Церковь Рождества Христова в Осташково
Село Осташково расположено на реке Клязьме. Деревянная церковь в честь Рождества Христова с приделом святителя Николая Чудотворца упоминается в храмозданной грамоте, данной Святейшим Патриархом Филаретом И.Б.Черкасскому 17 октября 1621 г. на построение новой церкви в селе Осташкове вместо сгоревшей.
Строительство каменной церкви относится к рубежу XVII-XVIII вв. Храм построен иждивением князя М.Я.Черкасского в честь Рождества Христова с приделом во имя святителя Николая.
С 1743 г. село Осташково с деревнями перешло во владение графов Шереметевых. При них в 1815 г. к Христорождественской церкви пристроили новую каменную колокольню по проекту архитектора К.С.Орденова, а 1830 г. — придел во имя Илии Пророка.
В 1894 г. церковь утеплили, к колокольне пристроили ризницу, в 1906 г. был произведен капитальный ремонт.
Церковь не закрывалась, поэтому сохранила свой облик. В храме много старинных киотов с намоленными иконами.
Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=435
Первое письменное упоминание о селе Осташково относится к началу XVII века. Тогда Осташково находилось во владении князей Черкасских. Их предок князь Инал был владетелем Кабарды. Поэтому в центральном малом щитке герба Черкасских изображена золотая держава на горностаевом поле, в первой четверти – черкес в княжеской шапке с копьем на белом коне, а во второй четверти – три серебряные звезды и скрещенные стрелы, а на них щит с полумесяцем, что свидетельствует о мусульманском происхождении этого рода. На Руси князья Черкасские приняли крещение и даже породнились с Рюриковичами: одна из княжон – Мария Темрюковна была второй женой царя Ивана Грозного.
Осташково принадлежало князю Ивану Борисовичу Черкасскому, двоюродному брату и ближнему боярину царя Михаила Федоровича Романова. Отец Ивана Борисовича приходился племянником кабардинскому князю Темрюку и был женат на Марфе Никитичне Романовой, тетке царя Михаила. В 1598 году князь Черкасский, тогда стольник, подписал соборное определение об избрании на царство Бориса Годунова. Однако, когда в 1599 году по приказу царя Бориса были схвачены Романовы, их родные, друзья и знакомые, среди них оказался и князь Черкасский. Причиной ареста послужило то, что в дом его отца был вхож Григорий Отрепьев, будущий Лжедмитрий I. Он от самого князя Ивана Борисовича «честь получал».
В 1601 году боярский приговор определил князю Черкасскому, единственному из всех обвиняемых, самую высшую меру наказания – ссылку в Сибирь. Его имущество отписали на государя. Но потом меру наказания смягчили и Сибирь заменили на Нижний Новгород, а потом и вовсе князя Черкасского вернули в Москву.
В правление царя Василия Шуйского князь Черкасский вновь приблизился к престолу и стал кравчим. В 1610 году он командовал одним из полков и отличился в битве с поляками на реке Ходынке, а в 1611 году попал в плен к владимирцам, которые поддерживали польского королевича Владислава в его притязаниях на российский престол.
Избрание царем Михаила Федоровича Романова стало крутым поворотом в судьбе князя Черкасского. Вместе с И.Ф. Шереметевым и И.Н. Романовым он вошел в состав постоянного совета при государе и в 1613 году стал боярином. В 1618 году князь Иван Борисович был послан в Ярославль собирать ратных людей на помощь осажденной поляками Москве. Набранное им войско разбило отряды поляков в Ярославском, Устюжском и Белозерском уездах.
В дальнейшем князь Черкасский управлял Стрелецким, Иноземным, Рейтарским, Аптекарским, Казенного двора и Большой Казны приказами. Он постоянно находился при государе, сопровождал его на богомолья, присутствовал при приемах послов, участвовал в выборах царских невест. О степени его могущества, влияния и доверия царя говорит тот факт, что во время поездки Михаила на богомолье во Владимир князь Иван Борисович Черкасский «ведал Москву», то есть управлял столицей. Он был одним из самых богатых людей своего времени.
Его подмосковное владение – село Осташково никогда не было большим и многонаселенным, причем население его неуклонно сокращалось. Если в ХVII веке в селе имелось 14 дворов, то к концу ХVIII века их было всего 7, а в середине ХIX века и вовсе 6, в которых проживало 15 человек мужского пола и 24 – женского.
В 1617 году в Осташкове по распоряжению князя Черкасского была построена деревянная церковь Рождества Христова с приделом Николая Чудотворца. Видимо, она простояла недолго, так как 17 октября 1621 года Святейший Патриарх Филарет дал князю Ивану Борисовичу Черкасскому храмозданную грамоту на построение новой церкви в селе Осташково вместо сгоревшей. В Писцовой книге за 1623 год указано, что «в церкви образы и свечи, и книги, и на колокольнице колокола строенье боярина князя Ивана Борисовича Черкаскаго».
После смерти князя Ивана Борисовича в 1642 году за неимением прямых наследников все его состояние перешло к двоюродному брату, ближнему боярину и воеводе, князю Якову Куденетовичу Черкасскому. Ему же стало принадлежать и Осташково. Яков Куденетович был воеводой, одним из выдающихся полководцев царя Алексея Михайловича. Он много воевал с поляками, разбил войска гетманов Радзивилла и Гонсевского, взял столицу Литвы Вильно. После его смерти в 1666 году ему наследовал сын, князь Михаил Яковлевич Черкасский, ближний боярин, последний воевода Тобольска.
При нем в 1699 году деревянная церковь Рождества Христова в Осташкове была заменена новой, кирпичной, которая сохранилась до наших дней. Предположительно ее строил крепостной архитектор Павел Потехин.
Род князей Черкасских прервался в начале ХIХ века. После смерти Михаила Яковлевича Черкасского в 1713 году село Осташково перешло к его сыну Алексею. Его дочь и единственная наследница княжна Варвара Алексеевна, фрейлина, а потом статс-дама была очень разборчивой невестой, ведь союза с ней многие искали из-за огромного состояния князей Черкасских. Варвара Алексеевна отвергла блестящего царедворца Карла Левенвольде, поэта и дипломата Антиоха Кантемира и в 33 года вышла замуж за владельца соседнего села Троицкого графа Петра Борисовича Шереметева. Этот брак соединил оба владения.
В 1810 году в Осташкове были организованы мастерские по производству изделий из папье-маше и первые мастерские по изготовлению железных подносов с росписью и лаковым покрытием – промысла, получившего впоследствии мировую известность как Жостовская декоративная роспись.
При Шереметевых в осташковском храме были проведены первые восстановительные работы и переделки. Храм был расширен, окна и арки растесаны, отчего внутри стало светлее и просторнее. Были обновлены также иконостас, убранство и церковная утварь. Скромная трехъярусная колокольня в стиле ампир была построена в 1815 году по проекту К.С. Орденова, о чем сообщает надпись на закладной доске храма. Пятнадцать лет спустя был пристроен придел во имя Илии Пророка.
Центральный иконостас храма был создан во второй половине XIX века. Большая часть его икон написана в Московской школе живописцев И.А. Соколова.
В 1894 году церковь утеплили. Позднее жители села на свои пожертвования пристроили паперть и ризницу. В конце ХIХ века были сделаны незначительные пристройки и обновлена роспись в трапезной. Следы первоначального декоративного убранства скрыты штукатуркой, которой покрыли фасады в 1903 году. Предполагается, что первоначально храм был пятиглавым, а стены его центральной части и приделов завершались рядом кокошников. На главках сохранились ажурные кресты конца ХVII века. Центральный иконостас датируется второй половиной ХIХ века, а пристройки у колокольни и масляная роспись интерьера — началом ХХ века. В 1904 году были обновлены деревянная резьба, росписи и иконы. Работы производили резчики мастерской Е.П. Елисеева и живописец Б.Е. Немиров.
Храм в честь Рождества Христова в селе Осташково не миновали революционные и постреволюционные экспроприации. Изъятия ценностей производились неоднократно, но иконы не тронули, ограничившись золочеными ризами и окладами, и сам храм не закрывали. В нем, единственном храме земли Мытищинской, регулярно проводились богослужения. Во время войны священник Василий Гумилевский привечал сельских детей, по мере возможности кормил их, а во время бомбежек выходил на крыльцо и усердно молился, дабы уберечь церковь и село от снарядов.
Осташковская церковь интересна как образец вотчинного храма. Даже поздние пристройки не портят его облик. Архитектура храма типична для посадских церквей ХVII века. Для вотчинного храма он довольно скромен, хотя назывался царским и имел венцы над главками (в силу родства князей Черкасских с Иваном Грозным и Михаилом Романовым). Основной объем храма состоит из бесстолпного, ныне одноглавого четверика с полукруглой апсидой. К западным углам его примыкают два одноглавых придела во имя Николая угодника и Ильи пророка, объединенных трапезной.
Ввиду того что церковь в Осташково не была закрыта и разорена в годы советской власти, в ней сохранилось большое количество икон ХVIII–ХIХ веков, заказанных специально для этого храма, а также подаренных прихожанами. Есть несколько семейных икон с ликами святых покровителей членов семьи. Такова семейная икона архистратига Михаила, святых Афанасия, Макария и Феодора.
Федоровская икона Божией Матери была принесена в храм жителями Ульянкова после сильного пожара, когда выгорела почти вся деревня. Среди наиболее почитаемых – местная икона святого Харлампия. Ее при массовых эпидемиях носили по деревням.
Интересна история иконы Николая угодника, которую некоторые прихожане называют Никола-Окопник. Во время войны осташковские женщины и дети рыли окопы и случайно наткнулись на деревянную доску. Когда ее очистили, то оказалось, что это икона Николая Чудотворца. По рассказам очевидцев, когда началась бомбежка и испуганные дети сбились в кучку, женщины взяли этот образ и пошли с ним по окопам. С этого дня немецкие самолеты перестали прилетать. Какое-то время икона находилась в окопах. Солдаты сделали из нее дверь в землянку образом вовнутрь и молились на него перед боем. Когда немцев отогнали от Москвы и линия боя переместилась к Западу, солдаты, покидая окопы, передали икону Николая Чудотворца осташковскому храму.
Осташковский храм был и остается красивейшим сооружением в окрестностях Мытищ. В нем гармонично слились черты разных архитектурных стилей, иконописи, стенной росписи, декоративного убранства. Выполненные с любовью и тщанием, разностилевые элементы не противоречат друг другу, а дополняют и обогащают друг друга. По осташковской церкви можно проследить, как развивалась русская церковная архитектура на протяжении четырех столетий. Мощные стены храма восходят к русско-византийскому стилю. Ампирная колокольня рядом с ними кажется особенно легкой и ажурной. Иконы, главного иконостаса, написанные в манере, характерной для XVIII века, обрамлены резными рамами под русскую старину. Стенные росписи начала ХХ века напоминают о сказочно-былинном стиле В.М. Васнецова. Рядом с ними – резные ограждения алтарей и скамьи начала ХХI века, также напоминающие о былинной Руси. Все это сливается в единый художественно-исторический ансамбль и создает очень интересный и привлекательный образ старинного, но не устаревшего храма.
Ранее находившаяся на берегу Клязьмы церковь после сооружения Клязьминского водохранилища и разлива воды стала хорошо смотреться с противоположного берега. Силуэт колокольни неоднократно использовался в жанровых сценах знаменитых жостовских подносов. С 1980 года храм Рождества Христова в селе Осташково охраняется государством как памятник архитектуры.
В рамках празднования 2000-летия Рождества Христова отмечалось и 300-летие Осташковского храма Рождества Христова. Торжества по этому случаю возглавил Высокопреосвященнейший Григорий, архиепископ Можайский.
В настоящее время при храме открыта воскресная школа. В приходе создана творческая мастерская «Земстии». Руками ее мастеров создается архитектурный комплекс храма Рождества Христова в селе Осташково. При въезде в село установлен деревянный Поклонный крест. В той же сказочной васнецовской манере оформлены автобусная остановка и деревенский колодец.
Осташковский храм это — не только религиозное учреждение, это еще и памятник культуры и истории. Сюда часто приезжают экскурсанты. Тесные культурные связи у клира храма налажены с музеем-заповедником Останкино, также бывшим владением Шереметевых.
В миссионерскую карту осташковского храма Рождества Христова входят деревни Жостово, Сорокино, Пансионат. К храму приписаны часовня Смоленской иконы Божией Матери в деревне Чиверево. Первая деревянная часовня здесь была построена в 1844 году. Впоследствии она сгорела, и на ее месте в 1902 году по проекту епархиального архитектора Николая Николаевича Благовещенского была построена небольшая кирпичная часовня, богато украшенная тесаным кирпичным декором и увенчанная одной главкой.
В послереволюционное время часовня была закрыта. После чего были утрачены завершение главки, часть декора, интерьер, поврежден цоколь. В 2001 году часовня была частично отремонтирована и на ней была восстановлена утраченная глава с крестом.
Источник: официальный сайт Мытищинского муниципального района, раздел Храмы Мытищинского благочиния. Автор статьи не указан.