Выставка «От самовара до Фаберже. Коллекция Геннадия Кубрякова» представляет зрителю собрание автора, переданное нашему музею в начале 90-х годов. Это коллекция металла – предметы прикладного искусства, которые Кубряков начал собирать в возрасте 40 лет, сначала для украшения домашнего интерьера, а затем как исследователь.
Собрание старинных бронзовых и медных колокольчиков 1860 – 1880-х годов – удивляющая часть коллекции. На них нередко выбиты надписи и образы, но не каждый знает их прямое назначение – озвучивать широкие пространства, по которым едут путешественники. Ездить в конных повозках со звоном – один из самых древних обычаев во многих странах мира. В России конная тройка использовалась для курьерских сообщений с первых десятилетий XVIII века. С распространением курьерской почтовой езды возникла потребность в звуковых сигналах, которые могли быть слышны на значительном удалении, чтобы другие экипажи уступали дорогу, а на почтовой станции успевали подготовить смену уставшим лошадям. Колокольчики стали называть «поддужными» или «почтовыми». Они были миниатюрной копией большого церковного колокола.
Основным достоинством «поддужных» колокольчиков считался хороший звон, который зависел от форм, размеров и материалов. И мастера старались добиться непохожего звучания, добавляя в металл им одним известные ингредиенты, как личную подпись, узнаваемый бренд и память о себе.