Это здание – шедевр зодчества. Фасад нежного зеленого цвета, арочная ротонда, смешение архитектурных стилей, многообразие орнаментов – все это усадьба Севастьянова, раскинувшаяся близ городского пруда. Для Екатеринбурга эта достопримечательность, что Зимний Дворец для Питера. Уральский объект даже попал в «проект» Центробанка «Памятники архитекторы России» – облик высокопарного особняка украсил монеты.
Ныне дом является государственной собственностью, но прежде здание сменило нескольких частных владельцев, каждый из которых оставлял свои «отпечатки» в оформлении фасада. Особняк вобрал черты классицизма, барокко, неоготики, и теперь в Свердловской области ему нет равных.
От хозяина до хозяина
История здания началась с Александра Раздеришина, занимавшегося минералогией. Он был первым хозяином, тогда еще деревянного дома. В 1817 году, уже при новом владельце – промышленнике Иване Полкове, небольшая постройка превратилась в каменный особняк с угловой ротондой, ставшей изюминкой архитектурного объекта. В то время в городе подобных домов еще не было. Новый жилец был поклонником классицизма, его прельщали правильные формы, сдержанность, уравновешенность и простота. Все это он захотел увидеть в своей усадьбе. Постройка украсила Екатерининскую площадь, названную так в честь одноименного собора, распложенного рядом.
В 60-е годы XIX столетия особняк достался служащему канцелярии господину Медведчикову, однако тот не захотел жить в доме, олицетворяющем классический стиль и продал его екатеринбургскому дельцу Николаю Ивановичу Севастьянову, имя которого и сохранилось за зданием. Новый хозяин был потомственным дворянином, работал в горном ведомстве, слыл высоко нравственным человеком, а главное – отличался изысканным вкусом. Последний факт отразился на судьбе особняка. Владелец решил разбавить классические черты фрагментами других стилей: неоготики и барокко. Помочь ему в этом вызвался добрый приятель Александр Иванович Падучев – знаменитый в те годы уральский архитектор. Он создал проект обновленного дома, впоследствии имевший огромную значимость для его карьеры.
Реставрационные работы начались в 1866-м. По замыслу архитектора особняк должен был «обзавестись» балконом, расположенным в северо-западной стороне дома, а также легкой надстройкой. В процессе реконструкции от этих идей отказались, мастер решил заменить их на ажурную лоджию, выстроенную в три яруса. До наших дней эта деталь дома, увы, не дожила.
Вдоль фасада усадьбы, смотрящего на живописный городской пруд, тянулась анфилада, в комплекс которой вошли лестница и два зала: неоготический и неоренессансный. Последний выводил к еще одному «собранию помещений». Оно включало три комнаты, следовавших одна за другой и было обращено к главному проспекту Екатеринбурга, ныне Ленина. Мраморный камин, украшавший одну из гостиных, сохранился до наших дней. Пустоты между участками здания соединили ворота с декоративными навесными бойницами и створками из дерева.
После реставрации дом Севастьянова приобрел сказочный вид. Фасад украсили хитрые узоры, придавшие зданию воздушность.
Интересный факт: усадьба Севастьянова по сей день собирает вокруг себя анекдоты и легенды. Ходят слухи, что хозяин не жил в своем шикарном доме, а сдавал его в аренду постояльцам. Сам предпочитал тесниться в небольшой комнатушке. В свободное время он выходил на улицу, поудобнее усаживался на скамью – и совершал «просмотры» своего особняка: любовался постройкой и слушал восторженные отзывы прохожих.
Существует еще один слух – желание Севастьянова украсить свой дом приобретало чудаковатые формы. Решив сравнить особняк с храмом, он надумал покрыть золотом купол ротонды. Городские власти осуществить задуманное не позволили, более того, за столь дерзкую мысль хозяина заставили ответить. Его принудили обуваться в чугунные калоши и каждый день ходить в церковь, вымаливая прощение у Бога за свои оскорбительные мысли.
Прощай, владелец!
Севастьянов «правил» домом 20 лет, а потом получил повышение и перебрался в Санкт-Петербург. Предприниматель побоялся передавать свое шикарное жилье абы кому, поэтому продал государству. После отъезда дельца в здании разместился окружной суд, табличку с соответствующей надписью прикрепили на фасаде ротонды.
В начале ХХ века особняк перенес еще одну реконструкцию, после которой у него появился пристрой, растянувшийся по проспекту Ленина.
Февральская революция перевернула судьбу усадьбы, словно страницу книги, перечеркнула беззаботное прошлое. Красногвардейцы разграбили и разрушили особняк, а окружной суд – разогнали. Облик самого привлекательного здания в Екатеринбурге был значительно изуродован. После рокового 1917-го в залах Севастьяновского «детища» разместился Уральский комиссариат труда, а через некоторое время появились новые «постояльцы» – областной совет профсоюзов, на фасаде ротонды укрепилась новая табличка. Дом профсоюзов занимал особняк ни один десяток лет.
После перестройки достопримечательность вновь сменила хозяев. В залах стали открываться офисы. С годами дом, представляющий собой шедевр архитектура Урала, стал «стареть». Его удручающий вид уже не вызывал восторженных возгласов прохожих. Дело могло закончиться сносом… Но ситуацию разрешил июль 2009-го. В Екатеринбурге был запланирован саммит Шанхайской организации сотрудничества. Власти города принялись усердно готовиться к знаковому событию и приводить уральскую столицу в надлежащий вид.
Особняк Севастьянова стал настоящей находкой. Важнейшие встречи саммита решили провести здесь. В 2008-м дом капитально отремонтировали. Он засиял изнутри и снаружи. Фасад здания выкрасили в ярко-зеленые, белые, терракотовые тона, как это и было в XIX веке. После важного политического события усадьбу сделали резиденций президента. Он останавливается тут во время рабочих визитов на Урал.
Туристам вход открыт
Дом Севастьянова состоит из трех этажей. На первом – вестибюль и гостиная. На втором – культурно-развлекательная площадка, включающая каминный, исторический, колонный залы и бильярдную. Здесь же высокопоставленные лица проводят совещания. На третьем этаже размещены комнаты для отдыха. В помещениях есть картинные галереи с видами уральской столицы.
Несмотря на то, что культурный объект больше используется в политических целях, заглянуть сюда может человек сторонний. Ведь это место, подобно историческому музею, где «хранятся» отпечатки судьбы Урала и всей России. В дом Севастьянова организуют экскурсии для детей школьного возраста, а также гостей города. Во время посещения можно познакомиться с интерьерами дворца, увидеть старинную мебель и восстановленный паркет.
Фасада здания содержит несчетное количество мелких деталей, разглядывать которые можно весь день.