Остахино. Церковь Николая Чудотворца.

Современное местоположение: д. Остахино, Шенкурский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Шенкурский уезд, Архангельская губерния.
В приходе было 8 деревень, которые входили ранее в Паденгский приход и были выделены в самостоятельный приход по указу Св. Синода от 5.06.1892 за №2277. Деревянная церковь во имя Николая Чудотворца, построена в 1849 г., освящена 15.09.1852.
Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2 — Архангельск, 1895. С. 48-49. Источник: Православные приходы и монастыри Севера

Церковь Николая Чудотворца в деревне Остахино, входившей в Шенкурский уезд, была заложена в 1849 г. и освящена 15 сентября 1852 г. Церковь строилась на средства прихожан. В 1892 г. тесовая крыша была заменена железной. Раньше храм завершался восьмериком; над папертью была колокольня, с запада примыкало откидное крыльцо. Храм был перекрыт «небом».
Бревенчатая, рубленая «в лапу», на валунном фундаменте церковь стоит в средней части деревни на пологом правом берегу реки Паденьги. Церковь выстроена, видимо, по одному из типовых проектов в стиле позднего классицизма. Стены снаружи обшиты гладким тесом, укрепленным коваными гвоздями, на котором сохранились следа побелки. Оформление фасадов отличается характерной для позднего классицизма лаконичностью. В традиционной продольно-осевой объемной композиции здания доминирует четверик храма, завершавшийся раньше восьмериком и перекрытый в настоящее время четырехскатной крышей. К четверику примыкают пониженные относительно него и более узкие граненая апсида и прямоугольная паперть, вытянутая поперек композиционной оси церкви и равная по высоте трапезной, а по ширине — храму. Над папертью прежде возвышалась колокольня, с запада примыкало крыльцо под двухскатным навесом на деревянных столбах.
Трапезная и паперть перекрыты двухскатной крышей, апсида — крышей вальмовой формы. Стены церкви завершены повалами, обшитыми тесом. В центре боковых фасадов храма и трапезной помещены прямоугольные окна. Симметричность композиции акцентирована узкими вертикальными накладными профилями на всю высоту четверика, фланкирующими окна, над которыми масляной краской изображены полукруглые окна. Четверик разделен на два яруса фризом с ромбовидными накладками, переходящим под повалы апсиды, трапезной и паперти. Такой же фриз проходит под повалом храма. Окнами прорезаны диагональные грани апсиды, а на восточной грани раньше помещался киот. Лаконичный наружный декор дополнен строгими рамочными профилированными наличниками.
Внутри храм широкими прямоугольными проемами объединен с апсидой и трапезной. Трапезная раньше была связана с папертью широкой дверью. В паперти около северной стены сохранилась деревянная лестница на колокольню. Потолки в церкви в настоящее время плоские, пол дощатый.
Утрачено завершение храма, колокольня над папертью и откидное крыльцо с запада. Заложены окна апсиды, северное окно паперти и западный дверной проем. Северное окно храма и южное окно паперти превращены в двери. К церкви с юга сделаны новые дощатые пристройки. Внутри подшиты потолки, заменен пол, изменено оформление интерьера.
Типичный для середины XIX века образец деревянной церкви в стиле позднего классицизма с характерным лаконичным декором фасадов.
По материалам архива ГАУ «Научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры»; http://arhispovedniki.ru/gallery/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?