Двухэтажный ампирный особняк с мезонином был выстроен здесь после пожара 1812 г. в 1830-х гг. во владениях действительного статского советника Д. А. Безобразова. В 1875-1878 гг. архитектор А. Л. Обер перестроил его для нового владельца ‒ купца Е. Е. Карташева. В 1880-е гг. владение купил московский купец, потомственный почетный гражданин Москвы А. И. Лыжин, совладелец торгового дома «Лыжин Ив. и сыновья», торговавший сукном на Ильинке. Торговому дому Лыжиных принадлежала еще старая суконная фабрика в селе Ивантеевка (Вантеевка) под Москвой. А. И. Лыжин представлял собой тип купца, который многократно описан у А. Н. Островского. Во владении стоял двухэтажный дом с мезонином и теплым подвалом. В доме жил хозяин со своей семьей, прислугой, все приказчики, конторщики и мальчики из его лавок. В подвале был оборудован большой сейф с тремя дверьми: Лыжин свои деньги банкам не доверял. На дворе был большой сад, в котором стояло много разных построек, складов, хозяйственных амбаров и жилых домов, где жили замужние дочери хозяина. Александр Иванович установил строгий распорядок дня и держал все ключи от всех помещений у себя. В 1900 г. он умер, и сыновья разделили наследство.
Родовой дом на Остоженке и текстильная фабрика в Ивантеевке достались младшему сыну купца, Владимиру Александровичу. Как раз в это время владение напротив покупает известный архитектор Л. Н. Кекушев, яркий представитель московского модерна. И Лыжин заказывает Льву Николаевичу проект перестройки дома.
Кекушев не перестраивал его полностью, лишь изменил фасад и присоединил одноэтажные строения справа и сзади. Все детали отделки имеют плавные, гармоничные очертания, свойственные модерну. Но по вкусу своего соседа Кекушев делает пышную лепнину над окнами первого этажа. Среднее окно и два крайних по бокам украшены высоким выгнутым лучковым сандриком, опирающимся на красивые вытянутые валюты. Посередине сандрика вставлен изящный картуш. Все окна сделаны в кекушевской манере перспективных изящных и очень затейливых проемов. Сверху по бокам овальные, в вертикальной своей части они имеют сложный профиль полуовальных тяг выступов и впадин. Под каждым окном сделано своеобразное «полотенце» и изящный желобок, тоже фирменная черта этого мастера. Все вертикальные переплеты окон имеют фирменную кекушевскую каплю, наплыв. По всем этим деталям и фирменным приемам Кекушева даже без подписи на чертежах сразу можно увидеть, кто перестраивал этот дом. Окна второго этажа украшены проще. Они имеют верхний завиток и подоконную ракушку. Развитый карниз дома подпирают фирменные кекушевские львы на дентикулах. А окно мезонина украшает женская головка с развевающимися волосами – самый известный символ модерна. И если в целом по своему строению и формам этот дом не относится к стилю модерн, то своими наличниками, деталями, безусловно, является ярким его представителем. Внутренние интерьеры особняка были выполнены в разных стилях. И, как это часто случалось у Кекушева, в отделке щедро использовалось дерево.
В дальнейшем сотрудничество В. А. Лыжина и архитектора Л. Н. Кекушева было продолжено. Именно этот архитектор полностью перестроил суконную фабрику в Ивантеевке, создав очень красивый производственный комплекс, остатки которого и сейчас являются достопримечательностью этого подмосковного города.
После революции в особняке долгое время был детский сад, и сильно пострадали его интерьеры. Сейчас сохранился только декор потолка гостиной первого этажа. Промежутки между деревянными балками украшены трафаретной живописью, а по верху стены тянется полоса яркого фриза с изображением цветов.
Сейчас особняк находится в частной собственности, но ему повезло: его владелец увлечен творчеством Кекушева, а потому все уцелевшие детали отреставрированы, а утраченные восстановлены. Так как родные интерьеры дома практически не сохранились, за основу были взяты элементы из других домов постройки Л. Н. Кекушева ‒ из доходного дома Быкова, из «Метрополя», из дома Морозова на Пречистенке и т. д. Декор всего фасада был воссоздан по единственному сохранившемуся на боковом фасаде фрагменту.
Автор статьи: Ирина Левина
Материал с портала «Узнай Москву»