Никольская церковь расположена на небольшом острове, омываемом с двух сторон рекой Великой. В древности здесь была крепость, от которой местами сохранились руины каменных стен. Церковь поставлена апсидами на север, что было вызвано проходящей через остров дорогой, соединяющей Псков с Опочкой, Витебском, Смоленском, Киевом. Храм расположился параллельно тракту. Связь с городом, который с конца ХVIII в. начал строится на правом берегу реки Великой, осуществлялась с помощью лав и парома и лишь в 1853 г. были сооружены висячие цепные мосты.
Первое упоминание в летописи о Никольской церкви в острове относится к 1543 году: «…в лето 7051 …того же лета поставиша в Острове городе святаго Николу…». На барабане церкви сохранились фрагменты керамической ленты с надписью перечислявшей великого князя Ивана Васильевича, церковных старост и строителей и благотворителей церкви. Церковь сооружена на территории «Застенья» и располагается на острове на реке Великой. Не позднее 1553 года к церкви был пристроен придел Преображения Господня. Двухъярусная колокольня, изначально располагавшаяся отдельно, в 1802 году была пристроена к храму. Иконостас церкви представляет большую художественную ценность.
Церковь Николы в Застенье. Действующая. Построена из известняка в 1542 году. Интересный памятник псковского архитектурного стиля. Находится на территории бывшей островской крепости. Что совершенно нехарактерно для православных храмов — обращена алтарем не на восток, а на север (предположительно, в ту сторону, где находится г. Псков, создатель и покровитель своего пригорода Острова). В записях о Никольской церкви упомянуты также даты ее постройки: 1543, 1553, 1582 гг. Создатели ее «Захарий, Николай и Мария, а какого они чина, того не видно…». На шейке купола храма сохранилась надпись, выложенная на керамических плитках: «Храм Николы сооружен при Великом князе Иване Васильевиче в 1542 году старосте церковном Ларвоне Левонтеев да Михаила Кузмин Кюрила григорьев сын Иван сее… сове…» Остальная часть надписи разрушилась. Помимо каменного пояса с «летописью» храм украшен керамидами с рисунками.
Позднее, в 16 веке, к церкви некими Назарием и Кириллом был пристроен придел Преображения господня. В 17 веке у храма появился притвор, на стене которого сохранились надписи о захоронении в нем местных помещиков: Логвинова, Нащокиных, Гундаревых, Дубровских, Беклешова и Mapтынова. Стоящая отдельно от храма колокольня в 1802 году была приближена к нему. На ней висело 5 колоколов, самый большой из которых весил 213 пудов 36 фунтов, и были установлены «часы боевые». В церкви хранились местнопочитаемые древние иконы «Сошествие во Ад» (хранится в Русском музее г. Санкт-Петербурга), Казанской Божьей Матери (по преданию, прежде висевшая над крепостными воротами) и другие.
Никольский храм считался «патрональным и соборным» до постройки в 1790 году Троицкого собора в Острове. Некоторое Bpeмя он был приписан к собору, а затем стал приходской церковью. В годы Великой Отечественной войны церковь подверглась значительному разрушению. Капитально отреставрирована в 1960-x годах.
Из книги Владимира Орлова «Храмы Псковской земли», Великие Луки, 2009, стр.100-101.
Перед нами классический псковский храм, основные принципы устройства и оформления которого окончательно сложились к началу ХVI века. В Никольском соборе главные особенности развитого псковского зодчества опознаются без труда — в том, что касается основного храма, это: четверик с фасадами, разделёнными плоскими лопатками на три прясла, которые завершаются двух и трёхлопастными арками, с точным соответствием лопаток внутреннему делению постройки посредством четырёх столпов; восьмискатная крыша; небольшая главка на стройном барабане; трёхапсидная алтарная часть с мощной центральной апсидой, пониженной относительно основного четверика; характерный псковский декор. Правда, как раз в декоре есть и новшество — во первых, это керамическая храмоздательная надпись на барабане (сохранившаяся лишь частично); во-вторых, остатки под самым куполом пояса керамид с изображением арки на витых колоннах и пятиглавого храма, декорированного орнаментом. Изготавливались керамиды здесь же, в Острове, на обороте одной из плиток можно прочитать имена авторов: это были местные резчики Давыд и Тимоха-печник. Главной же «неожиданностью» Никольского собора является ориентация его алтаря на север, а не на восток. С некоторыми отступлениями от восточной ориентации храмов, церкви иногда встречаются, но столь «отчаянного» нарушения основного правила расположения алтаря, кажется встречаем впервые. Объясняют такое решение строителей Никольского собора по-разному: кто-то говорит о том, что тем самым подчёркивалось подчинённое отношение Острова к Пскову, находящемуся севернее; кто-то — о том, что того требовали оборонительные задачи, стоявшие перед крепостью; кто-то — о том, что храм нужно было «вытянуть» параллельно основной дороге, проходившей мимо церкви. Собор снабжён приделом, низким притвором и поздней двухъярусной колокольней, исполненной в стилистике провинциального классицизма. Фактура стен Никольского собора во многом формирует художественное восприятие постройки. «Покрытые тщательно вылепленной, но неровной обмазкой и побелённые по обмазке известью, — писал знаток псковского зодчества Ю. Спегальский, — стены подчёркивали весомость и скульптурную рукотворность зданий». Неровная обмазка сообщает образу храма особую мягкость; здание оживает на глазах, как будто начинает дышать.
Декор Никольского собора, как и всех сохранившихся псковских храмов ХV-ХVI веков, скуп, но необыкновенно выразителен. К нему, помимо уже описанных необычных керамической надписи и пояса керамид на центральном барабане, относятся и вполне традиционные элементы: перспективное оформление арок, соединяющие лопатки фасадов; «бровки» ломаной формы над окнами-бойницами; декоративные пояса придельного барабана и апсид алтарной части. Придел Никольского собора является уменьшенной копией главного храма, и это вполне понятно — он лишь на несколько лет моложе основной постройки, и строили его, скорее всего, те же мастера. К слову, декоративный пояс придельного барабана, в отличие от центрального, — абсолютно псковский; он состоит из трёх рядов: верхний и нижний ряды представлены квадратными нишами, средний — разнонаправленными треугольными нишами. До революции верхняя часть собора выглядела иначе. Видимо, в ХVIII веке восьмискатную крышу заменили более функциональной четырёхскатной, а традиционные луковичные главы — высокими колоколообразными куполами, на которые были водружены небольшие барабаны с глаками. Решение, с эстетической точки зрения, возмутительное, ибо после предпринятой реконструкции оказались разрушены гармоничные пропорции здания. Реставрация 1960-х годов вернула собору первоначальный вид. Главы до недавнего времени были покрыты лемехом, что смотрелось более органично, нежели нынешнее покрытие. Внутри храма посетителя настигает ощущение какой-то совсем «древней древности». Причиной тому — теснота внутреннего пространства и его, что ли, мелкая дробность. Храм с притвором и приделом разделён на множество малых помещений стенами, выступами, низкими соединительными проходами, имеющими арочную форму. Своды, за исключением крохотной центральной части, буквально нависают над головой; света редкие окошки дают чрезвычайно мало. Росписей в соборе нет, стены побелены, но побелка покрыта лёгким слоем сажи от железной печки, которую топят в холодное время года. Только здесь понимаешь, что в небольшой по площади крепости и невозможно было возвести сколько-нибудь просторную церковь — к тому же строили её, памятуя о том, что враг может в любую минуту приступить к крепостным стенам и тогда храм превратится в одно из защитных сооружений. То есть его компактность, помимо всего прочего, является и фортификационным решением. В собор прихожане попадают через дверь, ведущую в притвор ХVII столетия. В ХVII веке здесь изредка хоронили людей — видимо представителей наиболее заслуженных семей. Таких захоронений насчитывалось шесть (три одиночных и три групповых). Центральный купол покоится на четырёх мощных столпах, восточные из которых прикрыты иконостасом. Интересно, что в алтаре в древние времена имелся колодец на случай осады. Форма столпов имеет двойное сечение: снизу, чуть выше человеческого роста, — круглое, вверху — квадратное. Верхняя часть храма «пробита» множеством голосников, устроенных для улучшение акустики. В притворе придела есть служебное помещение, занимающее южный его фрагмент. В советское время Никольский собор не избжал страшной участи большинства русских храмов. К счастью, разрушить древний памятник никто не решился, однако собор был закрыт и превращён в складское помещение. После войны «складская» история храма ещё некоторое время продолжалась, позже его вернули верующим. В 1960-х годах собор отреставрировали, с 1962 года он оставался единственным действующим храмом в Острове.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №190, 2016 г.
Самая древняя церковь, сохранившаяся на территории городища — Никольская церковь, основанная в 1542 году. Церковь расположена на небольшом острове, омываемом с двух сторон рекой Великой. В древности здесь была крепость, от которой местами сохранились руины каменных стен. Сведений о создателях не сохранилось. Известны лишь их имена: Захарий, Николай и Мария.
Нетрадиционность храма в том, что своей основной частью алтарем он обращен на север, а не на восток. Такое необычное расположение храма, как считают историки, говорит о том, что островичи главным городом всегда считали Псков, которому подчинялись, и поэтому алтарь первого каменного храма направлен на север.
По наружному и внутреннему виду относится к тому архитектурному типу, который присущ всем древним псковским храмам. Первоначально Никольская церковь представляла собой кубическое здание с одной главой. Куб покрывала кровля из восьми скатов. В верхних частях алтарных апсид помещались традиционные для псковского зодчества ленты поребрика и бегунца. Уникальным образцом декоративного убранства является керамический фриз островского Никольского собора. Это украшение представляло собой надпись — «летопись», выполненную из крупных плит с зелеными глазурованными буквами. В иконостасе этой церкви находилась знаменитая икона Сошествия во ад, находящаяся ныне в Государственном Русском музее. За долгие годы Никольский собор претерпел существенные изменения. Во второй половине 16 века пристроен небольшой одноглавый Преображенский придел, в XVII веке — притвор со стороны главного входа. В 1963-1964 г.г. церковь реставрировалась специалистами Псковских научно-реставрационных мастерских.
http://culture.pskov.ru