Особняк Матильды Кшесинской в Санкт-Петербурге.
В 1906 году началось строительство нового дома для прима-балерины Матильды Кшесинской. Проект разработал архитектор Александр фон Гоген. Раннее Кшесинская жила на Английском проспекте, именно там она встречалась с будущим императором Николаем II.
«Покинуть свой старый дом, подаренный мне Ники, было очень тяжело. Приходилось расставаться с домиком, с которым были связаны самые дорогие для меня воспоминания и где я прожила много, много счастливых дней. Но в то же время оставаться там, где все мне напоминало Ники, было еще грустнее», вспоминала балерина. К тому же подросшему сыну требовались отдельные комнаты. Ходили слухи, что Кшесинская носит ребенка Николая, но это не так. Отцом ее сына был кузен императора Андрей Владимирович, за которого она смогла выйти замуж только после революции. В своих воспоминаниях балерина упоминает схожесть мальчика с его дедом Владимиром Александровичем, тот сам на это указывает. Отмечу, что все отношения между Матильдой и Николаем закончились после его помолвки с принцессой Алисой. При расставании он обещал ей всячески покровительствовать и помогать в трудную минуту. В этом император сдержал свое слово.
Что касается дома. Интерьеры были задуманы в различных стилях. «Внутреннюю отделку комнат я наметила сама. Зал должен был быть выдержан в стиле русского ампира, маленький угловой салон – в стиле Людовика XVI, а остальные комнаты я предоставила вкусу архитектора и выбрала то, что мне более всего понравилось. Спальню и уборную я заказала в английском стиле, с белой мебелью и кретоном на стенах. Некоторые комнаты, как столовая и соседний с нею салон, были в стиле модерн», пишет Кшесинская. Особое внимание она уделила той части дома, где располагалась прислуга: «Я гордилась больше всего хозяйственной частью дома, которую обыкновенно никто не видит. Я на нее обратила особое внимание при постройке и любила ею похвастать перед гостями. Я считала, что нельзя требовать от прислуги хорошей службы, если она плохо помещена.У моей прислуги были прекрасные, светлые комнаты, скромно, но с комфортом обставленные, и общая для них столовая, где был большой шкаф, в котором каждый имел свое отделение для хранения под ключом своих собственных предметов.»
В феврале 1917 Кшесинская покидает дом из-за волнений в городе и живёт у своих друзей, затем переезжает к брату. Особняк в скором времени заняли революционеры. Балерина обращалась к Керенскому, чтобы дом освободили. «Когда я вошла в свой дом, то меня сразу объял ужас, во что его успели превратить: чудная мраморная лестница, ведущая к вестибюлю и покрытая красным ковром, была завалена книгами, среди которых копошились какие-то женщины. Когда я стала подыматься, эти женщины накинулись на меня, что я хожу по их книгам.»
Вернуть его у нее уже не было шансов, в особняке расположились большевики, с окон дома хорошо просматривались Троицкий мост и набережная, что было стратегически важно. Все имущество расхитили.
Позднее она переехала в Кисловодск, где уже был Андрей. Они покинули Россию после того как стало ясно, что большевики победили и оставаться в стране небезопасно, особенно для Романовых. Не без труда Матильда с будущим мужем и сыном перебрались во Францию, там она открыла свою балетную школу. Кшесинская прожила долгую жизнь и умерла в 99 лет. Сын никогда не был женат и не оставил потомства. Говорят, что властный характер матери не позволил ему иметь серьезных отношений с женщинами.
Кто хочет узнать подробности жизни балерины, советую прочитать ее воспоминания. В особняке сейчас находится музей Политической истории России, его рекомендовать не могу. От интерьеров практически ничего не осталось, когда заходишь внутрь, будто переносишься в СССР 1920-1930-х. Если вам интересен сам особняк, то лучше осмотреть его снаружи.
Адрес: ул. Куйбышева, 2-4.