Приход села Остропяты расположен по обоим берегам реки Красивая Меча и ее притока реки Турдейки. «Местность, занимаемая приходом, писал в конце XIX века преподаватель Тульской духовной семинарии П.И. Малицкий, — неровная, гористая, изрезанная во множестве глубокими оврагами. Берега рек и оврагов изобилуют залежами дикого камня, дающего много отличного материала для построек, которые в огромном большинстве делаются здесь из камня или кирпича местного производства. Значительный интерес представляет данная местность в историко-археологическом отношении.
Близ сельца Турдей, вверх по течению реки Турдейки, в районе остропятовского прихода, есть местность «Казачий брод», на которой видны следы большой насыпи и могилы. В последней еще не так давно крестьяне находили, при распашке земли, человеческие кости и разные металлические вещи, например, запястья на костях человеческих рук и проч. Из разных предположений о происхождении этой могилы более вероятным представляется мнение, по которому эта заброшенная, уединенная могила, среди степи, скрывает в себе остатки разбитых татарских полчищ на Куликовском поле (в 60 верстах от Остропят), тех самых полчищ, которые, по истории Куликовской битвы, искали спасения в бегстве и были преследуемы русскими войсками до самой реки Красивой Мечи. За всем тем, ни археологические раскопки и находки, ни исторические предания о передвижении русских войск и татарских полчищ вблизи реки Красивой Мечи и в окрестностях нынешнего села Остропят не проясняют темного вопроса о древнем происхождении названного села и его прихода. Даже название села потеряно в живом народном предании. А древнейшие церковные документы восходят не далее второй половины XVIII столетия и застают уже существующим этот приход с тем же названием и с тем же наименованием храма, с какими он известен и в настоящее время». Главным занятием жителей в конце XIX века было земледелие. Занимались также и печным делом, изготовлением кирпича и плотницкими работами.
К 1759 году существовавший в селе храм был уже четвертым со времени строительства первого, бывшего деревянным, построенного, предположительно, в первой половине XVIII века и сгоревшего от удара молнии во второй половине того же столетия. Построенный вместо его на другом месте деревянный храм в 1780 году тоже сгорел.
Через двенадцать лет, в 1792 году, из села Локотцов-Кологривова Ефремовского уезда был перенесен готовый храм и установлен по соседству с прежним. Все эти храмы были однопрестольными, освященными в честь святого великомученика Дмитрия Солунского.
В 1819 году состоялась закладка каменного трехпрестольного храма. Строительство этого храма происходило в несколько этапов. К 1825 году построили трапезную часть и левый придел с алтарем во имя святого Дмитрия Солунского. В 1835 году было окончено строительство правого придела, он был освящен в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Строительство храма производилось тщанием дворянина Алексея Сергеевича Игнатьева, бывшего офицером Тульского ополчения в войну 1812 года. Средства на строительство нового храма поступали также из церковной казны и из пожертвований прихожан. В 1852 году А.С. Игнатьев скончался и был похоронен на кладбище около церкви. К этому времени церковь с колокольней уже была почти выстроена, но из-за смерти А.С. Игнатьева постройка не была доведена до конца. Лишь в 1876 году строительные работы возобновились и были окончены в 1889-м. Средства на окончание строительства были выделены вдовой А. С. Игнатьева — Агафьей Ивановной Игнатьевой. Отстроенный храм был богато украшен и освящен 10 октября 1889 года в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1898 году вокруг церкви и церковного погоста на средства прихожан и церковные суммы была устроена ограда из дикого камня, крытая железом.
В состав прихода входило само село Остропяты, состоявшее из трех поселений — Остропяты, Жидкая и Теряевка, и деревень — Костомаровка, Игнатьевка, Юдинка и Турдей. В приходе в 1895 году числилось 1299 душ мужского и 1318 женского пола. Причт церкви состоял из священника, дьякона и псаломщика. Церковной земли имелось более 86 десятин 510 кв. саженей, из которых усадебной — 2 десятины, полевой — 70 десятин, луговой — 12 десятин и под рекой и дорогами — 1 десятина 1337 кв. саженей. Почва — черноземная, частью песчаная и глинистая, плодородная.
В приходе были следующие школы: 1) земская двухкопмлектная в селе Остропятах, 2) земская двухкомплектная в сельце Турдей и 3) земская однокомплектная в деревне Юдинке.
В 1911 году церковь посетил архиепископ Тульский и Белевский Парфений (Левицкий).
В 1916 году Анна Петровна Шелехова пожертвовала в церковь полное священническое и диаконское облачения стоимостью в 500 рублей.
Настоятелем церкви в 1917 году был священник Николай Алексеевич Зерцалов. Он родился 7 декабря 1864 года в семье священника. В 1885 году окончил Тульскую духовную семинарию. С 1885 по 1887 год состоял надзирателем при Тульском духовном училище. 21 октября 1887 года определен на священническое место и 3 января 1888 года рукоположен к Покровской церкви села Остропят. В декабре 1890 года был утвержден в должности законоучителя Остропятского начального училища. С 1894 по 1912 год состоял заведующим и законоучителем школы грамоты в селе Остропятах. С 1895 по 1899 год состоял помощником благочинного по 1-му Ефремовскому округу. С 1904 по 1906 год был духовным следователем по 3-му Ефремовскому округу. С 1907 по 1908 год был членом Правления от духовенства при Ефремовском духовном училище. С 1915 года был законоучителем Юдинского начального училища, в том же году был перемещен на ту же должность в Турдейское начальное училище. Награды: набедренник (1894), скуфья (1900), камилавка (1908), серебряная медаль в память императора Александра III и такая же медаль в память 25-летия церковно-приходских школ и юбилейные крест и медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых. Овдовел. У него была родная сестра — Евдокия Зерцалова, которая окончила фельдшерско-акушерскую школу и работала в должности фельдшера в Туле.
Диакон Иван Филиппович Никольский, служивший в церкви накануне революции 1917 года, родился 23 сентября 1865 года в семье диакона. Окончил 3 курса Ефремовского духовного училища. С 1883 по 1886 год был учителем земских школ. С 1886 по 1896 год был учителем и регентом в церковно-приходской школе села Казанского-Грекова Ефремовского уезда. С 1896 по 1907 год был учителем и регентом такой же школы в селе Куркине Ефремовского уезда. С 12 июня 1907 года — исполняющий должность псаломщика Петропавловской церкви г. Белева. 10 февраля 1908 года рукоположен во диакона села Поповки Каширского уезда. 17 февраля 1909 года был перемещен к остропятской церкви. В 1910–1912 годах был учителем школы грамоты в селе Остропятах. С 1916 года преподавал Закон Божий в Юдинском начальном училище. Награды: серебряная медаль за труды по народному образованию (1896), серебряная медаль в память 25-летия церковно-приходских школ и юбилейные крест и медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых. Семейство: жена Вера Дмитриевна (р. 15 сентября 1884 года), дети — Константин (р. 1908), Вячеслав (р. 1910), Флегонт (р. 1913).
Исправлявший должность псаломщика при церкви Иван Петрович Родионов родился в 1882 году в семье мещан. Обучался в мужском приходском училище г. Одоева. 24 ноября 1911 года он был определен на должность псаломщика к остропятской церкви. Награды: бронзовая медаль в память царствования Дома Романовых. Семейство: жена Валентина Евдокимовна (р. 1888), дети — Тамара (р. 1911), Валентин (1917). С 1914 по 1917 год церковным старостой был крестьянин Тимофей Георгиевич Гусаров. На церковном кладбище села Остропяты погребен артиллерист поручик Василий Александрович Новокщенов († 1898).
От остропятской церкви остались лишь руины.
Игумен Герасим (Дьячков). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Московская Духовная Академия
Информация с сайта http://vilvolovo.ru/news3997
Приход с. Остропят, расположенный по обеим сторонам реки Красивой Мечи и её притока, реки Турдейки, находится в расстоянии от гг. Тулы 110 вер., уездного Ефремова 25 в. и от ст. Колодези Сызрано-Вяземской ж. дороги 7 верст. Местность, занимаемая приходом, неровная, гористая, изрезанная во множестве глубокими оврагами. Берега рек и оврагов изобилуют залежами дикого камня, дающего много отличного материала для построек, которыя в огромном большинстве делаются здесь из камня или кирпича местного производства. Значительный интерес представляет данная местность и в историко-археологическом отношении. Близ сельца Турдей, вверх по течении реки Турдейки, в районе Остропятовского прихода, есть местность „Казачий брод”, на которой видны следы большой насыпи или могилы. В последней еще не так давно крестьяне находили, при распашке земли, человеческие кости и разныя металлические вещи, напр. запястья на костях человеческих рук и проч. Из разных предположений о происхождении этой могилы более вероятными представляется мнение, по которому эта заброшенная, уединенная могила среди степи скрывает в себе остатки разбитых татарских полчищ на Куликовском поле (в 60 в. от Остропятова), тех самых полчищ, которыя, по истории Куликовской битвы, искали спасения в бегстве и были преследуемы русскими поисками до самой реки Красивой Мечи. За всем тем, ни археологические раскопки и находки, ни исторические предания о передвижении русских войск и татарских полчищ вблизи реки Красивой Мечи и в окрестностях нынешнего с. Остропят, не проясняют темного вопроса о древнем происхождении названного села и его прихода. Даже название села потеряно в живом народном предании. А древнейшие церковные документы восходят не далее второй половины XVIIІ столетия и застают уже существующим этот приход с тем же названием и с тем же наименованием храма, с какими он известен и в настоящее время.
Приход с. Остропят состоит из следующих селений: 1) самого села, состоящего из трех поселков: Остропят, Жидкой и Теряевки, 2) Костомаровки, 3) Игнатьевки, 4) Юдинки и 5) Турдей, заключающих в себе 1299 душ муж. и 1318 жен. пола. Главное занятие жителей земледелие, отчасти изделия: печное, кирпичное и плотничное. Существующий в с. Остропятах каменный храм является уже четвертым со времени основания первоначального деревянного храма, построенного, как полагают, в первый половине XVIII столетия и, по местному преданию, сгоревшего от удара молнии во второй половине того же столетия. Построенный взамен его, но на другом месте, деревянный храм в 1780 году также был истреблен пожаром и чрез 12 лет заменен готовым церковным зданием, перенесенным в 1792 году из села Локотцов-Кологривова Ефремовского уезда. Все эти храмы были однопрестольные во имя св. Димитрия Солунского. В 1819 году положено основание каменному трехпрестольному храму, оконченному постройкой трапезной части и левого придельного алтаря во имя св. Димитрия Солунского в 1825 году, а правого алтаря во имя святителя Алексея в 1835 году. Храмостроителем был местный прихожанин Алексей Сергеевич Игнатьев. С того времени (1825 г.) до 1876 года постройка церкви не была доведена до конца. В указанном 1876 году постройка главного храма была возобновлена и окончена в 1889 году средствами прихожан и щедрой благотворительницы храма, жены вышеупомянутого храмостроителя — вдовы Агафьи Ивановны Игнатьевой. Отстроенный и щедро благоукрашенный храм освящен во имя Покрова Пр. Богородицы в том же 1889 году. Причт церкви состоит из священника, диакона и псаломщика. Средствами содержания их служат % с капитала 400 руб. и церковная земля в количестве 86 десят. 540 кв. саж., из которых усадебной 2 д., полевой 70 д. луговой 12 д. и под рекой и дорогами 1 д. 1337 кв. саж. Почва земли частью черноземная, частью песчаная и глинистая, но довольно плодородная. В приходе имеются три земских школы и одна школа грамоты, открытая в 1894 году.
П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Ефремовский уезд, стр. 355