Отарка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Однопрестольный каменный храм построен в 1853-1856 гг. (приход существовал с 1767 г.). Автор проекта — архитектор М.П. Коринфский. Небольшая церковь традиционной композиции, декор выполнен в византийском стиле. Храм построен на средства, пожертвованные приходу благотворителями, которые пожелали остаться неизвестными. В 1844-1871 гг. в приходе служил священник Андрей Иванович Филантропов (1820-1871), он и руководил постройкой нового храма; в 1871-1899 гг. Константин Иванович Дьяконов.
С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП.

Архитектурное описание. Композиционное построение традиционное. Апсида полукруглая. Собственно церковь, в плане квадрат со скошенными углами, с пятиглавым завершением. Трапезная прямоугольная под двускатной крышей. Колокольня трехъярусная, квадратная в плане.
Из каталога-справочника «Республика Татарстан: Памятники истории и культуры», г. Казань. — Издательство «Эйдос», 1993 г.

Храм стоит на восточной стороне села. До 1848 г. в с. Отарках был деревянный храм, сгоревший в 1848 г. во время бывшего в селе пожара. Вместе с храмом сгорела вся церковная утварь, кроме антиминса и напрестольных креста и евангелия. Сгоревший холодный храм вместе с колокольней был построен в 1767 г. тщанием прихожан, престол в нем один — во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Новый, существующий каменный храм построен с благословения архиепископа Григория в 1856 г. на средства неизвестных благотворителей, освящен в 1858 г., как и прежний, во имя Покрова Пресвятой Богородицы с благословения архиеп. Афанасия.
По указу казанской дух. консистории от 28 янв. 1849 г. за № 328 построена до сооружения нового храма временная деревянная часовня на месте сгоревшей церкви, по проекту архитектора Казанского Университета Михаила Коринфского. Некоторые из старожилов хорошо помнят, что материал для постройки храма заготавливался одновременно с построением временной часовни. Можно предположить, что и храм строился по проекту того же Коринфского. Временная часовня, с построением каменного храма, упразднена…
Постройка нового каменного храма продолжалась три года. В 1899 г. на средства нескольких прихожан он обновлен как внутри, так и снаружи: внутри исправлена штукатурка и окрашена клеевой краской сине-голубого цвета; снаружи окрашен масляной краской под цвет кирпича. Главным жертвователем на поновление храма был крестьянин В. В. Свиньяков (101 руб.). В 1901 г. кирпичный пол на паперти заменен каменным опоковым на средства крестьянина дер. Грахани М. Ф. Корноухова.
Наружный вид храма продолговато-крестообразный. Колокольня в одной связи с храмом, видимо, не законченная и не соответствующая плану. По плану она должна быть 4-хъярусная, но сделана 3-хъярусная. В фундаменте она представляет правильный квадрат, идущий вверх в три яруса и завершающийся конусообразно кровлей в 4 ската. Будучи урезана, она сама теряет вид и портит общий вид всего храма.
Окна в храме в 1 ярус с железными решетками. Куполов два: над алтарем и над серединой храма, оба глухие; кресты на куполах железные, бронзированы, с просветами. Храм семиглавый. Кровля железная: над алтарем полусферическая, над серединой отлого шатрообразная, из 8 скатов, над трапезой отлогая в 2 ската. Над папертью колокольня. Входных дверей три, паперть одна. Двери снаружи железные, внутри деревянные; входная дверь на паперть деревянная. Внутренняя площадь храма 33 кв. саж.
На колокольне 5 колоколов: 1-й – 44 пуд. 6 фун., лил купец Н. А. Бакулев в 1885 г.; 2-й – 20 пуд. 18 фун., лил Н. А. Бакулев; 3-й – 10 пуд., лил купец Афанасий Шишкин; 4-й — 1 пуд 8 фун. и 5-й — 13 фун. Ограда вокруг церкви из цокольного камня с деревянною решеткою. В ограде церковная сторожка, перестроенная в 1894 г.
Внутреннее расположение храма крестообразное. Трапеза отделяется от средней части аркою. Алтарь отделен иконостасом; иконостас деревянный, столярной работы, трехъярусный, окрашен масляною краскою – кармином, покрыт лаком, с колоннами и резьбою, вызолоченною на полимент. Царские двери деревянные, резной работы, вызолоченные на полимент, сквозные, украшены резьбой с просветом и иконами: Благовещения и Евангелистов.
Судя по уцелевшему Евангелию, сгоревший храм был беден утварью. Нынешний храм утварью тоже не богат. Все иконы в нем писаны на простых досках и нет ни одной иконы в ризе или окладе. В 1802 г. прихожанкой Анной Хохловой на собранные ей деньги, во время следования ее в Верхотурье на поклонение Симеону Праведному, приобретена и пожертвована в церковь икона Симеона Праведного, написанная на кипарисной доске по золотому фону, стоимостью 50 руб. … Библиотека заведена после пожара, с 60-х гг. XIX ст.
При въезде и выезде из села со всех четырех сторон и на перекрестках улиц есть небольшие часовни. Все они высечены из опокового камня, добываемого из берегов реки Вятки. Они поставлены со времени основания села усердием прихожан и ремонтируются по их усердию на общественный счет.
Состав причта по штату: священник и псаломщик, получает казенного пособия 200 руб. в год. Пахотной церковной земли 36 десятин и 8 десятин луговой. Имеется при церкви один 5-процентный Государственный непрерывно-доходный билет в 250 руб. Первоначально причт помещался в собственных домах; с 24 фев. 1890 г. священник помещается в церковном доме, а для псаломщика церковный дом приобретен в 1900 г.
В приходе 238 дворов, единственное занятие прихожан — хлебопашество. С открытием навигации на реке Вятке местные жители на своих ботниках собирают лес от разбитых плотов и получают 20-30 коп. за каждое дерево, или работают поденно на плотах, получая от 75 коп. и более в день.
В 1884 г. 22 окт., по ходатайству свящ. К. И. Дьяконова, открыто начальное земское училище. С 1898 г. открыто земское училище в дер. Грахани. Приходское попечительство открыто в 1876 г.; в 1900 г. при постройке дома для псаломщика им изыскано 25 руб.; в 1901 – 02 гг. на ремонт дома священника употреблено 21 руб. 50 коп.
«Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии». Выпуск 6. Казань. Типография Императорского Университета 1904 г.

Атрибуция проекта церкви М.П. Коринфскому вызывает некоторые сомнения. Из указа Казанской духовной консистории от 28 января 1849 г. явствует, что М.П. Коринфский выполнил проект временной деревянной часовни, возведённой до начала строительных работ по новому каменному храму. Автоматическое приписывание ему и самой новой Покровской церкви выглядит недостаточно обоснованным. К моменту её закладки в 1853 г. прошло два года после смерти Коринфского, на счету которого нет других достоверно атрибутированных работ в эклектичном русском стиле.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?