Остроухов Илья Семенович «Сиверко», конец 1890-х — начало 1900-х

Остроухов Илья Семенович
«Сиверко», конец 1890-х — начало 1900-х
Холст, масло 53,5 x 65 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Особое место в творчестве Ильи Остроухова занимает картина «Сиверко». Успех картины, показанной на XIX-й передвижной выставке, был потрясающим, ее сравнивали с полотном «Над вечным покоем» Исаака Левитана и считали одним из шедевров искусства конца ХIХ века. Композиционный дар и способность автора к обобщениям преобразили обычный подмосковный пейзаж в величественный и монументальный, наводящий на глубокие философские размышления.

Полотно создавалось на основе подготовительных натурных этюдов. В исследованиях творчества живописца упоминаются четыре произведения с аналогичным названием, из них два – «Сиверко. Обрывистый берег» (1890, Национальный художественный музей республики Беларусь) и «Сиверко. Хмурый день» (1890-е, Полтавский областной художественный музей). Данная картина рассматривается как вариант более позднего авторского повторения. Последний раз Остроухов обращался к популярному сюжету в 1921 году (частное собрание).

В 1890-е годы художник с супругой Надеждой Боткиной проводили попеременно дачный сезон в Подмосковье – то в Поповке, имении Боткиных, то в Олсуфьеве. Живописная подмосковная природа с деревенскими избами, разбросанными на пологих речных берегах, и цветущим разнотравием полей и лугов в интерпретации Остроухова неожиданно приобрела мощное звучание. Ветер гонит над водой низкие тучи, пригибает к земле траву и цветы, колышет ветви деревьев. Река делает крутой изгиб и открывает широкое пространство с холмами, поросшими лесом.

При всей композиционной схожести данная работа не является точным повторением известной картины. Существенные отличия можно обнаружить как в проработке планов, так и в композиции с разной фокусировкой природного ландшафта. В этом варианте художник удалил линию горизонта и тем самым расширил пространство. Кроме того, он сохранил особенности местности, изобразив на втором плане силуэт белой церквушки. Иное решение пейзаж приобрел и в цвете. Остроухов, предпочитавший сдержанный колорит, позволил себе в повторении использовать более интенсивные краски холодных серо-голубых и фиолетовых тонов. Картина написана виртуозно, каждое движение кисти выверено, при этом сохраняется впечатление живописной свободы натурного этюда.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?