Церковь Троицы Живоначальной в усадьбе Останкино: история, архитектура, аналоги
Возведение храма шло поэтапно [1]. В 1677 году князь Михаил Яковлевич Черкасский, бывший в то время владельцем усадьбы Останкино, женился на дочери богатого боярина Якова Николаевича Одоевского [2]. В честь этого события было решено выстроить в усадьбе большой каменный храм вместо деревянной Троицкой церкви, существовавшей здесь с середины XVI века. Челобитная князя о постройке церкви датируется 15 сентября 1677 года. На первом этапе были возведены основные объемы: самого храма и двух боковых приделов, заложены галерея и три крыльца. 8 февраля 1683 года произошло освящение северного Тихвинского придела, 1 августа 1691 года – южного придела во имя св. Александра Свирского. Главный престол во имя Живоначальной Троицы освятили 3 июня 1692 года, а немного позже, на втором этапе, завершилось строительство галереи и крылец. Третий этап – возведение над западным крыльцом нарядной колокольни [3].
Колокольня Троицкого храма первоначально была увенчана шатром. Между 1739 и 1754 годом [1], изящный шатер был заменен на иное – двухъярусное завершение. Своим внешним видом оно напоминало надвратное сооружение храмового комплекса в Толчковской слободе Ярославля. Возможно, новые владельцы усадьбы (в 1743 году она перешла во владение графа Бориса Петровича Шереметьева в качестве приданого его супруги – княжны Варвары Алексеевны Черкасской), решили обновить завершение колокольни, когда шатер обветшал.
С течением времени новое завершение колокольни, крыльца и галереи храма постепенно приходили в негодность, и их разбирали. Довольно долго останкинская церковь стояла в несколько «разоренном» виде. До 1878 года колокольня, южное крыльцо и паперть не имели никаких завершений [5]. В 1878-1880 годы была проведена полная реставрация храма. Работами руководил известный архитектор и реставратор – Николай Васильевич Султанов – знаток русского искусства и архитектуры. Помогал ему архитектор Н.В. Серебряков. Николай Султанов констатировал плачевное состояние церкви и многочисленные поздние переделки в ее архитектуре и интерьере [11]. Он предложил вернуть колокольне шатровое завершение, восстановить южное крыльцо, паперть и некоторые обветшалые наличники и фрагменты изразечного убранства [3,11]. В ходе работы над проектом архитектор тщательно изучил все известные аналоги московской и ярославской архитектуры и выполнил все необходимые чертежи. К 1880 году работы по ремонту храма были завершены.
Новый этап его истории начался после революции. В 1935 году церковь закрыли, и в ее помещениях расположился выставочный зал музея. Богослужения в храме возобновились только в 1991 году. Торжественный чин великого освящения 23 марта 1991 года совершил Святейший Патриарх Алексий II. Перед торжественным Патриаршим освящением церковь вновь отреставрировали по инициативе ее настоятеля — игумена Феофилакта (ныне наместник Ново-Иерусалимского монастыря). Реставрация проводилась под руководством архитектора Черникова Евгения Александровича. В настоящее время Троицкий храм является подворьем Введенской Оптиной пустыни.
Нельзя обойти вниманием судьбу колокольного подбора Троицкого храма. В начале ХХ столетия он насчитывал 10-12 колоколов XVIII – XIX веков. Самый тяжелый из них — благовестник весом 71 пуд 15 фунтов (1163 кг) — отлил замечательный мастер XVIII века – Константин Михайлович Слизов в июле 1755 года [8]. Этот колокол оставался на колокольне весь «музейный» период истории храма.
Остальные колокола подбора (кроме одного, судьба которого неизвестна) бережно сохранялись сотрудниками музея на хорах храма, и в настоящее время возращены на колокольню. В ходе оборудования яруса звона большой колокол временно сняли и, после, завершения работ, вновь подняли на колокольню, уже на новую систему мягкой подвески; был сооружен металлический сварной звонарский помост и другие приспособления для звона. Работы по обустройству звона церкви осуществлялись под руководством старшего звонаря храма Христа Спасителя и звонниц Московского Кремля (а то время — старшего звонаря Московского Данилова монастыря) — И.В. Коновалова. Первым штатным звонарём храма стал Дмитрий Валерьевич Кузьмичёв — его ученик.
Живописный и нарядный облик храма, необычный даже для московского «узорочья» второй половины XVII века, представляет собой интересный и органичный синтез особенностей разных архитектурных школ. В настоящее время не существует единого мнения об имени мастера, возводившего церковь Живоначальной Троицы в Останкино. В начале ХХ столетия считалось, что образцом для нее послужила деревянная церковь с «прирубами» – ее предшественница [6]. Однако, следует отметить, что сходная композиция приделов у основного объема храма появилась в каменном зодчестве Москвы уже с середины XVI века. Скорее всего, аналоги следует искать именно там. Долгое время весьма популярной была версия об авторстве крепостного архитектора Одоевских – Павла Сидоровича Потехина [2]. Сейчас она не является бесспорной, т.к. не имеет никаких документальных подтверждений. Тем не менее, ряд особенностей декора и композиции храма, как мы увидим ниже, сближает его с другими творения талантливого зодчего, и, может быть, не стоит окончательно отказываться от этой гипотезы. Тем более, что некоторые исследователи, к сожалению, без ссылки на источник, называют и имена помощников Павла Потехина. Это были тоже крепостные мастера — Федор Перфильев, Семен Усков, Яков Мутовин и Кузьма Взварыкин.
План останкинского храма довольно сложен: крытая галерея окружает с трех сторон основной объем, с юга и севера к нему примыкают приделы, а три входа оформлены в виде нарядных крылец. Колокольня с западной стороны существенно ниже самой церкви. В московской архитектуре этого времени существует пример столь сложной композиции – это церковь Святой Троицы в Никитниках (1628-1653 годы). Оба храма имеют план, вытянутый по оси восток-запад, боковые приделы, почти одинаково украшенные крыльца. Оба они перекрыты сомкнутым сводом, украшенным распространенной в московском зодчестве этого времени «горкой» кокошников, и некоторое сходство в декоре колоколен. Однако храм в Никитниках не имеет галереи, колокольня его примыкает к трапезной, но не по оси восток-запад, а с северо-западного угла, как это было принято в ярославской архитектуре (кстати, ее и возводили по заказу ярославского купца Григория Леонтьевича Никитникова). Более близкий аналог композиции – храм иконы Знамения Божией Матери в селе Марково (Бронницкий уезд под Москвой) 1690 года, возведенный Павлом Потехиным.
Существенное особенность Троицкого храма в Останкино – расположение колокольни над западным крыльцом. Такое решение было известно в московском зодчестве. Например, ее можно сравнить с колокольнями храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е годы) и Воскресения в Кадашах (1690-е годы). Как и у колокольни в Поярково, нижний ярус – открытое аркадами с трех сторон крыльцо – представляет собой западный вход в храм. Над его перекрытием возведен небольшой четверик, на котором покоится восьмерик (тоже небольшой высоты) и проемы звона.
Декоративное убранство храма Живоначальной Троицы в Останкино отличается изысканной, даже утонченной пышностью. Можно сказать, что на нем нет ни одного участка поверхности, не украшенного сложным декором. Одна из его составляющих – это широкие нарядные карнизы. Они подчеркивают переход от куба основного объема к сводам, а в архитектуре колокольни отделяют нижний ярус – крыльцо – от верхних ярусов и продолжаются на галерее паперти, объединяя колокольню и храм в единое композиционное целое. Похожий прием использован в декоре храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (1653 год): декоративный «пояс» отделяет основной объем придела во имя иконы Божией Матери «Неопалимая купина» от сводов. Кстати, придел, как и останкинский храм, перекрыт сомкнутым сводом с «горкой» кокошников. Такой же прием использован и в архитектуре храма свт. Николая в Пыжах (1686, колокольня — около 1695 года) и Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е годы).
Вертикальное движение массы храма подчеркивают декоративные «пучки» колонок на углах четверика. Этот элемент известен и в московской, и в ярославской архитектуре второй половины XVII века. Мы видим его в декоре ярославских храмов Иоанна Златоуста в Коровниках (детали декора – 1690-е годы), Иоанна Предтечи в Толчковской слободе (1671-1687 годы), Богоявления (1684-1693 годы). В московском зодчестве декоративные колонки украшают нижний ярус-четверик колоколен храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках (1682-1684 годы), свт. Николая Явленного на Арбате (1689 год), свт. Николая в Хамовниках (1694 год) и Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е годы).
Значительную роль в декоративном убранстве останкинского храма играет очень сложное оформление наличников на окнах. Все он имеют многопрофильный, почти «лепной» рисунок, а некоторые и необычную форму звезды или короны. Точно такие же (или сходные) по рисунку наличники украшают окна храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках (1682-1884 годы), свт. Николая в Хамовниках (1694 год) и иконы Знамения Божией Матери в селе Марково 1690 года.
Оформление колокольни соединило в себе черты московской и ярославской архитектуры. Особую легкость и четкость ее облику придают ряды нишек-ширинок сложного профиля. Нишки большего размера, расположенные в два ряда, украшают столбики крыльца. Маленькие ширинки поясом в четыре ряда покрывают поверхность четверика и переходят на галерею храма. Тот же пояс, но в два ряда украшает восьмерик. Избежать сухости и графичности ему помогают цветные изразцы. Очень схожий декоративный мотив в столь же разнообразных формах украшает уже названные ярославские храмы, а также храм во имя Воскресения Господня на Дебре в Костроме (1652 год).
На ярусе звона особенно богато рельефными кирпичными деталями украшены арки-проемы для колоколов. Практически идентичное решение имеют «кокошники» сложного профиля над арками у колоколен останкинского храма и ярославской церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. Сами арки в виде раковин имеют аналоги только в московской архитектуре. В качестве примеров можно привести колокольни Покровского собора на Красной площади (1670-1690-е годы), Новодевичьего монастыря (1690 год), храма свт. Николая в Хамовниках (1694 год).
Таким образом, можно предположить, что храм Живоначальной Троицы в Останкино строил московский зодчий, руководивший артелью, где работали мастера из разных регионов Руси. В итоге, в облике храма гармонично соединились черты несколький архитектурных школ. В 1640-е – 1660-е годы мастера Ярославля, Костромы, Новгорода и других русских земель не раз работали в Московском Кремле над росписями кремлевских соборов. Возможно, что в Москву приезжали и зодчие этих земель. Именно этой совместной работой объясняется взаимное влияние иконописи и архитектуры Ярославля, Мурома, Костромы, Каргополя с одной стороны и Москвы с другой стороны во второй половине XVII века. Останкинский храм Живоначальной Троицы является одним из примеров этого взаимного влияния.
Библиография:
[1] Церковь Живоначальной Троицы в Останкино // Сорок сороков. М., 2003. Т.3. С. 157
[2] Соловьев К.А. Останкино. М., 1944. С.: 4,5
[3] Церковь Живоначальной Троицы в Останкино / Под ред. Г.В. Вдовина. М., 1993
[4] Путеводитель по Москве, изданный Московским археологическим обществом для участников V съезда зодчих в Москве / Под ред. И.П. Машкова. С.: CXI-CXLII
[5] Красовский М.В. Очерки по истории московского периода древнерусского зодчества. М., 1911. С.: 347, 353.
[6] Подмосковные музеи / Под ред. И.В. Лазаревского и В. Згура. М., 1925. Вып. 1. С.: 43-46
[7] Романюк С.К. По землям московских сел и слобод. М., 1998. Ч.2. С.: 237
[8] Центральный исторический архив г. Москвы. Ф. 454. Оп. 3. Д. 78. Метрика Троицкой церкви с. Останкина Московского уезда. Л. 184–189.
[9] Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1911. С.: 134-135
[10] Ильин М. Москва. М., 1963. С.: 316-318
[11] Султанов Н.В. Реставрация церкви в селе Останкине // Зодчий. 1877. №7. С.:65-66
Статья подготовлена на основе материала автора на сайте zvon.ru
Каменная церковь была выстроена (1677-1692 гг.) вместо обветшавшего деревянного храма. Придел Тихвинской богоматери освящен в 1683 году, а южный придел Александра Свирского — в 1691-м. Главный же престол святой Троицы
освятили в начале июня 1692 года.
Колокольня Останкинской церкви изначально была шатровой, а в годы между 1739 и 1754 гг. перестраивалась в стиль барокко. В 1767 году — изменяется внешний облик церкви, обновляется иконостас, а также появляются новые святыни и иконы. Однако в 1851-м в храме снова проводятся реставрационные и другие
ремонтные работы, кардинальным образом меняется иконостас, по-новому
создается роспись на стенах, расписывается паперть, а через год и
главный алтарь. В 1856 г. императором Александром II Останкино было выбрано местом говения императорской четы. В это время церковь была обновлена, а вместе с ней иконы, перекрашены кровля и наружные стены, кресты позолочены. В 1875-м владельцем имения становится граф А.Д. Шереметев, по указу которого проводятся ремонтные работы и наружной реставрации Святотроицкой церкви. Через два-три года была возвращена шатровая форма, венчавшая колокольню.
В послереволюционное время приход спустили из верхних храмов в подклет,
который освятили во имя св. Николая. В апреле 1922-го из храма были
изъяты все ценности, а в 1930 г. приход упразднили, сама церковь
переходит во владение Антирелигиозного музея искусств. Наркомпит
использовал подклет для хранения овощей. С начала
1935 г. Троицкая церковь полностью перешла во владения музея, однако
лучшие ее памятники были расхищены. При этом храм демонстрировался как
памятник архитектуры XVII века. В военное время музей закрыли, а
наиболее ценное имущество из дворца определили в храм, таким образом,
церковь продолжительное время являлась хранилищем. В
семидесятые годы прошлого века возобновлена реставрация иконостасов,
росписи на стенах храма, ремонт фасадов и кровли. В 1980-е здесь
проходили концерты камерного ансамбля светской и духовной музыки XVIII
в.
В начале 90-го ХХ века поднимался вопрос об
организации при храме Оптиной пустыни. Святейший Патриарх Московский и
всея Руси Алексий II 23 марта 1991 г. освятил престол в честь Святой
Живоначальной Троицы. В конце декабря 1994 г. архиепископ Владимирский и
Суздальский Евлогий освятил южный придел во имя св. Александра
Свирского, а на праздник Второго Спаса 1996 года был освящен северный
придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери архиепископом Истринским
Арсением.
Сегодня это действующий приходской храм.
Останкино в 1584 г. было сельцом под названием «Осташково, на суходоле». Оно находилось Московского уезда, Манатьина, Быкова и Коровина стана в вотчине «за Василием Яковлевичем Щелкановым, что прежде сего было поместье за немчином Орном».
По писцовым книгам 1623 – 24 гг. значится: «за боярином князем Иваном Борисовичем Черкасским вотчина, по государевой грамоте 1617 г., что было за дьяком Василием Щелкановым и за сыном его Иваном сельцо Осташково на суходоле, а в нем была церковь во имя Живоначальной Троицы, место дворовое попово, дьячково, пономарево, просвирницыно; пашни церковной 4 четверти в поле; в селе пруд, да к тому селу слободка Бояркина, Марьина тож, на речке Копытенке (в 1584 г. была пустошью), а в ней 63 двора бобыльских на оброк; под тою же слободкою мельница в одно колесо; да в селе Осташкове двор боярский, да другой двор, в нем живут деловые люди».
Церковь Живоначальной Троицы была построена в селе Осташкове, Останкине тож, новая деревянная между 1625-27 гг. О ней встречается первое сведение в приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа за 1628 г.: «церковь Живоначальной Троицы в селе Осташкове, в вотчине боярина князя Ивана Борисовича Черкасского, дани 2 алтына 2 деньги, по наказу гривна». В 1633 г. у Троицкой церкви были двор попов, в приходе двор вотчинников, 22 двора бобыльских; церковной дани платилось по 1649 г. 5 алтын 2 деньги.
25 января 1650 г. по государеву патриаршему приказу, вследствие челобитной за пометою дьяка Ивана Ковелина, «с Троицкой церкви данных денег имать не велено и из оклада выложить, потому что по государеву указу от той церкви прихожане вывезены к Москве в черные сотни». В 1676 г. Троицкая церковь снова была обложена данью.
По книге казенного приказа за 1676 г. «5 марта, по указу св. патриарха и по помете на докладной выписке дьяка Перфилия Семеникова, прибыла вновь церковь из писцовых книг Московского уезда, письма и окладу Ивана Нелединского 1633 году церковь Живоначальной Троицы, что была при писце в вотчине боярина князя Ивана Борисовича Черкасского, а ныне вотчина князя Михаила Яковлевича Черкасского, в селе Останкове, а на ту церковь по писцовым книгам положено дани 5 алтын 2 деньги, заезда гривна и те данные деньги с той церкви имано по 1650 год, а с 1650 года и впредь имать не велено и не имано; а ныне по указу патриарха велено: на 1676 г. и впредь имать по тому писцовому окладу, а доимку за прошлые годы очистить».
В записной книге Патриаршего казенного приказа за 1700 г. значится: «9 октября выдан антиминс в Московский уезд, в вотчину князя Михаила Яковлевича Черкасского, в село Останково, в церковь Св. Троицы, под росписку Большого Успенского собора диакона Ивана Абрамова». Под 1710 г. показано: церковь Св. Троицы в селе Останкове каменная, которая, вероятно, была построена в 1700 г. Священнослужителям выдавалась в 1680-1703 гг. годовая хлебная и денежная руга, а церковною землею владел вотчинник. В 1703 г. в приходе Троицкой церкви находилось 23 двора.
Село Останкино с деревнею Марьиной в 1642 г. принадлежало князю Якову Куденетовичу Черкасскому; в 1667 г. – его сыну князю Михаилу, в 1719 г. – внуку князю Алексею Михайловичу Черкасскому, а от сего последнего перешло в род графов Шереметевых. В 1704 г. в селе находились: двор боярский и дворы: приказчика, конюшенный и 62 двора задворных, поваровых, служних, конюховых и садовниковых людей, в них 120 человек, и 20 дворов солдатских, в них 24 человека.
Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.
В 2019-2018 г.г. реставрационные работы финансировались по Программе предоставления субсидий из бюджета г. Москвы. В 2019 г. реставрировался храм: производилась реставрация фасадов, включая отдельные живописные участки, белокаменный декор и цоколь; ремонт кровли и водосточной системы, глав и завершений; воссоздание дверей и окон; реставрация ворот. В 2018 г. реставрировалась колокольня: был выполнен ремонт конструкций и окрытия крыши, воссоздание металлических ворот и ставень, реставрация белокаменного цоколя и ступеней, устройство отмостки.
Вот уже более трехсот лет прошло с тех пор, как Патриарх Московский и всея России Иоаким благословил князя Михаила Черкасского, прежнего владельца села Останкино, на строительство каменной церкви взамен старой деревянной, стоявшей в селе и освященной в честь Троицы Живоначальной. Новый храм князь Черкасский просил позволения строить на новом месте, потому как на старом было множество захоронений после морового поветрия. Челобитная о строительстве каменного храма была подана князем в сентябре в 1678 г.
Село Останкино (Осташково на Суходоле) известно по письменным источникам с 1548 года, после Смутного времени это село стало вотчиной князя Ивана Борисовича Черкасского. Из письменных документов следует, что в 1617 году здесь была церковь во имя Живоначальной Троицы, пашни, пруд, мельница, слободка Бояркина, двор боярский, речка Копытенка (которая после 1920 г. была заключена в трубу, и теперь над ней завод «Калибр» и Звездный бульвар). Церковный штат был небольшим: священник, дьячок для прислуживания в алтаре, и пономарь, он так же был звонарем и мог заменять дьячка, просвирница.
В 1625-1627 г.г. была построена новая деревянная церковь. Имение перешло во владение князя Якова Кудентовича Черкасского, а после его смерти селом стал владеть князь Михаил Яковлевич Черкасский, который и решил построить взамен старой, обветшавшей деревянной церкви, новую, каменную.
Старший сын князя Петр в 1696 году женился на княжне Марье Борисовне Голицыной (дочери наставника царя кн. Голицына), а младший – на Аграфене Львовне Нарышкиной, дочери дяди царя Петра. Князь Черкасский был крупнейшим землевладельцем, во владении его находилось 9083 двора.
На протяжении всей своей жизни князь Михаил Черкасский построил множество храмов. Так, он возвел церковь во имя св. Николая Чудотворца в Ново-Спасском монастыре; церковь во имя св. Николая Чудотворца с приделом св. Алексия, митрополита Московского, в селе Никольском на реке Зинке (где теперь Химки); новую каменную церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери на территории Кремля; церковь Живоначальной Троицы в Останкине; каменную церковь Рождества Христова в селе Осташково на Клязьме; Троицкий Островоезерский монастырь в Ворсме; деревянную церковь в с. Ивани; каменную церковь в Томске, где он завел первые кирпичные заводы и возвел первые каменные здания.
Главной подмосковной резиденцией Черкасских было Останкино. Всего в версте от него находилась Троицкая дорога, ведшая в Лавру преподобного Сергия, и царское село Алексеево. Новый храм, расположенный в непосредственной близости от усадьбы, был домашней церковью Черкас-ских, имел три придела: северный придел, освященный 3 февраля 1683 г. во имя Тихвинской иконы Божией Матери, южный — во имя преподобного Александра Свирского, освящен 1 августа 1691 г.; центральный — во имя Живоначальной Троицы, освящен 3 июня 1692 г., этим же годом датируется иконостас.
Не раз знатные особы, в том числе и члены царской семьи, останавливались по пути в Троице-Сергиеву Лавру в усадьбе Черкасских, молились в их домашней церкви. Известно, что в 1856 году перед прибытием императора Александра II «для жительства в доме местного владельца и говения в храме села Останкина» иконостас был возобновлен, иконы в нем поправлены.
Иконостас церкви Троицы Живоначальной в Останкине интересен тем, что состоит из девяти ярусов, рамки на иконах оформлены сквозной высокой золоченой резьбой; колонки, перехваченные на треть от основания барочным кольцом, витые или обвитые резными виноградными лозами. Внешне и по звучанию иконостас в целом походит на орган — невиданный в православных храмах новый инструмент, в котором иконные проемы разновелики по высоте и длине, имеют разную конфигурацию, и ни один из рядов не повторяет другого.
В XVIII веке Останкино продолжало оставаться главной подмосковной резиденцией Черкасских. Но с перенесением столицы в Санкт-Петербург, владельцы не часто бывали в своей усадьбе. Однако в 30-е годы Останкино вновь обретает былое значение. Князя Черкасского уже не посылают по службе в Сибирь, и летнее время он с семьей проводит в Останкине.
В июле 1730 проездом в Троицкий монастырь посещает усадьбу Черкасских императрица Анна Иоанновна, а в 1742 году (четыре раза: 10 и 20 июля, 28 сентября и 27 октября) князь Алексей Михайлович Черкасский принимал Елизавету Петровну.
Князь скончался в том же году 4 ноября. После его кончины осталась горячо им любимая дочь Варвара, камер–фрейлина Ее Императорского Величества, которую сам Петр Первый учил стрелять из лука, перед которым она танцевала менуэт и которую в январе 1743 г. княгиня Марья Юрьевна Черкасская выдала замуж за графа Петра Борисовича Шереметева. Молодые переселились в Кусково, и Останкино на время погрузилось в исторический сон. До кончины графини Варвары Алексеевны в 1767 г. храм оставался в неприкосновенности, так как Останкино и Троицкая церковь были для нее святыней. Но после Петр Борисович Шереметьев изменяет внешний облик храма, возобновляет иконостас, появляются новые иконы, новые святыни. В 1788 году умирает граф, оставив Останкино сыну Николаю.
С наступлением нового, XIX века, Шереметевы перебираются в Петербург, где вскоре в родах умирает молодая графиня. Безутешный граф жертвует на строительство богоугодных заведений, возводит крупнейший странноприимный дом, в котором бесплатно, на средства графа в течение трех дней могли проживать, питаться и получать медицинскую помощь огромное число паломников (ныне это всем известный Институт Скорой помощи им. Склифосовского).
Спустя шесть лет умирает и сам граф, имение переходит по наследству к малолетнему сыну князя Дмитрию Николаевичу, при котором храм вновь ремонтируется, реставрируется, резко изменяется состав иконостаса, заново расписываются стены. В 1851 году была расписана паперть, на следующий год главный алтарь. Останкино той поры было одним из прелестнейших мест ближнего Подмосковья, в его рощах любили прогуливаться люди всякого звания и сословья. С 30-х годов открывается для прогулок всех желающих увеселительный сад, флигеля сдаются разного звания московским жителям на лето.
Граф Дмитрий Николаевич часто навещает усадьбу. В одно из своих посещений Останкина император Николай I, будучи вместе с графом на балконе усадьбы, посетовал, что роща, растущая за прудом, мешает любоваться видом на Москву. В следующий свой приезд императору с балкона открылась просека с видом на колокольню Ивана Великого в Кремле.
В 1856 году император Александр II при восшествии на престол выбрал Останкино местом говения императорской четы. Весь храм был возобновлен, иконы поправлены, наружные стены и кровля перекрашены, живопись на внутренних стенах промыта, кресты позолочены. 18 августа 1856 года царская семья прибыла в храм, был прослушан молебен с провозглашением многолетия, царственные особы приложились к кресту, были окроплены святой водой. Затем в глубоком уединении постом и молитвой императорская чета готовилась к торжеству коронования и миропомазания. 25 августа, отслушав Литургию, царская семья отбыла в Москву. На следующий день в Успенском соборе Кремля состоялось венчание на царство.
Граф Дмитрий Шереметев был благочестив и нищелюбив, часто бывал на поклонении святыням. Летом 1866 года им был привезен в Останкино чудотворный образ — Иверская икона Божией Матери. В храме была отслужена Литургия, затем крестный ход с чудотворной иконой проследовал во дворец, где был отслужен водосвятный молебен. Потом икону носили по домам местных жителей, всего состоялось семнадцать молебствий. В тот же день к вечеру икону возвратили в Москву.
В 1875 году новым владельцем имения графом Александром Дмитриевичем Шереметевым ассигнуются работы по ремонту и наружной реставрации храма. Заново открытые формы архитектуры и убранства церкви так понравились, что было решено выполнить ее подробные чертежи и планы как памятника архитектуры и зодчества.
В 1919 году приход по бедности и малолюдству вынужден был спуститься из верхних храмов в подклет, где был освящен престол во имя св. Николая.
23 апреля 1922 года из храма изъяли ценности, при этом вес окладов с икон и Евангелий составил 4 пуда 1 фунт 12 золотников серебра. В 1920-е годы храм претерпевает крайнюю нужду и бедность. Предположительно, в 1930 году приход был упразднен, а храм перешел во владение Антирелигиозного музея искусств совместно с финансовым отделом Дзержинского района Москвы. Наркомпит складировал в подклет храма картофель. С января 1935 года музей получает храм в свое ведение, лучшие памятники храма были расхищены. Церковь демонстрировалась музеем как памятник архитектуры XVII века. С начала Великой Отечественной войны музей был закрыт, в храм перенесли все наиболее ценное имущество из дворца; с тех пор помещение храма служило хранилищем.
В 1970-е годы началась реставрация иконостасов, стенописи, ремонт кровли, фасадов. В 1980-е годы в церкви устраивали концерты духовной и светской музыки XVIII века в исполнении камерного ансамбля.
23 марта 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил престол в честь Святой Живоначальной Троицы. 31 декабря 1994 г. архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий освятил южный придел во имя св. прп. Александра Свирского. 14 августа 1996 года архиепископ Истринский Арсений (ныне митрополит Липецкий и Задонский) освятил северный придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери.
На протяжении почти девяти лет здесь находилось подворье Свято-Введенского монастыря Оптина Пустынь, а ныне Патриаршее подворье. За эти годы трудами и молитвами духовенства храма, его настоятеля, была создана довольно крупная православная община. Прихожане помогают в восстановлении храма, в его благоустройстве.