В государственном архиве Пермского края, раскинувшегося в Предуралье, числятся данные об уникальном Доме Грибушина. Это бело-голубое изящное здание с витиеватой лепниной, которое напоминает огромное творение искусного повара-кондитера. Недаром особняк признан архитектурным символом Перми и объектом культурного наследия народов РФ.
В свое время в доме обитали знатные семьи, «главный» хозяин – меценат Сергей Михайлович Грибушин, устраивал тут уютные чайные вечера. Согласно легенде, именно это изысканное сооружение, как «дом с фигурами», описал в своем прославленном романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак. В особняке якобы жила героиня книги – Лара Гишар.
Пермский Гауди
Возведение дома на улице Покровской, ныне Ленина, началось в 1895-м и продлилось два года. Проект здания разрабатывал именитый архитектор, выходец из дворянской семьи Александр Бонавентурович Турчевич. Благодаря мастеру, на Урале было построено свыше 150 достопримечательностей, большинство из которых находится в Перми.
Заслуживает внимания биография зодчего – душой он тянулся к актерской деятельности и, когда учился в Строгановском архитектурном училище, играл на сцене. В результате Турчевич бросил учебу и организовал собственную труппу. В конце XVIII столетия он перебрался в Пермь и вскоре поставил пьесу Грибоедова «Горе от ума». Однако театральная деятельность не смогла прокормить талантливого мужчину, и он решил-таки заняться проектировкой зданий. Актерство перешло в хобби.
В 1888 году Турчевич открыл строительно-техническое бюро и занялся архитектурой, став одним из самых лучших мастеров. Его часто называют Пермским Гауди, сравнивая с величайшим испанским представителем зодчества.
В архитектуре одноэтажного дома с антресолью и цоколем, Турчевич «переплел» барокко и модерн. Видны и элементы классицизма. При строительстве использовали анфиладную схему, когда помещения соединены друг с другом и выстроены по прямой. Фасад здания четко разделен на колонны и акцентирован многофигурными скульптурами и вазонами. Над окнами первого яруса расположены малые круглые, украшающие верхний полуэтаж. Пять высоких «иллюминаторов» помещены в центре здания. Парадный вход венчают четыре флагштока, кованые решетки и навесы, которые держат цепи.
Хозяева белого-голубого дома
С заказом построить примечательный каменный особняк к Турчевичу обратился чиновник Кашперов, имя которого «затерялось» в истории.
Позже, в самом конце XVIII столетия, дом выкупил один из сыновей миллионера, владельца судов Альфонса Фомича Поклевского-Козелл. Наконец, в 1905 году особняк «достался» матери Сергея Михайловича Грибушина.
Он появился на свет в 1871 году в Кунгуре – небольшом городе в Пермском крае, в семье купца, который владел чайными лавками по всей стране. Сергей прослыл щедрым благотворителем, воцерковленным человеком, имевшим более десяти крестных детей. Известно, что мужчина хорошо играл на фортепиано и водил дружбу с музыкантами.
Живя в Кунгуре, Грибушин был старостой домовой церкви, состоял в комитете сиротского дома, в комиссиях по вопросам строительства городской железной дороги и моста через местную реку. В 1900-х на его деньги возвели новую гимназию и церковь в селе Большие Карзи.
В родном городе дельца тоже есть Дом Грибушина, а еще Школа – бывший приют для мальчиков. Обе достопримечательности названы в честь отца Сергея и считаются памятниками регионального значения. В Кунгурских архивных отделах хранятся документы, которые подтверждают это.
Когда купец Михаил Иванович Грибушин скончался, его дело перешло супруге Антонине и четверым сыновьям. В 1896 году женщина учредила именной торговый дом, а через 15 лет им стал править Сергей.
Грибушин перебрался в Пермь, чтобы продвинуть торговые дела. Некоторые историки считают, что чайный меценат обратился к Пермскому Гауди Турчевичу с просьбой переделать, унаследованный дом на Покровской. Тогда здание «обросло» дополнительным декором внутри, на фасаде и крыше. Многочисленные «ростки», венки, розетки и гирлянды по наброскам Турчевича ваял живописец-самоучка Петр Агафьин. Он же автор маскарон – рельефных статуй в виде женских «голов», которые являются изюминкой особняка.
Интересный факт: считается, что «лица» на фасаде дома вылеплены по фотокарточкам женской половины семьи Грибушина: супруги Елены Васильевны, урожденной Краевой, и дочерей Людмилы и Ирины.
Бело-голубой Пермский особняк часто принимал «высоких» гостей. Они распивали чаи и слушали музыку. Сергей Михайлович Грибушин прожил в доме до последнего дня своей жизни.
Он умер от воспаления легких в 1915 году. Меценат не оставил завещания и его владения, включая дом в Перми, достались жене и четверым детям – двум сыновьям и дочерям. Они покинули Россию через три года после кончины главы семейства.
Новая жизнь
В 1919 году здание национализировали и отдали под гарнизонный магазин, где отоваривались офицеры. Спустя некоторое время дом переоборудовали под военный госпиталь. С 1921-го особняк вовсе стал детским туберкулезным диспансером, а потом и Пермской детской больницей.
Лечебное заведение просуществовало в Доме Грибушина до конца 80-х. К этому времени здание сильно обветшало, местные власти даже хотели снести его. Однако вмешались работники научного культурного центра Уральского отделения РАН. Начался восьмилетний период реставрации.
Масштаб проведенных работ поражает: приглашенные мастера восстановили все лепные фигуры на фасаде и внутри дома, в частности, витиеватые потолки и паркетный пол в главной гостиной. Он выстлан разными породами деревьев, среди которых китайская вишня.
Недюжинные силы пришлось приложить, чтобы снять со стен столетнего Пермского дома семнадцать слоев обоев. Для этого реставраторы придумали специальный раствор.
Примечательно, что с конца 90-х академики начали возрождать в особняке Грибушина музыкальные вечера. Здание принадлежит Пермскому научному центру УРО РАН по сей день, а камерные концерты классической музыки в гостиной стали обязательным ежемесячным мероприятием. Зал парадной украшает строгий черный рояль.
Сегодня особняк входит в «Зеленую линию» – главный туристический пешеходный маршрут Перми. Он связывает 37 городских достопримечательностей: Дома купчихи Барановой, пароходчика Мешкова, Спасо-Преображенский Кафедральный собор, памятник Пастернаку, железнодорожный вокзал и многие другие.
В 2017 году в Перми, неподалеку от места, где стоит Дом, открыли Сквер купцов Грибушиных. В его центре возвышается арт-объект – пасхальное яйцо. Отличным источником информации для гостей служит большой стенд, установленный при входе. На одной «странице» можно прочитать о самом особняке. Второй раздел посвящен архитектору Турчевичу, который сумел создать визитную карточку Перми. А подойдя к третьему, можно подробнее узнать о жизни «чайных» королей.