В конце XVII века Осташков превратился в большой город, в котором быстро росла численность населения, развивалась торговля. Во многих городах России во второй половине XVII века развитие торговли и строительства происходило параллельно. Разделение Осташкова на две слободы было к тому же чисто местной причиной, способствовавшей оживлению строительства. И патриарх и Иосифо-Волоколамский монастырь назначали в городские соборы своих настоятелей, внедрявших тут вполне определенные вкусы. Для жителей Патриаршей слободы вблизи Воскресенского собора в 1685 году заложили Троицкий собор, освященный в 1697 году. В середине XVIII века при нем также возвели отдельно стоящую колокольню. Два каменных собора, построенные почти одновременно, в таком сравнительно небольшом городе, как Осташков, — событие исключительное.
Троицкий и Воскресенский соборы не раз перестраивали, изменяя их внешний вид, расписывали интерьеры и ремонтировали. О первоначальном облике соборов совсем недавно можно было судить лишь по небольшим фрагментам декора, видневшимся кое-где на фасадах. Все остальное «узорочье» XVII столетия оказалось скрытым поздними пристройками, толстым слоем штукатурки, сбито или заменено в разное время новым декором. Реставрация Троицкого собора закончена. В процессе реставрации архитектором В. И. Якубени было сделано много интересных наблюдений и открытий. Стало очевидно, что и Воскресенский и Троицкий соборы — первые каменные строения Осташкова — по стилистическим признакам принадлежат к ярославской школе зодчества. Причины, побудившие осташей обратиться к ярославским строительным традициям, остаются не совсем ясными. Пышные посадские соборы Ярославля, воздвигнутые богатыми купцами, пришлись по вкусу жителям Осташкова, что подтверждается дальнейшим развитием строительства в городе и окрестностях.
Во второй половине XVIII века, после очередного ремонта, Троицкий собор был расписан и украшен лепниной, выполненной, по-видимому, осташковскими мастерами Кондратием Семеновым Конягиным, Ильёй Михайловым Верзиным и Семеном (Еремеевым?) Уткиным. Эти же мастера работали над убранством интерьеров Крестовоздвиженской и Петропавловской церквей в монастыре Нилова пустынь.
По своим размерам и композиции Троицкий собор почти не отличается от Воскресенского. Однако четверик храма получил более стройные пропорции, а декор стал нарядней. В этом отразились дальнейшие изменения русской архитектуры, нарастание ее «узорочья». Наибольшие изменения претерпели завершение собора и традиционное пятиглавие. Барабаны стали чуть уже, плотнее поставлены друг к другу, кокошники на углах четверика с переломами, так, что угловые украшают сразу два фасада. Подобный прием размещения кокошников несколько раньше нашел широкое применение в церквах Москвы, Замосковья, очень быстро был подхвачен и полюбился мастерами Ярославля, повторился в Осташкове в Троицком соборе, а позже — в Торопце. Четкая плоскость верхней части фасада здания, ранее фронтально обращенная к зрителю, — нарушалась. Кокошники становились не продолжением фасада, а превращались как бы в развитый постамент для пятиглавия, непрерывным поясом обегая по периметру здание. Отсюда оставался один шаг до того, когда мастера, пытаясь придать древним формам новое, «барочное», звучание, превратят кокошники вообще в декоративные пояса, сочетающиеся с классическими формами карнизов, как, например, в церкви села Рогожа.
Трудно найти какие-либо принципиальные отличия осташковских соборов от ярославских. Самое большое их расхождение — полное отсутствие знаменитой ярославской цветной поливной керамики и замена ее на более простую декорацию из кирпича и белого камня. Но при всем этом, особенно в Троицком соборе, начинают вырабатываться черты, характерные только для местного строительства. Так, например, появляются крыльца со своеобразными опорами и пышно украшенные фигурным кирпичом, «порезки» на перехватах полуколонн и на бусинах, становятся более тонкими заглубленные в массив стены «трефовые» ниши и т. п. Впоследствии все эти формы найдут широкое применение в местной архитектуре и, постоянно видоизменяясь, доживут вплоть до начала XIX века.
Троицкий собор, как и Воскресенский, был расписан во второй половине XVIII столетия местными, осташковскими, живописцами. В отличие от яркого красочного колорита росписей Воскресенского собора, где лики персонажей словно списаны мастерами с окружавших их людей, а одеяния святых празднично нарядны, живопись в Троицком соборе более сдержанна, сумеречного коричневато-охристого колорита, в котором словно выхвачены ярким светом отдельные фигуры. Живописные композиции в богатом лепном барочном обрамлении исполнены местными мастерами. Наличие богатого лепного убранства в Троицком и Воскресенском соборах и в других церквах окрестностей города свидетельствует о работе в Осташкове продолжительное время высококвалифицированных мастеров-лепщиков. Это подтверждается многочисленными архивными документами, а также тем, что осташковские лепщики были известны далеко за пределами города. Сейчас в Троицкий собор перенесена часть экспозиции Осташковского музея.
Несколько особняком среди группы этих построек стоит колокольня Троицкого собора. Интересно сравнить ее с другой, стоящей рядом и построенной лет на семьдесят раньше. Две эпохи, два совершенно различных стиля, совершенно иное понимание форм. Колокольня ярославских мастеров стремительно поднялась вверх ровным упругим столпом, стянутым пилястрами, горделиво неся пышный шатер. Убывающие кверху слуховые проемы с наличниками придали завершению большую стройность. В композиции колокольни есть что-то торжественное, царственное в своем неудержимом взлете. Вторая колокольня несколько выше первой, но ее силуэт менее строг и не так четко рисуется на фоне неба. Формы округлы, с мягкими плавными очертаниями. При этом каждый ярус подчеркнуто отделен друг от друга. Декоративные формы одного из ярусов колокольни напоминают развернутые висячие свитки. Рисунок этих «свитков» своей выразительностью активно воздействует на плоскость стены, сообщает ей динамичность, при взгляде на них особенно понимаешь, сколь нетерпим был мастер к плоскости, как стремился нарушить ее статичность, придать ей движение, сделать ее многоплановой.
Два собора и колокольня, построенные в конце XVII века в Осташкове, их богатое убранство, по-видимому, особенно пришлись по душе жителям города, долго служили образцами для местных мастеров. Иначе как объяснить, что спустя сто — сто пятьдесят лет в храмах по окрестным селам будут повторяться декоративные мотивы первенцев каменного зодчества края. К этому времени сами соборы не раз переделают, придадут им новый вид, стремясь уподобить их столичным образцам, не станет нарядных фасадов, но они не изгладятся из памяти тех, кто украсил «белыми ризами церквей» села вокруг Осташкова.
Текст является переработкой отрывка из книги А.А. Галашевича «Художественные памятники селигерского края»
Смотри также: Осташков. Воскресенский собор.
В конце ХVII века в Осташкове бок о бок выросли сразу два каменных соборных храма — Воскресенский (1677-1689) и Троицкий (1685-1697). Осташков существовал тогда в виде двух слобод, одна из которых исторически была митрополичьей (Патриаршей), а другая принадлежала Иосифо-Волоцкому монастырю. Первый вырос собор в монастырской слободе. С точки зрения композиции оба храма близки, оба они принадлежат к ярославской традиции. В особенности живо напоминает о посадских храмах Ярославля шатровая колокольня — она кажется точь-в-точь скопированной с колокольни знаменитого ансамбля в Коровниках.
Предположительно, колокольня возведена в 60-х годах ХVIII века. На колокольне было 15 колоколов: самый большой весом 538 пудов, был отлит в 1808 году московским мастером Михаилом Астраханцевым. В ХVIII-ХIХ веках оба собора не раз подвергались переустройству. Осташи старались сделать их похожими на столичные образцы и одновременно привести в соответсвие с менявшимися представлениями об удобстве. Благодаря этим благонамеренным стараниям храмы обросли пристройками, несуразными декоративными элементами. «Старину» безжалостно замазывали штукатуркой или сбивали со стен.
В 1766-1775 гг. Троицкий и Воскресенский соборы украсили лепниной и расписали, не уступая современной моде. По всей видимости, трудились над благоукрашением храмов осташковские лепщики и живописцы. Исследователи называют имена Кондратия Конягина, Семёна Уткина, Ильи Верзина. Они же, кстати работали и в Нило-Столобенской пустыни, создавая убранство Крестовоздвиженской и Петропавловской церквей. Троицкая соборная церковь, согласно описаниям конца ХIХ века, имела четыре престола. Кроме главного, то были престолы во имя вмч. Параскевы, свт. Николая и вмч. Георгия (последние два — в тёплом приделе). В Воскресенском храме было, помимо главного, четыре престола — во имя прп. Иосифа Волоцкого, Рождества Иоанна Предтечи, Успения Божией Матери и Рождества Христова (Успенский и Рождественский — в тёплых приделах).
О первоначальном облике соборов совсем недавно можно было судить лишь по небольшим фрагментам декора, видимым кое-где на фасадах. Всё остальное «узорочье» ХVII столетия оказалось скрытым позднейшими пристройками, толстым слоем штукатурки, о чём было сказано выше. В процессе реставрации памятников архитектуры в 1970-х годах, реставратором Центральной научно-реставрационной проектной маастерской Министерства Культуры РФ Владимиром Игнатьевичем Якубени, было сделано много интереснейших наблюдений и открытий. Стало очевидно, что и Воскресенский и Троицкий соборы — по стилистическим признакам принадлежат к ярославской школе зодчества. Были и другие открытия…
После революции храмы закрыли. 7 ноября 1919 года в бывшем Троицком соборе был открыт «Осташковский художественный музей имени Октябрьской Революции», преобразованный в 1924 году в краеведческий. Его руководитель Павел Петрович Всеволодов собрал в бывших помещьичьих усадьбах картины, бронзовые и мраморные скульптуры, фарфор, мебель, объехав при этом 39 волостей. Все экспонаты были размещены в помещениях недавно закрытого Троицкого собора. Основу же коллекции положили экспонаты из городского музея, основанного в 1899 года при Осташковском городском (впоследствии высшем начальном) училище, в виде старинных предметов, монет, рукописей, а также коллекции картин осташковского художника Я. М. Колокольникова, написанных по заказу купца К. А. Савина. Сейчас оба здания состоят на «культурной службе» — в Троицком соборе располагается экспозиция Осташковского краеведческого музея, а в Воскресенском соборе — лекционно-концертный зал.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №45, 2013 г.
Троицкая соборная церковь в городе Осташкове пятиглавая, квадратная. Построена в 1697 г. для крестьян патриаршей Осташковской слободы. В ней пять престолов: главный – во имя Св. Троицы, придельные к нему справа – во имя Оковецкой Божией Матери, слева – во имя Св. вмц Параскевы. В трапезе справа — во имя Св. вмч Георгия, слева – во имя Святителя Николая Чудотворца.
Особенности архитектурные ее: железные вызолоченные подзоры у крыши главного храма и под сводами с наружной стороны этого же храма ниши в виде арок с живописными священными изображениями.
Иконы нижнего яруса как в главном так в придельных храмах и многие висящие на стенах украшены серебряными, с позолотою на некоторых окладами. Перед местными иконами главного иконостаса серебряные лампады.
Одежда на престоле в главном храме серебряная, устроена в 1796 г.; вместе с одеждою на престоле устроена такая же одежда на жертвеннике; кроме того и царские двери серебряные, устроены в 1798 г. Иконостас сделан в 1852 г. тщанием прихожан, а вызолочен на иждивение осташковского 1-й гильдии купца Н. К. Абабкова. При этом два резных ангела Михаил и Гавриил, стоявшие прежде по бокам резного же изображения Господа Саваофа, что над царскими дверьми, были сняты, а изображение Господа Саваофа оставлено на прежнем месте, только лицо Его и одежды, которые были прежде оттенены приличными натуральному цвету красками, вызолочены. Местные иконы – старинные, они писаны, по всей вероятности, известными по хорошим иконописным работам в разных местах в конце XVII ст., осташковскими иконописцами Потаповыми.
Колокольня соборная каменная, построена, по всей вероятности, между 1729-1733 гг.; так должно думать потому, что вскоре после 1797 г., когда была окончена постройкою каменная соборная церковь, и именно с 1703 г. все каменщики вытребованы были на работы в С.-Петербург, и с 1714-1729 гг. было Высочайше воспрещено по всему государству, кроме С.-Петербурга, строить каменные здания. Большой колокол весом в 780 пуд. слит в 1847 г., второй колокол в 400 пуд. Ограда вокруг соборной и Воскресенской церкви каменная, с чугунною решеткою и с тремя резными готической архитектуры воротами устроена с разрешения преосв. Гавриила в 1848 г.
Внутренние стены главного храма в соборной церкви отделаны живописью и алебастровыми лепными украшениями в 1774 г.; придельные стены украшены живописью в 1816 г. К украшению же соборного храма могут быть отнесены две высокой работы священные картины, писанные академиком Ильей Ивановичем Щетининым: первая «Принесение Исаака в жертву», вторая «Ангел разрешает недоумение Праведного Симеона о возможности предсказываемого рождения Спасителя от Девы, обещая ему, что он сам увидит исполнение этого пророчества». Первая из этих картин пожертвована в собор самим И. И. Щетининым, а вторая коллежским советником С. Д. Ворониным.
Утварь и церковная ризница находятся в хорошем состоянии. Все необходимое и приличное для богослужения есть.
Причта при соборе по штату 1877 г. положено: один протоиерей, три священника, один диакон и четыре псаломщика. Дома собственные есть: у протоиерея каменный, у двух священников деревянные, у прочих членов причта ни домов, ни земли для постройки оных нет.
Земли при соборной церкви ни усадебной, ни пахотной, ни сенокосной, ни лесной нет. На содержание священно-церковнослужителей получается: 1) по числу сельских при соборе жителей жалования от казны 366 руб. в год, 2) процентов с разных билетов 208 руб. 87 коп., 3) денежного дохода из братской кружки 1708 руб. 60 коп. и в пользу собственно церкви внесено разными лицами капитала 2265 руб.
Из кошельковых сумм церкви вносится: 25% сбора на потребности по учебной части 250 руб., на воспособление наставникам семинарии 30 руб., на содержание четырех параллельных классов семинарии 15 руб.; соборный же причт на содержание местного духовного училища вносит 30 руб. в год.
К соборной церкви принадлежат следующие здания: каменная с южной стороны колокольни ризница, устроенная в 1854 г. на иждивение купца Н. К. Абабкова, каменная с северной стороны сторожка, устроенная в 1868 г., каменный с западной стороны сарай для помещения дров и др. принадлежностей церковных, устроенный в 1872 г., каменная лавка в гостином дворе, с которой получается доходу в год 100 руб.
Приписных к соборной церкви других церквей нет. Но есть в приходе одна деревянная, на каменном фундаменте четырехугольная часовня в дер. Емине, она построена с давнего времени по благочестивому усердию жителей этой деревни, зданием крепка и стоит среди самой деревни. Богослужение в ней совершается 2 раза в год: всенощное бдение накануне праздника преп. Пафнутия Боровского и накануне праздника св. муч. Параскевы. Кроме того в память спасения жизни Государя Императора 4 апреля 1866 г. совершается с разрешения епархиального начальства крестный ход из собора в эту часовню.
К соборной же церкви принадлежат два каменных столба: один на северо-восточной стороне от собора в 77-м квартале на берегу озера Селигер, второй на северной стороне от собора в 76-м квартале также на берегу озера Селигер. На обоих из них в особо устроенных местах поставлено по 4 живописных образа за стеклами, в киотах; при первом из них в отдание праздника Успения Божией Матери, а при втором в отдание праздника Живоначальной Троицы совершается молебствие с водоосвящением.
Прихожан при соборной церкви и в городе, и в деревнях 885 дворов, душ муж. пола 3361, жен. пола 4018.
«Материалы для статистического и исторического описания церквей и монастырей Тверской Епархии». — Тверь. В типографии губернского правления. 1881 г.