Острог, Богоявления Господня кафедральный собор (ул. Замковая гора, 5).
ЗАМОК, XIV—XIX. Расположен на холме, поднимающемся на высоту около 20 м над равниной. Построен на месте древнерусского городища XI—XII вв.. нерегулярный в плане, его конфигурация обусловлена рельефом холма. Состоял из каменных и деревянных укреплений, был окружен рвом, наполняющимся водой из р. Грабарка. Его обороноспособность дополнялась Окольным замком, ныне не существующим. В настоящее время комплекс сооружений на Замковой горе состоит из: «Вежи мурованной», Новой башни (Круглой), Богоявленской церкви и надвратной колокольни.
Богоявленская церковь, XV—XVI вв. Памятник был связующим звеном между древнерусским культовым зодчеством и архитектурой Украины XVI—XVII вв. Прямых сведений о времени строительства нет. Большинство исследователей относят ее основание к первой половине XV в., другие к первой половине XVI в. На каменных обрамлениях четырех амбразур северной оборонной стены сооружения имеются резные надписи, указывающие дату 1521 г. Одними исследователями эта дата связывается со временем приспособления церкви под оборону, другие считают ее временем основания. В 1887—1891 гг. восстановлена из руин с изменением первоначальных архитектурных форм, представлявших выразительное сочетание традиционных форм древнерусского зодчества с готи-ко-ренессансными чертами. Конфигурация плана трехнефного объема сохранена, апсидная часть удлинена в восточном направлении. Сложена из кирпича, структурно повторяет крестовокупольную схему древнерусских храмов. Трехнефная, трехапсидная, четырехстолп-ная, пятикупольная. План без восточной части — квадратный, опорные столбы квадратного сечения поставлены на его диагоналях. Средний неф шире боковых, апсидная часть понижена по отношению к основному объему. Северная оборонная стена толще других, кроме бойниц в форме перевернутой замочной скважины; имеет широкий уступ, который в древности был огражден и служил дозорной площадкой. Стена над уступом декорирована глухой аркадой. Южный и западный фасады укреплены уступчатыми контрфорсами. Полуциркульным сводам соответствуют снаружи закомары. Значительно вытянутые подкупольные восьмигранные световые барабаны имеют глухие основания, декорированные уступчатыми арочными нишами, повторяющимися в закомарах. Северо-восточный барабан сохранил первоначальную трехмастную композицию. В древности декоративное убранство сооружения носило готико-ренессансный характер, выявленный в каменных резных наличниках и порталах, стрельчатых подпружных арках, переплетах окон, очертаниях закомар. В интерьере масляная живопись 1887—1891 гг.
Въездом на территорию памятника служит сквозной арочный проем первого яруса кирпичной, трехъярусной, два восьмерика на четверике надвратной колокольни, построенной в 1905 г.
Источник: Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 3, издательство «Будивэльнык», 1983-1986 г., стр. 317-320
Соборный приход городского округа г. Острог расположен при реке Вилии, местность гористая, лесная, с низменными местами. Каменный двухпрестольный храм построен в XV ст. великим князем Василием Федоровичем Красным; в 1891 г. храм реставрирован, а в 1906 г. ремонтирован. Главный престол Богоявленский и придельный – в честь преп. Федора, князя Острожского; храм вместительный, украшен благолепно.
Есть рака с частицею мощей преп. Федора, копия Почаевской иконы Божией Матери и копия Афонской Божией Матери «Предвозвестительница». Отпусты бывают 4 мая, 11 августа и 15 августа. Есть часовни на приходских кладбищах и часовня на бывшем церковном погосте. Прихожан 860 душ.
Причт: настоятель – протоиерей, священник, диакон, два псаломщика и просфорня. Причтовые помещения вблизи церкви, построены на казенные средства в 1888 г., поместительные; надворные постройки удовлетворительные. Есть огороды, а при доме протоиерея и священника небольшие сады.
Земли 127 дес. в нескольких кусках, расположена в 2 – 9 верстах от дома: усадебной 10 дес., пахотной 105 дес., сенокосной 12 дес.; документы на землю имеются. В приходе церковно-приходская школа, здание удобное, министерские: мужская гимназия, городское двухклассное училище и 8-классное женское училище графа Блудова. Иноверцы: католики, лютеране и евреи.
Приписная чешская колония Ядвинин в 8 верстах. В колонии церковь в честь преп. Прокопия; богослужения совершаются два раза в месяц.
«Справочная книга о приходах и монастырях Волынской епархии» К. В. Переверзев, Житомир. Электрическая типография М. Дененмана, 1914 г.
Старинный город Острог впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1100-м годом. Активное развитие города выпало на ХIV столетие, когда Острог стал резиденцией князей Острожских. Поныне здесь сохранилось их родовое гнездо — перестроенный княжеский замок. В цитадели находится и архитектурная святыня православия на Западной Украине — Свято-Богоявленский собор. Династия князей Острожских владела Острогом с ХIV по ХVII вв. Основателем рода Острожских был князь Даниил. Именно благодаря князьям Острожским, город стал одним из мощнейших культурных и духовных центров Восточной Европы. За четыре столетия на подвластных им землях появилось десять монастырей и более шестисот храмов. Самый известный из них — Богоявленский собор Острога. Первоначально деревянная церковь появилась здесь в 1386-м году. В середине ХV века (1453) на Замковой горе благодаря усердию князя Василия, прозванного Красным, строится каменный храм. Тогда город находился в составе Литвы, где православная вера не была в почёте. Построив величественный храм рядом с собственной резиденцией, князь Василий тем самым засвидетельствовал тот факт, когда Православие переживало нелёгкий период, род Острожских был и будет выступать гарантом и защитником прав местного православного населения.
В ознаименование победы в битве под Оршей, произошедшей 8 сентября 1514 года в ходе русско-литовской войны, когда объединённые войска Великого княжества Литовского и Королевства Польского под началом великого гетмана литовского Константина Острожского и польского надворного гетмана Януша Сверчовского одержали скромную победу над русскими войсками во главе с воеводами Иваном Челядиным и Михаилом Булгаковым-Голицей, князь Константин Иванович закладывает каменный собор, включив его в систему фортификационных сооружений Замковой горы. Северная стена храма стала фрагментом крепостной ограды со своими бойницами и амбразурами для ружей и пищалей. Толщина церковной стены доходила до 2,8 м. Точной датой освящения нового храма считается 1521 год — эта дата указана на табличке, установленной на сохранившейся северной стене собора. О роли, которая была отведена Богоявленскому собору хозяевами Острога, свидетельствует то, что силуэт храма стал официальным гербом города ещё с 1526 года. Изображение собора также появилось и на княжеских печатях. Однако с ХVII века Острог постепенно теряет роль оплота Православия на Волыни. Внучка князя Константина Острожского, княгиня Анна, вышла замуж за польского гетмана Яна Ходкевича, приняла латинскую веру с именем Алоиза и стала активной ревнительницей католичества. Именно при ней в Богоявленском соборе — гордости и славе православной Волыни — на несколько столетий прекратилась богослужебная жизнь. Поводом к закрытию послужило восстание мещан в 1636 году («Острожская трагедия») и конфликт Анны-Алоизы Ходкевич с местными жителями. После этих событий церковные службы прекратились, а сам храм был закрыт.
Более 250 лет простоял собор в запустении. Как-то в него попала молния, из-за чего сгорела крыша и здание начало постепенно разрушаться. Вместе с собором стал приходить в упадок и опустевший замок. Замковая гора, которая несколько веков была духовным и административным центром большого княжества, превратилась в пустырь. Главная святыня Острога издавна служила усыпальницей для представителей княжеского рода. Здесь нашли свой покой князья Острожские: Василий (Красный), Александр, Константин-Василий и меценатка Острожской академии Гольшка (Елизавета) Ильинична Острожская (1539-1582), дочь Ильи Острожского и Беаты Костелецкой. Возрождать собор начали лишь в ХIХ веке. В 1886 году, перед празднованием 900-летия крещения Киевской Руси, православная общественность подняла вопрос о возрождении Богоявленского собора в городе Острог. Храм к тому времени представлял из себя величественные руины, которые можно сейчас увидеть на некоторых акварелях и случайно сохранившихся фотографиях. Многие камни были украдены местными жителями для своих нужд; осталась неповреждённой лишь северная стена. В 1886 году образовавшаяся инициативная группа по возрождению главной святыни Острога вместе с местной властью активно взялись за «реставрацию» святыни по проекту петербургского архитектора В. Токарева. На это было выделено 120 000 рублей. В Санкт-Петербурге был заказан резной дубовый иконостас с образами, написанными петербургскими художниками. Со старых печатей и рисунков, а также по древним фундаментам, с 1886 по 1891 года строился новый собор. «Реставрацию» проводили солдаты местного гарнизона; остатки руин были разобраны до основания. Единственным надземным элементом, оставшимся от бывшего Богоявленского собора, стала нижняя часть северной стены с бойницами.
Возрождённый храм был освящён осенью 1891 года. Новая Богоявленская церковь полностью унаследовала объёмно-планировочную структуру утраченного храма — прямоугольную в плане основную часть с четырьмя столпами, к которой с востока примыкали три апсиды. Были сохранены также и контрофорсы. К главному входу пристроено надуманное крыльцо с «византийской» стилистикой, несколько изменены пропорции оснований барабанов и главы куполов. А главное, новая церковь потеряла характерные готические детали, оборонительные черты, которые придавали ей своеобразный художественный привкус. Трёхлепестковый абрис первоначальных фронтонов, закрывавших торцы сводов центрального нефа и трансепта, заменён на упрощённый полукруглый. Позже, на месте, где стояли когда-то въездные ворота с разводным мостом, была построена надвратная колокольня (1905). В 1907 году собор получил в дар от Киево-Печёрской Лавры частичку мощей прп. Феодора Острожского. Её вложили в икону преподобного, написанную на крышке его гроба. Ныне святыня хранится в северной части церкви, где после восстановительных работ находится придел в честь Острожского угодника Божьего.
Храм действовал до 1960-х годов. В 1963 году Богоявленская церковь снова была закрыта. На три десятилетия верующие вынуждены были покинуть этот острожский храм на Замковой горе. После проведённых косметических работ, в помещении бывшей церкви был открыт музей религии и атеизма. Все росписи были забелены известью, его уникальный резной дубовый иконостас не пострадал. Богоявленский собор передали православной общине лишь в конце 1989 года. Образы и росписи удалось восстановить, приобрести церковную утварь, ну и конечно же позолотить купола Богоявленского собора — святыни древнего Острога.
С сайта: http://mir-pravoslavia.org.ua/node82/Богоявленский собор города Острог