Информация о здании
Деревянный особняк в Денежном переулке был построен после пожара Москвы 1812 года, свой нынешний облик приобрел после перестройки 1880-х годов, выполненной архитектором Владимиром Павловичем Гавриловым.
Одно время дом принадлежал купцу Н.К. Болю, а позже перешел во владение потомственного гражданина Карла Александровича Гутхейля, который жил здесь в конце XIX – начале ХХ веков.
К.А. Гутхейль, обрусевший немец, унаследовал от отца музыкально-издательскую фирму, которая занималась изданием нот и партитур, имела собственный магазин и даже одно время выпускала ежемесячный «Музыкальный журнал». Под его руководством «Издательство А. Гутхейля» стало одним из крупнейших в дореволюционной России. Оно специализировалось на выпуске сочинений как европейских, так и русских композиторов – Верстовского, Дагомыжского, Глинки, Балакирева и других. В 1915 году, вскоре после начала войны с Германией и последовавших гонений и немецких погромов, Гутхейль был вынужден продать свою фирму и магазин Сергею Кусевицкому и его «Российскому музыкальному издательству». Некоторое время спустя он покинул Россию и уехал в Европу.
Гутхейль был первым издателем произведений Сергея Васильевича Рахманинова – он заинтересовался талантливым выпускником Московской консерватории и предложил издать его оперу «Алеко» — дипломную работу молодого композитора.
С Рахманиновым издателя связывали долгие годы дружбы и сотрудничества, композитор часто бывал в его особняке в Денежном переулке.
Гутхейль также много занимался благотворительностью, был одним из участников (вместе с К.С. Станиславским, В.И. Немировичем-Данченко и С.Т. Морозовым) «Товарищества для учреждения общедоступного театра в Москве» — будущего Московского Художественного театра.
После 1917 года бывший особняк Гутхейля был национализирован и передан под различные административные учреждения.
Перестройка и реставрация
В ходе недавней реставрации были укреплены все несущие конструкции здания, фасадам возвращены первоначальное цветовое решение и архитектурно-художественное оформление, в том числе фигурные аттики с картушами и венчающий карниз. Реставраторы также отчистили интерьеры от позднейших напластований гипсокартона. Восстановлены пространственно-планировочная структура здания, входной деревянный тамбур и декоративное убранство интерьеров. В 2017 году особняк Н.К. Боля — К.А. Гутхейля стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинациях «Лучший проект реставрации/приспособления», «Лучшая организация ремонтно-реставрационных работ» и «Высокое качество ремонтно-реставрационных работ».
Материал с портала «Узнай Москву»