Особняк Румянцева – один из самых красивых дворцов Английской набережной. Принадлежал известному государственному деятелю Николаю Румянцеву. Сейчас здание находится в ведении музея Санкт-Петербурга.
История набережной
Усадьба канцлера Румянцева расположена на Английской набережной, 44 Санкт-Петербурга, которая протянулась на 1260 метров.
Застройка этой территории Петербурга началась в 1710 году, когда фаворит Петра I Александр Меншиков решил выстроить дом рядом с Адмиралтейством. Участки на набережной выделяли только богатым людям, а внешний вид построек должен соответствовать законодательным требованиям. Например, дома строились по красной линии без разрывов со стороны фасадов и без въездных арок со стороны Невы.
В основном здесь селились англичане, отсюда и название набережной, которую поначалу окрестили Англинской линией. До этого улица Петербурга называлась Галерной. В XIX веке набережную официально назвали Английской.
К середине века всю улицу Петербурга уже застроили роскошными особняками. Дом №4 – особняк Лаваль (бывший дворец Строганова) – считается памятником русского классицизма. Дом №10 принадлежал влиятельной семье Остерманов-Толстых. В доме №32 располагалась Коллегия иностранных дел.
На территории дома №44 каменное строение появилось в сороковые годы XVIII века. Особняк заказала семья князя Михаила Васильевича Голицина. Это было двухэтажное здание, которое ничем особо не отличалось от остальных домов на Английской набережной Петербурга.
В 1770-х годах дом переделали по проекту известного архитектора Жан-Батист-Мишель Вален Деламота (автор Гостиного двора, дворца графа Разумовского, Малого Эрмитажа и других зданий). Появился третий этаж и общий вид стал напоминать то, что мы видим и сегодня.
Голицин продал достроенный дом англичанину Фаркварсану, а затем другому английскому купцу Фоме Варре. Особняк был настолько престижным, что в нём какое-то время проживал Густав IV Шведский и будущий Карл XIII.
В 1802 году особняк перешёл в руки графу Николаю Петровичу Румянцеву (1754-1826). С этого периода начинается самая важная эпоха для особняка на набережной в Петербурге.
Судьба Румянцева
Николай Румянцев – канцлер и первый председатель Госсовета в 1810 году. Внук Александра Румянцева, который считался сподвижником Петра I и сын фельдмаршала Петра Румянцева-Задунайского. В честь отца Николая Румянцева установлен обелиск в сквере недалеко от набережной.
Николай Румянцев начал свою карьеру камер-юнкером, а затем с должности посла в Германии был назначен сразу министром коммерции. Был ответственен за строительство Мариинской водной системы (торгового пути между Волгой и Балтийским морем). Финансировал трёхлетнее первое кругосветное путешествие на кораблях «Нева» и «Надежда». Главные цели экспедиции были политическими, в частности поиск удобных путей снабжения и портов для русского флота.
После выхода в отставку по состоянию здоровья, канцлер сосредоточился на науке и стал активно развивать Румянцевский кружок. Это были учёные (лингвисты, историки, археологи) и другие видные деятели (всего около двухсот человек). Румянцев скупал древние рукописи по всей России и Европе, а участники кружка искали и копировали различные исторические документы, летописи, в том числе в иностранных архивах.
Румянцев собрал огромную библиотеку, в которой было 31 тысяча томов, 807 рукописей и 638 карт и чертежей. У канцлера была также большая коллекция минералов из 14 тысячи экземпляров и нумизматическая коллекция. На приобретение рукописей и организацию экспедиций было потрачено свыше 2 млн рублей. В одной из комнат дома располагалась также галерея художественных портретов родственников самого Румянцева.
Архитектурный стиль
В 1826 году коллекция Румянцева стала уже очень большой, и было решено переделать дом под музей. Здание перестроили по проекту Василия Глинки (автору проектов лютеранской церкви Святого Петра, Сената и других известных зданий).
Особняк Румянцева был украшен 12-ти колонным портиком коринфского ордера, который хорошо виден с набережной и Большой Невы. На фронтоне дома надпись: «От Государственного канцлера графа Румянцева», которая сделана по велению Николая I.
Там же находится горельеф «Аполлон на Парнасе в окружении муз». Портик расположен на высоком цоколе. Считается, что образ Аполлона как покровителя искусств символизирует самого Николая Румянцева.
Создание музея
После кончины владельца дом отошёл министерству народного образования по завещанию. В 1828 году Николай I создал своим указом Румянцевский музеум. Это первый большой музей-библиотека в России и в Петербурге, в частности, основанный на частной коллекции.
В Белом зале в период нахождения музея располагалась коллекция минералов. Жилые покои графа-мецената были только в трёх комнатах на втором этаже. Все остальные помещения дома были заняты коллекциями ещё при его жизни. Были в музее также такие редкие экспонаты как одежда островитян, которая была привезена из многочисленных путешествий.
Устройством будущего музеума занимался брат Румянцева Сергей Петрович. Заведение торжественно открыли в 1831 году. С момента начала работы музея посещать его могли все люди без ограничений сословий и совершенно бесплатно.
Проводились в здании публичные лекции и концерты. С 1830 года в здании находилось и общество, которое поддерживало талантливых художников. В 1837 году здесь решался вопрос о выкупе украинского поэта Тараса Шевченко, за которого помещик запросил крупную сумму. Была организована лотерея и на ней удалось выиграть 2,5 тысячи рублей для выкупа поэта. Шевченко получил свободу и поступил в Академию художеств, где стал одним из любимых учеников Карла Брюллова.
В музеум перешли также картины, этнографические материалы и многие другие ценности Румянцева. Сергей Петрович известен тем, что отпустил на волю своих крепостных и полностью поддерживал брата в его начинаниях. После его смерти, из-за недостатка средств, дом начал приходить в упадок.
В 1861 году Румянцевский музей из Петербурга перенесли в Москву, и он стал основой другого музея — им. А.С.Пушкина и Российской Государственной библиотеки, которая долгое время носила название Румянцевской.
Поначалу перенесенный из Санкт-Петербурга музей помещался в здании четвёртой московской гимназии известном как дом Пашкова. Решение о переносе музея аргументировалось тем, что в Москве в то время не было ни одного публичного музея и библиотеки.
Однако даже в 1861 году это решение воспринималось обществом неоднозначно. Но в этот период у Румянцевых уже не было наследников, чтобы вмешаться в этот процесс и остановить вывоз музейных коллекций.
Дальнейшая судьба дома
В 1863 году освободившийся особняк на Английской набережной приобретает журналист и переводчик, редактор газеты либерального направления «Сын отечества» Альберт Старчевский. При нём здание по Галерной улице, которое использовалось как доходный дом, было частично перестроено.
Для этих работ был приглашён архитектор немецкого происхождения Антон Цим, который надстроил корпус и выделил окна наличниками в необорочном стиле. Высота третьего этажа была увеличена. Внутри здания производится капремонт и устанавливается центральная лестница.
Старчевский владел бывшим музеем Румянцева недолго — до 1868 года. После этого владельцы менялись с завидной регулярностью. С 1882 по 1916 дом принадлежал герцогам Лейхтенбергским — потомкам правящих династий России и Франции. Хозяйкой считалась супруга Евгения Романовского, герцога Лейхтенбергского Зинаида Богарне. Это была очень просвещенная дама своего времени, которая отличалась большой красотой и брала уроки пения у Полины Виардо.
Семья жила на широкую ногу, но не очень счастливо. У Зинаиды Богарне был любовник великий князь Алексей Александрович. Об этом хорошо знал муж, поэтому в Санкт-Петербурге этот любовный треугольник часто называли «Тройственным союзом».
Факт: Лейхтенбергские – один из самых известных французских родов Богарне. Максимилиан Жозеф Евгений Август Наполеон был мужем дочери Николая I Марии Николаевны. Князь Евгений Романовский, пятый герцог Лейхтенбергский был женат на Зинаиде Скобелевой или как потом её начала называть — графине Богарне (сестре генерала Скобелева). Евгений считался внуком Эжена Богарне, пасынка Наполеона и Жозефины Богарне.
После смерти графини Богарне (родственницей знаменитой Жозефины Богарне жены Наполеона Бонапарта) в довольно ещё молодом возрасте (чуть более сорока лет) в конце XIX века дом перешёл её приёмной дочери Долли (правнучка Николая I), которая стала женой Льва Кочубея.
Дарья Богарне или, как её называли дом – Долли, закончила Сорбонну и была по нашим меркам весьма феминистично настроенной особой. Дама считалась праправнучкой императрицы Жозефины Бонапарт и близкой родственницей Михаила Кутузова.
Во всяком случае, оставив мужу детей, Долли открыто начала жить с любовником. Февральскую революцию дама восприняла с восторгом. Её даже называли «красной герцогиней». При поддержке Горького она поступает на работу в Публичную библиотеку. Ходили слухи и о том, что Долли помогал и лично Владимир Ильич Ленин, с которым она познакомилась в Швейцарии.
Пара Долли и Кочубея стала последними частными владельцами здания. В 1916 году особняк был куплен обществом Товарных складов. Планировался капитальный ремонт, причём организация собиралась сделать из жилого дома или музея что-то типа бизнес-центра. Но проект, слава Богу, не состоялся.
После революции Лев Кочубей (тоже наследник весьма известного рода) выехал с детьми за границу. Долли одно время также пребывала в эмиграции, но в двадцатые годы неожиданно вернулась в СССР.
В 1921-27 году музей был расформирован. В здании работали самые разные организации: от Союза металлистов до Облсобеса. В корпусе особняка музея на Галерной улице разместились коммунальные квартиры.
В 1925 году Румянцевская библиотека в Москве была преобразована в Государственную библиотеку СССР им. Ленина (в наше время — РГБ). В августе 1937 года Долли была арестована и расстреляна в уже очень преклонном возрасте. В 1938 году особняк перешёл Музею истории и развития города.
Получилось так, что предметы из коллекции музея Николая Румянцева оказались распылёнными по различным музеям страны. Их можно найти даже в Красноярске и Гомеле. Как таковой Румянцевский музей фактически перестал существовать. В шестидесятые годы прошлого века в особняке остался только тот раздел музея, которые рассказывает о советской истории Ленинграда. Туда традиционно водят школьников для рассказа о блокаде.
После расселения коммуналок в перестройку в корпусе доходного дома открылась очень интересная экспозиция посвящённая быту коммунальных квартир в СССР. Там доподлинно воссоздана обстановка того времени: мебель, обои, радио и другие предметы советского интерьера.
С 1991 года особняк Румянцева стал музеем истории города. К трёхсотлетию северной столицы в здании открыли парадные залы эпохи Лейхтенбергских для всеобщего обозрения.
Внутри здания
В парадном вестибюле особняка всё сохранилось так, как было в 80-х годах XIX века, когда здесь жили его последние владельцы семья Лейхтенбергских. Интерьер выполнен в жанре эклектики архитектором Александром Степановым.
Новые хозяева заказали полную перестройку здания. Во-первых, был укреплён фасад здания. Во-вторых, изменения коснулись и внутреннего убранства дома. Была предпринята попытка подпереть фасад массивным тамбуром, который одновременно являлся и балконом для второго этажа.
В вестибюле до сих пор можно увидеть лепнину в виде голов грифонов и лепную композицию над дверью в стиле рококо. Украшение вестибюля – роскошная лестница из белого каррарского мрамора. Сложная инженерная конструкция создаёт ощущение, что ступени просто парят в воздухе. На средней площадке лестницы можно увидеть статую Венеры, снимающей сандалию. Это гипсовая копия с бронзовой скульптуры Ивана Витали.
До революции здесь стояла скульптура Дианы-Охотницы Луиджи Бьенеме, но сейчас она находится в Эрмитаже. На верхней площадке лестницы можно увидеть вензель знаменитого семейства Лейхтенбергских. В зелёной гостиной висит большой портрет основателя музея Николая Румянцева английского художника Доу.
Парадные залы второго этажа тщательно отреставрированы. Основной достопримечательностью является зеркало, которое занимает почти 18 кв. м. Это одного из самых огромных зеркал в Санкт-Петербурге из цельного куска стекла и в золоченой раме. Заказ выполнили на Императорском стекольном заводе. Зеркало сплавляли по Неве и с трудом внесли в особняк (подняли на уровень второго этажа и втянули через окна и специально разрушенную часть стены).
В особняке есть также дубовая резная лестница и дубовый кабинет Евгения Лейхтенбергского. Помещение и потолок отделано стильным морёным дубом. Но от исторического помещения сохранилось немного.
В правой части зала осталась ниша от органа и старый диван с потайной дверью на лестницу. На третьем этаже располагались детские комнаты с камином и печью.
Уровень потолка в зале для приёмов (Белом зале) был искусственно увеличен до 8 метров. В помещении Степановым была сделана прекрасная акустика. Зал был изначально сделан именно для проведения баллов. Ионические колонны и пилястры в зале располагались по всему периметру.
Верхний вестибюль украшен многочисленными львиными масками. Боковой флигель был также сделан в стиле необорокко. Архитектор Степанов также переоформляет корпус здания на Галерной улице, который использовался как доходный дом. Вестибюль был оформлен в египетском стиле. Для лучшего освещения устанавливается световой фонарь.
Правая половина первого этажа уже при Лейхтенбергских была также сильно переделана. Две комнаты объединили в большой будуар. В этом помещении и сейчас можно увидеть старинные вазы, гарнитуры, напольные часы конца XVIII века из красного дерева и скульптуру «Купальщица».
Музыкальный зал был оформлен в духе историзма жёлтым сиенским мрамором. Здесь расположены две деревянные ионические колонны. В центре залы установлен мраморный камин с большим зеркалом. В Музыкальном зале выступали приглашённые певцы и музыканты. В лепном декоре можно увидеть стиль Людовика XV. Из этого зала двери ведут в парадную гостиную. На фотографиях можно увидеть, что ранее тут был большой гобелен.
В парадной гостиной, оформленной в стиле уже Людовика XVI, находятся большие глобусы и сафьяновый ларец. Во дворце выделяется также Мраморная и Портретная залы, которые отреставрированы по старым фотографиям и рисункам. В здании расположена и Мавританская курительная с красивым потолком в восточном стиле.
К сожалению, не сохранилась зелёная парадная столовая, которая видна на многих старинных фотографиях начала XX века. Утеряна в советское время также старинная мебель и многие другие предметы интерьера.
Интересный факт: Около особняка Румянцева останавливался знаменитый крейсер «Аврора» в ночь революции. На этом месте установлена стела в память об этом событии. В советское время улица была переименована в набережную Красного флота.