Особняк купцов Елисеевых, Санкт-Петербург

Особняк купцов Елисеевых, Санкт-Петербург.

Дом был построен для Н.И. Чичерина, санкт-петербургского генерал-полицмейстера. В 1810 году в здании располагался ресторан «Talon». Здесь любил бывать Александр Сергеевич Пушкин. Упоминание об этом ресторане и его неподражаемой французской кухне есть в романе Евгений Онегин. В 1858г. особняк приобрели братья Григорий и Степан Елисеевы, сыновья основателя торгового дома П. Елисеева.

Одно из помещений сдавалось Благородному собранию, где выступали Достоевский, Тургенев, Салтыков-Щедрин.

Григорий вскоре переехал в дом на Васильевском острове, а здесь остался жить Степан. Новый хозяин затеял долгую и масштабную перестройку здания. Она проводилась в 1858-1870 годах по проекту архитектора Николая Павловича Гребёнки. Ему помогал архитектор Григорий Иванович Карпов, который частично изменил форму окон со стороны Невского проспекта.

После смерти Степана Петровича в 1879 году хозяином дома стал его сын Пётр Степанович Елисеев — крупный банкир. В 1901 году после кончины Петра Степановича владение перешло его наследнику, новому Степану Петровичу Елисееву, продолжившему дело отца. Степан вместе со своей супругой Варварой Сергеевной затеяли полную перестройку своих жилых покоев со стороны Мойки. В 1902-1904 годах этим занимался архитектор А. К. Гаммерштедт, создавший интерьеры в разных исторических стилях.

Оформлением интерьеров занимались западноевропейские фирмы. Сохранившиеся до наших дней хрустальные торшеры в Большом зале создал французский завод «Баккара». Деревянные резные части декора и оформление двух лестниц выполнила фабрика Гаральда Германовича Бюхтгера. Библиотека Елисеевых была оформлена в стиле модерн. Здесь сохранилась мебель из красного дерева, выполненная Эженом Валленом. Потолок библиотеки украсил плафон работы В. Измайловича. На камине в Ореховой столовой была создана сцена рыцарского турнира, устроенного французским королём Генрихом II летом 1559 года в честь бракосочетания дочери. Один из витражей Ореховой столовой изображает сцену явления французскому королю Филиппу IV Красивому оленя с крестом между рогами во время охоты осенью 1314 года. На других витражах показаны профили королей Франции Генриха II и Дианы де Пуатье. Елисеевы были знакомы с французским скульптором Огюстом Роденом. Все произведения Родена, экспонируемые ныне в Эрмитаже, попали в музей из дома С. П. Елисеева.

Со стороны Большой Морской улицы находился модный ресторан «Кюба», а на втором и третьем этажах — меблированные комнаты О. Н. Мухиной. В 1903 году в них останавливались Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин. Здесь Шаляпин неоднократно встречался с А. И. Куприным. С этим домом связан рассказ Куприна «Гоголь-моголь».

Перед революцией в доме Елисеевых работали банковская контора «Георг Верблюнер и К», с 1914 года — Центральный банк Общества взаимного кредита. Для последнего в доме производились некоторые перестройки. После 1917 года Елисеевы уехали из России.

В 1919 году дом Елисеевых по инициативе А. М. Горького стал Домом искусств (ДИСК). В помещениях с окнами на Мойку и во двор жили и работали Н. С. Гумилёв, В. Рождественский, К. Петров-Водкин. Кроме писателей в доме Елисеевых жили портные, часовых дел мастера, советские служащие, бывшая прислуга прежних владельцев дома.

С бумагой в Доме искусств было весьма туго. К счастью, в нижнем этаже удалось найти склад бухгалтерских книг. На вырванных из гроссбухов листах рождались первые произведения советской литературы. А. С. Грин написал здесь «Алые паруса». Жизнь в Доме искусств отобразила писательница Ольга Форш в своём романе «Сумасшедший корабль».

По понедельникам в Доме искусств устраивались литературные вечера. На первом из них в январе 1920 года выступил М. Горький. Позже К. Чуковский читал здесь свои статьи, а кроме того выступали А. А. Блок, А. Белый, А. А. Ахматова, Ф. Соллогуб, М. М. Зощенко, юрист А. Ф. Кони.

В сентябре 1920 года в доме №15 был устроен банкет в честь прибывшего в Петроград Г. Уэллса. В декабре в Доме искусств остановился приехавший из Москвы В. В. Маяковский. В течение двух часов он читал ещё не опубликованную поэму «150 000 000» и агитстихи. Эти вечера проводились в неотапливаемом парадном Белом зале на третьем этаже. Другие встречи обитатели Дома искусств предпочитали проводить в просторной елисеевской кухне, в которой работала печь.

Быт Дома искусств в голодные 1920-е годы стороннему наблюдателю мог показаться невероятным. Георгий Иванов в книге «Китайские тени» описал его:

«В 1920 году зимой прохожие, очень редкие вечером в этой пустынной части города (угол Мойки и Невского проспекта), могли видеть странное зрелище. К ярко освещённому подъезду (среди полного мрака соседних) подходили господа и дамы буржуазного вида, и швейцар, кланяясь, распахивал дверь. Третий этаж был ярко освещён. Видны были сияющие хрустальные люстры, порой слышалась музыка. С улицы, пожалуй, больше ничего нельзя было разглядеть. Но и этого было достаточно, чтобы потрясти советского пешехода. По Невскому летает ветер, хлопая вывесками разграбленных магазинов (вышел декрет, чтобы и вывески снять). Холод, ночь, нищета — и вдруг…

Дамы и господа буржуазного вида продвигаются по ярко освещённой лестнице. Они чинно снимают шубы и идут дальше через какие-то блестящие помещения. Всюду зеркала. Дамы пудрятся, кавалеры поправляют ладонью и без того прилизанные проборы. Сдержанный говор шелест шёлка, запах духов…

Ночь, холод, нищета, 1920 год!

Чтобы убедиться, что это общество — не выходцы из другого мира, а настоящие советские петербуржцы — достаточно было поглядеть на их сапоги или руки. У большинства сапоги в заплатах, руки, почерневшие от кухни и чёрной работы. Но губы улыбаются, манеры изящны, всё — словно играют роль…

Так и было. Раз в неделю советские граждане, вымывшись и нарядившись, собирались и играли в «старое время». На час-два один снова был знаменитым адвокатом, другой — светлейшим князем. Назывались эти «птиже» пятницами Дома искусств» [Цит. по: 6, с. 487].
Маленькую узкую комнату в Доме искусств занимал писатель Михаил Слонимский. По субботам у него собирались молодые писатели и поэты, старшему из которых было 29, младшему — 19 лет. Они образовали кружок «Серапионовы братья». Среди них были Н. Тихонов, М. Зощенко, В. Каверин, Вс. Иванов и другие.

Со стороны улицы Герцена (Большой Морской) находился магазин Дома Искусств. В нём продавались старые книги, рисунки и литографии. За прилавком часто стояли сами жильцы дома. Магазин называли «Лавкой писателей». Дом искусств устраивал выставки картин (Замирайло, Петрова-Водкина, Александра Бенуа и других). Ежедневно здесь читались лекции по вопросам литературы и искусства, проводились музыкальные вечера.

3 августа 1921 года здесь был арестован Николай Гумилёв.

После закрытия ДИСКа в 1923 году здесь открылся кинотеатр «Светлая лента», с 1931 — «Баррикада».

В конце 1990-х годов большую часть дома Елисеевых приобрёл Центр Гуманитарного и Делового Сотрудничества, возглавляемый Александром Иосифовичем Ебралидзе. 20 июля 2000 года губернатором Санкт-Петербурга Владимиром Яковлевым был подписан инвестиционный договор, согласно которому ЦГДС обязывался капитально отремонтировать здание, отреставрировать сохранившие исторический облик помещения. Дом Елисеевых было решено превратить в «Елисеев Палас отель». Реставраторами были восстановлены интерьеры Ореховой и Музыкальной гостиных, библиотеки, Большого зала, парадной лестницы, вестибюля и других помещений.

Сегодня здесь находится отель «Талион», а в исторические помещения водят экскурсии. Лучше записываться через официальный сайт отеля.
Адрес: Набережная реки Мойки, 59.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?