«ОСОБНЯК ПОЛОВЦОВА ИЛИ ДОМ АРХИТЕКТОРА»
2. КНЯЗЬЯ ГАГАРИНЫ
В 1835 году (и это уже точно), участок с постройками купил князь Сергей Сергеевич Гагарин (1795-1852). Будучи директором императорских театров он ввёл поспектакльную плату вместо абонементов, преобразовал Театральное училище, открыл в 1831 году Александринский театр. В то время как его предшественники занимались волокитством и жили с актрисами, Гагарин из любви к жене не подчинился этому обыкновению. Чтобы не давать повода для толков, он принимал всегда актрис стоя и не приглашал их садиться. По словам М. Пыляева, князь Гагарин был человеком в высшей степени добрым, благородным и приветливым, хотя и имел наружность довольно гордую и суровую. В то же время некоторые современники сетовали на его вспыльчивость и недоступность, а знаменитый балетмейстер Дидло при нём был вынужден оставить сцену. После того, как министр двора отказался увеличить сумму, отпускаемую из казны на содержание театров, Гагарин вспылил и вышел в отставку.
Князь пригласил перестраивать свой особняк Александра Христофоровича Пеля (1809-1902), ученика Огюста Монферрана (1786-1852), который помогал ему в строительстве Исаакиевского собора. Пель, тогда только закончил Академию художеств, был начинающим архитектором. Он никогда бы не получил такой престижный заказ если бы не протекция его учителя. Монферран соседствовал с князем Гагариным и порекомендовал ему Пеля. Александр Христофорович представил проект, полностью изменивший образ дома. В результате реконструкции фасад, решенный в стиле позднего классицизма, приобрел сегодняшний вид – рустованный бельэтаж над полуподвалом и ритмичный ряд окон в обрамлении из наличников с карнизами по второму этажу. Тогда же главный вход в особняк был проделан со стороны Большой Морской улицы, появились парадная лестница и полуциркульный эркер-фонарь над входом. Работы по перестройке растянулись на многие годы и производились с размахом: в Италии закупили белый мрамор для ступеней и балюстрады лестницы, оттуда же, из Флоренции, выписали готовые мраморные камины и дубовые резные шкафы XVI века. Перестройка особняка шла так долго, а князь относился к ней столь тщательно, что умер, так и не доведя её до конца.
После смерти князя недвижимость перешла к его сыну и полному тезке князю Сергею Сергеевичу Гагарину (1832-1890) шталмейстеру Высочайшего Двора, почётному члену Академии художеств, благотворителю и коллекционеру. Обладая большим состоянием и увлекаясь собиранием редких и изящных вещей, он составил замечательную коллекцию картин, в которой находились произведения Жан-Батиста Греза, Тома Кутюра. Был членом совета Училища технического рисования барона Штиглица, поощрял учащихся денежными премиями и заказами.