Особняк Леман, Москва.
Про семью, для которой строился особняк, известно мало. Дом оформлялся на Анну-Луизу Леман, а её супругом был почётный гражданин города Москвы Роберт-Нильс Карл Леман.
В 1896 году Леман обратились к московскому архитектору Адольфу Эрихсону, чтобы построить семейную резиденцию в Гранатном переулке. Он считался одним из лучших в своём деле: в этом же году ему поручили подготовить несколько бульваров к коронации Николая II.
Эрихсон делает акцент на вертикальную ось: двухэтажное здание характеризует энергичная устремлённость ввысь, свойственная готическим соборам начала прошлого тысячелетия. В этом направлении указывают высокие щипцовые кровли и остроконечные арки, то и дело встречающиеся в оформлении оконных порталов и аркатурных поясов. Перед нами отличный пример псевдоготики — ревайвалистского стиля архитектуры, популярного на стыке XIX и XX веков.
Выбор красного кирпича в качестве основного материала, скорее всего, был вдохновлён стилем Тюдоров — одной из династий, правивших Британией в Средние века. В схожей стилистике на участке были построены каретный сарай и конюшня.
Ядро внутренней планировки — двухэтажный холл с парадной деревянной лестницей, оригинальным предметом интерьера, дошедшим до наших дней. Лестницу огибает обходная арочная галерея на втором этаже, которую в дневное время заливает солнечный свет: в крышу вделан световой фонарь. В оформлении помещений Эрихсон решил поиграться с несколькими стилями сразу: так, синяя гостиная выполнена в стилистике готики, белая — в стилистике классицизма, а красная отличается от своих соседей дуновениями модерна. Для всех остальных комнат архитектор выбрал барокко и рококо, а отделка была выполнена из мрамора, красного дерева и других дорогих материалов.
Во времена Леман в полуподвале находились подсобные помещения и комнаты прислуги, первый этаж отводился под гостиные, бильярдную и кабинеты, а на втором — размещались покои владельцев дома.
Сама семья Леман прожила в этом особняке недолго. Уже через два года после окончания строительства владелица дома выставила его на продажу, и покупатель не заставил себя ждать. Им стал Пётр Базилевский, будущий губернский предводитель дворянства.
После революции особняк национализировали и передали в распоряжение сначала Реввоенсовету, а потом Центральному бюро по обслуживанию иностранцев. Бюро задержалось на этом месте с 1920 по 1933 годы, после чего в здание переехала канцелярия посольства Франции. В 1937 году здесь расположился Союз советских архитекторов — логическое продолжение аналогичного объединения, созданного в конце XIX века при участии Шехтеля.
Экскурсовод рассказывала, что после того, как отсюда выселили французов в доме из мебели ничего не осталось, даже люстр не было. Они всё вывезли с собой.
В 1941 году особняк стал известен как Центральный дом архитектора. Сами архитекторы, входившие в упомянутый выше союз, решили не церемониться с композиционной целостностью ансамбля и объединили особняк с соседним зданием — массивной постройкой с тремя арочными порталами за авторством А. Бурова, А. Власова и М. Мержанова. От этого пострадала не только композиция, но и стилистическое единство.
Однако одной пристройки оказалось недостаточно, и в 1970-х Союз решил реконструировать доходный дом 1876 года, который примыкал к центральной части. Мода на ревайвализм и ампир к тому моменту уже прошла, поэтому после перестройки здание приобрело строгий и минималистичный вид советского модернизма. Над проектом работали архитекторы Б. Тхор, Р. Семерджиев, И. Щепетильникова, а также конструктор М. Ляховский. Сейчас здесь располагаются административные помещения, большой вестибюль с гардеробом, буфетом и кассой, а также конференц-зал и выставочный зал.
Попасть в дом можно с экскурсией. Например, «Дворянские усадьбы» проводят. Здесь бывают и выставки, в такие дни вход бесплатный.
Адрес: Гранатный переулок, 7с1.