В Москве на Садово-Черногрязской улице за высокой глухой гранитной стеной, украшенной львиными масками, скрывается интересное здание №6, построенное в стиле итальянского Возрождения. Настоящий дворец. Это – бывший дом Сергея Павловича фон Дервиза.
Усадьба была построена в стиле итальянского Возрождения в 1886 г приглашенным рязанским архитектором Николаем Михайловичем Вишневецким на месте усадьбы XVIII века. Сам дом построен в глубине владений и представляет собой двухэтажное здание с ризолитом в центральной части, к которому примыкает парадное крыльцо. По сторонам крыльца — устроены пандусы для въезда, на них поставлены светильники в виде женских фигур. (Ризолит – выступающая часть здания, идущая на всю его высоту).
Этот особняк дворцового типа сравнительно небольшой, но очень внушительный, что достигается использованием в его архитектуре композиционных приемов и декоративных деталей в духе зодчества итальянского Ренессанса, характерных для одного направления эклектики, редкого в Москве.
Фасады, облицованные гранитом, на втором этаже украшены львиными масками
На выступах и карнизах по периметру дома установлены вазоны, много скульптурных украшений и лепнины, а на карнизах сохранились вензеля «SD».
В отделке интерьеров принимал участие Ф.О. Шехтель – это одна из наиболее ранних его работ.
Отделка интерьеров очень представительна – золоченая лепнина стен и потолков сочетается с живописными панно. В 1888-89 гг здание было увеличено пристройкой, в оформлении которой также принимал участие Ф.О. Шехтель.
Но в 1904 г Сергей Павлович фон Дервиз продает свой особняк потомственному дворянину Л.К. Зубалову, сыну миллионера-нефтепромышленника, владельца нефтяных промыслов в Баку. И именно по указанию Зубалова в 1911 г была воздвигнута массивная высокая глухая ограда со стороны Садово-Черногрязской улицы. По одной версии, это было сделано, чтобы укрыться от любопытных взглядов прохожих и уличного шума, а по другой… Напуганный событиями 1905 г, Зубалов уехал из Москвы, а возвратившись в 1909 г, попросил у городской управы разрешения построить стену, которая отгородила бы его владения от опасности улицы.
После революции в 1918 г жена Зубалова – Ольга Ивановна передает этот особняк Румянцевскому музею, и дом официально становится филиалом Румянцевского музея.
Но уже в 1920 г в здании размещается особое техническое бюро ВСНХ (Высшего Совета народного хозяйства), а позднее в здание въезжает НИИ-20.
С 1941 г хозяином особняка становится ВНИИЭМ.
Здание отлично сохранилось: гобелены, витражи, резьба по дереву, росписи потолков, золоченая лепнина, скульптуры, парадная лестница из белого мрамора…