Первая деревянная церковь была построена в 1623-1624 годах. Священниками в церкви служили несколько человек: отцы Всеволод, Николай,
Владимир, Константин. Они жили в домах рядом с храмом (сейчас некоторые из этих
помещений начинают передавать церкви, в одном из них, в частности, острожцы
построили часовню).
У отца Константина был очень сильный голос, он сам был здоровый и широкоплечий
мужчина, как запоет во всю мощь, так гасли свечи.
Церковь стояла на холме, который, как мне рассказывал 100-летний дед из
Касьяново Николай Федорович Шилов, был насыпной, его возводили сотни крестьян
Острожки (Шилов Н.Ф. и его брат Федор Федорович, владевший двухэтажным домом, что
до сих пор стоит возле тракта у дома Пономарева В.И., были в начале 30-х годов
прошлого века раскулачены. Сын Николая Федоровича Аркадий Шилов был приговорен
к расстрелу в армии на Дальнем Востоке по политической 58 статье. Советская
власть расправится и с некоторыми священниками Острожского Сретенского храма.
Вокруг церкви была очень красивая чугунная ограда. С северной стороны к ней
примыкал чудесный сад. Под обрывом был святой источник, рядом с ним стоял крест
с лампадкой и иконой. Вода в ключе была целебная, голубого цвета, ей лечили
глаза (безбожники срубили все деревья, на северной оконечности холма поставили
столбы, вырыли котлованы, куда пытались установить башню, целебный ключ исчез,
ушел, очевидно, в глубину).
Рядом с церковью хоронили священников и знать Острожки. На могилах были
красивые памятники в виде белоснежных ангелов, все это тоже уничтожили
недочеловеки.
Большевики побоялись без ведома народа закрывать церковь. Были собраны два
сельских схода, на которые пришли тысячи крестьян из окружающих Острожку
деревень. Народ, в основной массе верующий, сказал «нет» закрытию храма.
Большевики сделали еще одну попытку. Народ решил: пусть в церкви будет музей,
алтарь и иконы не трогать, на экскурсии водить туда людей.
Партийцев это не устраивало.
Александр Челпанов, работавший в МТС, рассказал, что через 2 дня после схода
работники политотдела Пономарев Андрей и Пирожков Алексей (Корчага) убедили
рабочих МТС снять все иконы, разобрать иконостас, вынести из храма все
богатства. Кстати, жены активистов после этой экспроприации стали щеголять по
Острожке в красивой одежде, богатых полушалках. Через 2-3 года активисты и их
жены смылись из Острожки. Вот тогда-то Корчага и закончил свой земной путь под
колесами состава.
Поплатились своими жизнями и другие «герои». Со слов Н.В.Касьянова, 1911 года
рождения, Н.Е.Казымовой, колокола снимали некто Помазков из д.Сосновка, братья
Михаил и Егор Распоповы.
Народу объяснили, что металл нужен для строительства тракторов.
Вместе с одним из колоколов улетел на землю и разбился насмерть Мишка Распопов.
Толпа на улицах Острожки, прилегающих к церкви, неистовствовала: мужики и
женщины корили разорителей церкви, на их голову сыпались проклятья.
Бабы кричали Помазкову: «Первая пуля — твоя» (и действительно, в начале Великой
Отечественной родственникам Помазкова в Сосновку пришла первая похоронка).
Особые хлопоты доставил активистам большой колокол. Он весил сотни пудов, его с
помощью нехитрых приспособлений удалось подтащить к краю колокольни и скинуть
на землю. Народ в ужасе заткнул уши…
Со слов Заякиной (Заколодкиной) Нины Федоровны, уроженки д. Горюхалиха, в этой
деревне все жители попадали ниц. Ей в ту пору было всего 4 годика. Раздался такой грохот, шум, пронзительный звон и свист над долиной Очера, что
все замерли. Этот грохот, с ее слов, слышали и в Оханске. Все жители Острожки,
Кропачихи и Горюхалихи, близлежащих деревень плакали.
На колокольне Острожской церкви висело 7 колоколов, все они были повержены
оземь (уже позднее я узнал из архивов, что главный колокол весил 600 пудов —
около 10 тонн. На нем серебром была вписана фамилия купца из Острожки, на чьи
средства он отливался — Голубев). Несколько дней мужики из МТС ломали колокола
с помощью копра, разбивали большие осколки кувалдами. Многие из них получали на
свою голову проклятья от верующих, и сами, наверное, просили у Бога прощения за
свои грехи.
Ограду и надгробия впоследствии также разрушили, чугунные полы в церкви
выломали (в храме с. Дубровы они, слава Богу, во многих местах сохранились).
В церкви настлали деревянные полы, печи разрушили, посередине поставили большую
«буржуйку» и открыли… клуб. Руководил им Г.С.Медведев, уроженец д. Замании.
Председателем сельсовета к тому времени была в Острожке женщина — Попова
Наталья Романовна.
Вскоре произошло ЧП: после восьмичасового топления церковь загорелась, вовремя
подоспели пожарники из Чуркино, пожар потушили.
Вину за пожар предъявили жителю Острожки, кулаку Грахову, его вскоре посадили.
Впоследствии в здании церкви хранили зерно, в подвалах выдерживали сыры, в храме
в бытность совхоза «Оханский» громыхали бочки АВМ (агрегат по приготовлению
витаминно-травяной муки).
Сразу же после пожара 1937 г. отправили в тюрьму и одного из священников,
вернувшегося в Острожку из ссылки.
http://vereschagino-blago.ru/out/1269971614
Основано село Строгановыми в 1597 году и называлось Очёрский Острожок. Это была пограничная крепость на рубеже Строгановских имений. Хотя эта крепость тоже была небольшой, (общая длина стен составляла около 300 м), но она имела уже 4 башни: 2 «глухие», предназначенные только для дозора и ведения боя, и 2 «проезжие» — с воротами. В 1614 году Очёрский Острожек уже село с деревянной церковью в честь Сретенья. К нему примыкало 7 деревень и 5 починков. Село Острожка к 1909 году насчитывало 112 дворов, в них жило 499 человек. Здесь была церковь в честь Сретенья, 2 школы, 2 ярмарки. Живёт ныне в Острожке 1505 человек — в 537 хозяйствах. В 1959 году археологический отряд И. С Поносовой, входивший в состав Камской археологической экспедиции Пермского государственного университета, уточнил место расположения Очерского острожка — высокий мыс правого берега реки Очер, восточная окраина современного села Острожка.