«Не ищите летом купца в лавке, аптекаря в аптеке, немецкого мастерового в мастерской, бумажного дельца в его кабинете! Все они на даче!», — написал как-то в газете «Северная пчела» Фаддей Булгарин. Очерк этот датируется ещё 1837 годом, а следовательно, дачная культура в России насчитывает уже как минимум 180 лет. Хотя, вообще-то, истоки свои она берёт ещё с петровских времён. После победы над шведами, государь наиболее отличившимся приближенным давал в «дачу» земли для обустройства там загородных домиков на европейский манер. С течением времени слово дача потеряла свой первоначальный смысл и стало означать именно загородный дом.
Жизнь на даче, кстати, многим была по карману. В среднем здание можно было взять в аренду на 3 месяца за 50 руб. — столько стоила съёмная квартира в Питере в месяц. Поэтому далеко не случайно, как только наступали первые поистине тёплые деньки, многие жители империи старались перебраться за город. Часто дачи старались выбирать уже на месте. Там путников уже вовсю поджидали извозчики, которые наперебой предлагали отвезти, по их мнению, к самому роскошному домику, да ещё и по умеренной цене. На деле же чаще всего они везли пассажиров либо к себе, либо к хорошему знакомому, получая от последних «гонорар за клиентов».
Стоит отметить, что в загородных домах люди жили иногда вплоть до октября, но это не означало, что там только отдыхали: нужно было вести приусадебное хозяйство, готовить и убираться, а глав семейств, которые были вынуждены из пригородов ездить на работу именовали «дачными мужами». Тех, кто обитал за городом круглый год называли «зимогорами». Позже в России появились и специализированные издания, посвящённые дачным вопросам. Там советовали, как вести огород и обустраивать жилище. Можно найти и прелюбопытный совет: так, дачникам, которые не могли позволить себе перевозку мебели из городской квартиры, рекомендовали вместо кресел использовать мешки, набитые сеном. Выходит, модные ныне кресла-мешки — не такое уж новое изобретение.