писмом выдавати».
В общем, слово «Русь» заменялось на «Украину» везде, где только возможно. Возник новый перекос исторической правды – но уже в другую сторону.
Эта концепция начинает подвергаться сомнению и поправкам в сторону исторической истины только в недавние годы.
Но, естественно, не на Украине.
Теперь – что в этой концепции верного, а что сомнительного.
Верно, что происхождение «Малороссии» — византийское.
После татаро-монгольского нашествия образовались две Руси — на юго-западе и на северо-востоке, Галицко-Волынская и Владимиро-Суздальская, державы двух великих князей — Даниила Галицкого и Александра Невского.
Обе сохраняли активные связи с Константинопольской патриархией.
Тогда греческие православные иерархи, которым надо было как-то их различать, придумали два названия: Микра Россия и Мегало Россия – по классической аналогии. Как писал Стороженко: «Византийцы воспользовались готовыми географическими терминами: страна Малая или Великая, унаследованными ими от классической древности».
Согласно этой терминологии, Малыми считались исконные земли, бывшие «прародиной, одного народа или нескольких родственных племён… Великими назывались у классических географов страны, колонизованные населением из малых, иначе говоря: разросшиеся из недр страны-матери».
Общепринятой терминологией являются, например, Малая и Великая Греция, Малая и Великая Польша.
Поскольку “Русь вынянчил Днепр“, и только потом центр сдвинулся на Оку и Волгу, именно нынешние украинские земли и стали «Малороссией».
Именования “Малая Русь“ и “малороссияне“, чтобы там не говорил Грушеский, употреблялись в Южной Руси и до Переяславской Рады, преимущественно в церковной среде.
Вот, например, митрополит Мир Ликийских Матфей пишет Львовскому братству, что ему даны патриархом Константинопольским полномочия “относительно церковных дел в Малой России и в Московском царстве“ (1606 год). Или Иван Вишенский: «абовем ныне християне Малое Руси» («Книжка», около 1600 г.).
Но употреблялись действительно довольно редко, так как в широком обиходе были просто «Русь» и «руський народ».
Кстати, насчёт многочисленных поминаний, что на Украине, дескать, был не «русский», а особенный «руский» народ, который так и писался.
Почтенные, грамматика в те годы ещё не устоялась, и в одном и том же документе можно встретить написание и «русский», и «руский», и «руський». Это, увы, мало что доказывает. Ещё у В.И. Даля, в сер. XIX в., встречаются оба варианта написания — и «русский» и «руский».
В любом случае – все сами себя называли “русские“ и в именовании «Малороссия» и «Великороссия» не видели ничего дурного.
✒️ Вадим Нестеров, журналист, историк, писатель.
Для справки: Малороссия — это историческая область Российской Империи, включающая земли в среднем течении Днепра — современные Киевскую, Черкасскую, Полтавскую и Черниговскую области Украины, а также части соседних областей. Также к составу Малороссии в поздней Российской Империи относили Волынь и Подолье, присоединённые во второй половине XVIII века по результатам разделов Речи Посполитой.