В конце XVII века Осташков превратился в большой город, в котором быстро росла численность населения, развивалась торговля. Во многих городах России во второй половине XVII века развитие торговли и строительства происходило параллельно. Разделение Осташкова на две слободы было к тому же чисто местной причиной, способствовавшей оживлению строительства. И патриарх и Иосифо-Волоколамский монастырь назначали в городские соборы своих настоятелей, внедрявших тут вполне определенные вкусы. Сочетание этих причин способствовало тому, что в Монастырской слободе в 1677 году начали строить Воскресенский собор — один из самых больших в Тверском крае. Одновременно рядом с собором была построена колокольня. Два каменных собора, построенные почти одновременно, в таком сравнительно небольшом городе, как Осташков, — событие исключительное.
Троицкий и Воскресенский соборы не раз перестраивали, изменяя их внешний вид, расписывали интерьеры и ремонтировали. О первоначальном облике соборов совсем недавно можно было судить лишь по небольшим фрагментам декора, видневшимся кое-где на фасадах. Все остальное «узорочье» XVII столетия оказалось скрытым поздними пристройками, толстым слоем штукатурки, сбито или заменено в разное время новым декором. В процессе реставрации архитектором В. И. Якубени было сделано много интересных наблюдений и открытий. До недавнего времени стоящая рядом с Воскресенским собором высокая столпообразная колокольня с шатровым завершением своими формами вызывала некоторое недоумение. Ее композиция и декор повторяют хорошо известные ярославские колокольни. Прямой аналогией для нее может послужить колокольня соборного комплекса в Коровниках в Ярославле, имеющая почти такую же композицию и декоративную обработку шатра с убывающими проемами слуховых окошек. Бесстолпный двусветный четверик храма с трапезной и приделами с севера и юга у Воскресенского собора увенчан двумя рядами кокошников и традиционным пятиглавием. Постаменты в основании барабанов пятиглавия также украшают кокошники. Композиция и особенно декоративное убранство фасадов характерны для многих посадских церквей Ярославля, вплоть до отдельных деталей декора, встречающихся только там. Причины, побудившие осташей обратиться к ярославским строительным традициям, остаются не совсем ясными. Можно лишь констатировать, что дошедшие до нас храмы Осташкова последовательно повторяют свой прототип.
Судя по реставрированным фрагментам композиции Страшного суда, фигурам и ликам святых, роспись Воскресенского собора станет интересным памятником живописного искусства, выполненным местными, осташковскими, мастерами.
По своим размерам и композиции Троицкий собор почти не отличается от Воскресенского. Однако четверик храма получил более стройные пропорции, а декор стал нарядней. В этом отразились дальнейшие изменения русской архитектуры, нарастание ее «узорочья». Наибольшие изменения претерпели завершение собора и традиционное пятиглавие. Барабаны стали чуть уже, плотнее поставлены друг к другу, кокошники на углах четверика с переломами, так, что угловые украшают сразу два фасада. Подобный прием размещения кокошников несколько раньше нашел широкое применение в церквах Москвы, Замосковья, очень быстро был подхвачен и полюбился мастерами Ярославля, повторился в Осташкове в Троицком соборе, а позже — в Торопце. Четкая плоскость верхней части фасада здания, ранее фронтально обращенная к зрителю, — нарушалась. Кокошники становились не продолжением фасада, а превращались как бы в развитый постамент для пятиглавия, непрерывным поясом обегая по периметру здание. Отсюда оставался один шаг до того, когда мастера, пытаясь придать древним формам новое, «барочное», звучание, превратят кокошники вообще в декоративные пояса, сочетающиеся с классическими формами карнизов, как, например, в церкви села Рогожа (Рогожа. Спасо-Преображенская церковь).
Воскресенский собор был расписан во второй половине XVIII столетия местными, осташковскими, живописцами. В отличие от яркого красочного колорита росписей Воскресенского собора, где лики персонажей словно списаны мастерами с окружавших их людей, а одеяния святых празднично нарядны, живопись в Троицком соборе более сдержанна, сумеречного коричневато-охристого колорита, в котором словно выхвачены ярким светом отдельные фигуры. Живописные композиции в богатом лепном барочном обрамлении исполнены местными мастерами. Наличие богатого лепного убранства в Троицком и Воскресенском соборах и в других церквах окрестностей города свидетельствует о работе в Осташкове продолжительное время высококвалифицированных мастеров-лепщиков. Это подтверждается многочисленными архивными документами, а также тем, что осташковские лепщики были известны далеко за пределами города.
Колокольня ярославских мастеров стремительно поднялась вверх ровным упругим столпом, стянутым пилястрами, горделиво неся пышный шатер. Убывающие кверху слуховые проемы с наличниками придали завершению большую стройность. В композиции колокольни есть что-то торжественное, царственное в своем неудержимом взлете.
Два собора и колокольня, построенные в конце XVII века в Осташкове, их богатое убранство, по-видимому, особенно пришлись по душе жителям города, долго служили образцами для местных мастеров. Иначе как объяснить, что спустя сто — сто пятьдесят лет в храмах по окрестным селам будут повторяться декоративные мотивы первенцев каменного зодчества края. К этому времени сами соборы не раз переделают, придадут им новый вид, стремясь уподобить их столичным образцам, не станет нарядных фасадов, но они не изгладятся из памяти тех, кто украсил «белыми ризами церквей» села вокруг Осташкова.
Текст является переработкой отрывка из книги А.А. Галашевича «Художественные памятники селигерского края»
См. также Рогожа. Спасо-Преображенская церковь
Воскресенская церковь каменная, квадратная, построена близ соборной Троицкой церкви в 1689 г. для крестьян Иосифовской слободы, т. е. слободы, принадлежащей Волоколамскому Иосифову монастырю. В этой церкви, как и в соборной, пять престолов; главный во имя Воскресения Христова, приделы: справа во имя Рождества Иоанна Предтечи, слева во имя преп. Иосифа Волоколамского; в трапезе справа во имя Успения Пресвятой Богородицы, слева во имя Рождества Христова.
Особенности архитектуры отчасти те же, что и в соборной, например подзоры. Разница в том, что вместо ниши со священными изображениями, какие находятся в соборном храме, под сводом Воскресенского храма в полосках сделаны лепные изображения херувимов, цветов и валиков, расположенных в клетках, а на фронтонах алебастровых вызолоченные изображения Всевидящего Ока в сиянии; на трибуне или предглавии по углам лепные виньетки, а по середине вызолоченные ангелы.
Иконостас в главном храме резной отличной работы, сплошь вызолоченный червонным золотом, устроен в 1842 г. тщанием прихожанина первостатейного купца Степана Кондратьевича Савина. Резную работу производил резчик осташковский купец Николай Терентьевич Глазухин; иконы писал осташковский живописец Яков Михайлович Колокольников. При устройстве этого иконостаса местные иконы оставлены прежние, они, подобно соборным, писаны, по всей вероятности, известными осташковскими живописцами Потаповыми. Все иконы в разных местах храма обложены серебряными, по местам позлащенными ризами. Главный престол серебряный, устроен в 1864 г.
При этой церкви находится древнейшая из колоколен осташковских, как можно судить по ее архитектуре и по времени строения самой церкви. Фигура колокольни: восьмиугольный каменный столп с шатровым коническим верхом. Большой колокол в 500 пуд. слит осташковским мастером Свинкиным в 1847 г.
Внутренняя отделка в главном храме Воскресенской церкви состоит из живописных священных изображений и алебастровых лепных украшений и произведена в 1797 г. Утварью и ризницею церковь весьма достаточна.
Причта положено по штату 1877 г.: настоятель, два помощника и два псаломщика. Земли при церкви ни усадебной, ни сенокосной, ни пахотной нет. Дома у священно-церковнослужителей собственные, частью каменные, у некоторых деревянные на благоприобретенной земле. Состоящий в звании псаломщика диакон живет в церковном доме. На содержание священно-служителей получается процентов с разных билетов 181 руб. 86 коп. и за исполнение треб 2700 руб. В пользу церкви вложен капитал в 1536 руб.
Церковь вносит процентного сбора 182 руб. 39 коп.; на воспособление наставникам 30 руб.; на содержание духовного училища вместе с причтом 28 руб. 30 коп.; на устройство общежития в семинарии и училище 63 руб. 55 коп.
К церкви принадлежат: каменный двухэтажный дом, поступивший в церковь в 1863 г. по завещанию мещанина Егора Суворова, внизу этого дома помещается диакон, а вверху живут постояльцы; каменная полулавка в гостином ряду, доставшаяся по завещанию купца И. Я. Линина, но она по ветхости своей дохода не приносит.
Приписной церкви нет, а есть каменная часовня во имя св. Животворящего креста Господня и с св. иконами. Есть два каменных столба, один во имя Смоленской Божией Матери, а другой во имя Нерукотворенного Образа, оба крыты железом.
Приходских дворов 380, в них муж. пола 1423 души, жен. пола 1626, раскольников нет.
«Материалы для статистического и исторического описания церквей и монастырей Тверской Епархии». — Тверь. В типографии губернского правления. 1881 г.