Особняк Шереметевых в Санкт-Петербурге

Особняк Шереметевых в Санкт-Петербурге

Участком у Фонтанки графский род владел с 1712 года. Только что появившийся город необходимо было активно развивать, поэтому и землю Шереметев получил при условии ее обязательной застройки. Сначала возвели деревянные дома, а затем в 1730-х на их месте появился первый каменный дворец. Над проектом работал архитектор Г. Д. Дмитриев. Он же в свое время принимал участие в создании Аничкова дворца.
Изначально Фонтанный дом предполагался одноэтажным, но в начале 50-х он был надстроен по проекту Саввы Чевакинского. По моде той эпохи дворец выдержан в стиле барокко. После завершения строительства здесь несколько лет проживал Петр Шереметев с женой и дочерью, а после его смерти усадьбу унаследовал сын – Николай Петрович.
Дворец хоть и выглядел роскошно, но требовал перестройки. Постепенно изменилась внутренняя планировка, а во дворе появились Летний дом, Садовый павильон, Каретные сараи. Были кардинально перестроены служебные флигели.

В 1809-ом графский участок в Санкт-Петербурге на берегу Фонтанки унаследовал маленький сын Николая Шереметева – Дмитрий. При нем усадьба получила еще несколько флигелей, в том числе трехэтажный Фонтанный, обращенный на набережную. Пополнилась она и особым Певческим флигелем, построенным для проживания хористов. Над проектом работал известный петербургский архитектор Джакомо Кваренги.
В 1830-ом продолжилась работа над внешним обликом усадьбы. Архитектором И. Д. Корсини была построена массивная чугунная ограда с гербом Шереметевых, а также переделана часть интерьеров. В 1845-ом по его же проекту усадьба получила Садовый флигель. А в 1867-ом она пополнилась еще одним, получившим название «Северный» («Фрейлинский»).
В период службы Дмитрия Николаевича в его доме часто бывали однополчане. Кроме того у Шереметева часто гостил известный художник Орест Кипренский. По заказу хозяина он написал несколько портретов графских сослуживцев – Никиты Трубецкого, Сергея Бутурлина, Ивана Анненкова и других. В этой же усадьбе Кипренский создал, пожалуй, самый знаменитый портрет А. С. Пушкина, который хранится сейчас в Третьяковской галерее.
Кроме того здесь часто устраивались музыкальные вечера, где выступали крупные знаменитости своего времени, в том числе Михаил Глинка, Ференц Лист, Полина Виардо.

После смерти графа Николая Шереметева все имущество было разделено между двумя его сыновьями – Александром и Сергеем. Последнему и отошел Фонтанный дом с участком. При нем со стороны Литейного проспекта выстроили доходные дома, а часть садовых построек, включая Оранжерею и Беседку снесли. В 1908-ом на месте конюшен построили Театральный зал, где сегодня расположился Государственный драмтеатр «На Литейном». В 1914-ом там появились торговые площади.
Помимо строительства в усадьбе на Фонтанке шла активная научная работа. Так, в обширном семейном архиве Шереметевых вело свою деятельность Русское генеалогическое общество, одним из инициаторов создания которого был сам граф. Им же было основано Общество любителей древней письменности. Собрания его членов также проходили в Фонтанном доме в Галерейном флигеле.
В 1900-ом в стенах дворца по инициативе барона Штакельберга открылся Музей музыкальных инструментов, куда свозились редкие и по-настоящему уникальные экземпляры.

После событий 1917-го Сергей Николаевич добровольно передал Фонтанный дом государству. Тогда здесь открылся Музей дворянского быта, ставший на время частью Русского музея.
В основу собрания легли вещи графской семьи: картины, книги, коллекции оружия, иконы, мебель и утварь. К сожалению, несмотря на все старания сотрудников сохранить музей не удалось. В усадьбе в разное время находились несколько казенных учреждений, а вещи разворовывались. Небольшую их часть передали Эрмитажу и Русскому музею. В 1931-ом он окончательно прекратил свое существование.
Некоторое время в здании работал союз «Северокустарь», занимавшийся заготовкой древесины, а с 1928-го – Астрономический институт.

Серьезный урон усадьбе нанесли немецкие обстрелы. Согласно актам, составленным Инспекцией по охране памятников, в нее несколько раз попадали бомбы. В 1942-ом была повреждена крыша и окна, системы отопления и вентиляции, серьезно пострадал и сад перед Фонтанным домом. 12 июля 1943 года снаряд попал прямо в карниз главного здания. Серьезные разрушения получил Дом занимательной науки, находившийся в одной из дворовых построек. Пострадали практически все аудитории, а также вестибюль и кладовые. Большой урон понесли экспозиция и фонды.

После войны в доме расположился Арктический научно-исследовательский институт. Ему передали не только сам дворец со всеми помещениями, но и прилегающие дворовые постройки. Вместе с новым зданием институту вменили и обязанности по его полному восстановлению.
Работы по ремонту и отделке были выполнены в минимальные сроки, а все благодаря известному полярному исследователю Ивану Папанину. В те годы он возглавлял «Севморпуть» и смог оказать серьезную поддержку институту в непростое для него время.
Работы осложнялись тем, что здание оставалось памятником архитектуры, даже несмотря на расположившийся в нем режимный объект. А институту требовалась серьезная перепланировка апартаментов и создание дополнительных внутренних конструкций. Например, отдельного испытательного бассейна для прототипов новых корабельных корпусов. По разрешению ГИОП его устроили в бывших помещениях Общества любителей древней письменности.
Однако, несмотря на все согласования, Фонтанному дому все же был нанесен достаточно серьезный ущерб. Виной тому – отсутствие исследовательских работ по установлению художественной ценности и урезанная смета на ремонт. Так, стены Оружейного зала, отделанные белым искусственным мрамором, закрасили обычной масляной краской. Средств на полноценные реставрационные работы в послевоенные годы просто не было.
Из-за многочисленных перепланировок и модернизации под нужды НИИ Фонтанный дом в значительной степени утратил первоначальный вид. Современные специалисты и вовсе считают решение о передаче архитектурного памятника институту ошибочным.
В 1972-ом возле дворца установили бюст Руаля Амундсена, норвежского полярного исследователя и путешественника. Сам НИИ занимал Фонтанный дом вплоть до 1988-го, когда ему отдали новое здание на улице Беринга.

Сегодня Фонтанный дом в Санкт-Петербурге полностью отреставрирован. Удалось восстановить даже домовую церковь святой Варвары и находившуюся в ней икону Дмитрия Ростовского. Однако дворец знаменит не только восстановленными залами. В мемориальной квартире №44 с 1989 года работает музей Анны Ахматовой. Полностью сохранился антураж советской коммуналки, некоторые личные вещи поэтессы, кабинет Пунина. Все желающие могут посетить знаменитую столовую, где так любили собираться гости, проводились литературные вечера, а сама Ахматова читала стихи. О музее здесь https://vk.com/wall-218453686_421

Интерьеры Шереметевского дворца стали драгоценной оправой для музыкальной коллекции. Сейчас в ее состав входят инструменты, принадлежавшие Александру III, Николаю II, М.И. Глинке, А.С. Даргомыжскому, А.Г. Рубинштейну и другим. В коллекции более трех тысяч экспонатов.

В музей можно свободно попасть без экскурсии. Если больше нравятся экскурсии, то на сайте дворца представлен большой выбор на разные тематики.

Адрес: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 34

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?