Особняк Лопатиной в Москве
Первые сведения о территории современной усадьбы относятся к середине XVIII столетия. Владение принадлежало княгине Марии Петровне Гагариной. Сложившаяся застройка усадьбы просуществовала до 1806 года. В 1875 году участок перешёл в руки представителю купеческого сословия Анне Васильевне Лопатиной. В 1876 году проект перестройки владения был передан архитектору А.С. Каминскому. В ходе его реализации усадьба полностью преобразилась. На красной линии вырос новый двухэтажный дом с мезонином в русском стиле, с выходящей в сад террасой, появилась новая ограда с воротами. На территории усадьбы было выстроено новое здание конюшни.
В 1880 году здание конюшни, расширенное и увеличенное в высоту до двух этажей, стало сдаваться внаем. В начале ХХ века в этом дворовом корпусе поселились хозяева, главное здание также было отдано внаем, первые этажи сдали под коммерцию. После революции, в 1920-х здесь размещалось общежитие большевиков. В 1925 году дом сильно пострадал в результате пожара, было почти полностью утрачено внутреннее убранство. Здание, впрочем, быстро восстановили, через три года надстроили третий этаж в строгом соответствии с его стилистикой — к примеру, окна третьего этажа объединили сплошным рядом кокошников. В 1960-х домовладение передали посольству Бразилии, которое занимает его и в настоящее время.
Несмотря на то, что здание на протяжении почти 60 лет не меняло функционального назначения, его общее состояние ухудшалось. В 2017 году под контролем специалистов Департамента культурного наследия началась масштабная научная реставрация особняка, которая продолжалась три года.
Были усилены фундаменты, кирпичную кладку отремонтировали и обработали антигрибковым составом. Стены подвала отштукатурили, а двери воссоздали по историческим аналогам. На кровле специалисты заменили поврежденные стропильные конструкции. Внутри особняка восстановили характерную для XIX века анфиладность помещений, раскрыв ранее заложенные проемы. Воссоздали и лепной декор на потолке и стенах. Роспись сводов музыкального салона первого этажа выполнили по технологиям храмовой живописи. Удалось воссоздать и наборный паркет, причем в каждом из залов особняка он разный. Оригинальным элементом внутреннего убранства старинного дома стали обои обеденного зала, изготовленные во Франции по технологиям позапрошлого столетия. Работы по реставрации декоративных элементов фасада были наиболее трудоемкими. Особое внимание уделили частично разбитым изразцовым вставкам. Тем не менее приблизительно 90 процентов исходных элементов удалось сохранить.
Адрес: Москва, Большая Никитская, 54с1