По соседству с гостиницей «Центральной» на улице Гимназической находится еще одна архитектурная гордость Екатеринодара. Роскошный двухэтажный особняк из красного кирпича (ныне – историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына), был построен купцами Богарсуковыми для своей семьи. Считается, что этот дом предприниматели возвели «в отместку» конкуренту Поликарпу Губкину, открывшему свой «Гранд-Отель» прямо напротив «Центральной».
По свидетельству кубанского краеведа Виталия Бардадыма, особняк, выполненный в духе «классической эклектики», в котором весьма умело, не нарушая геометрических пропорций и чувства художественной меры, соединились несколько архитектурных стилей, своим броским и оригинальным видом сразу затмил не только гостиницу Губкина, но и собственный отель Богарсуковых. Увы, история не сохранила имени архитектора, спроектировавшего фамильное гнездо купцов.
Внутреннее убранство особняка было под стать фасаду. Потолки дома украшала лепнина, повторяющая элементы наружного декора – цветы, фрукты, листья. Растительно-цветочный орнамент также присутствовал в кованых перилах лестницы из белого мрамора, ведущей на второй этаж. Коридоры дома Богарсуковых были вымощены метлахской половой плиткой производства харьковского завода Эдуарда Бергенгейма, считавшейся в те годы лучшим отделочным материалом на юге Российской Империи.
Стены комнат в особняке были расписаны в технике альфрейной живописи.
Альфрейная живопись (от итал. – al fresca) – настенная роспись, как правило, имитирующая различные виды декоративной отделки помещений (гипсовой лепнины, шёлка на стенах, дорогих пород дерева и т.д.). Также в технике альфрейной живописи выполняется орнаментально-декоративная роспись стен. В отличие от традиционной фрески, альфрейная роспись наносится по сухой штукатурке.
Сюжеты росписей варьировались от зала к залу. В «мавританской» курительной комнате, в которой собирались мужчины для неспешной беседы за кальяном, были изображены сцены из восточной жизни, иллюстрирующие рассказы главы семьи Никиты Павловича о времени, проведенном им в Османской империи. В других залах в росписях преобладали модные в те времена античные сюжеты.
В «Миниатюрных рассказах» известного адыгейского просветителя Сефербия Сиюхова описан случай, связанный с особняком Богарсуковых:
«В 1900 году богатые братья, купцы Богарсуковы Мэджлыш, Къашатыр и Христофор из черкесогаев (черкесские армяне), построили большой красивый дом в Екатеринодаре по Гимназической улице.
Когда дом был окончен, хозяева устроили большой обед с приглашением гостей в связи с новосельем. Среди гостей были и черкесы, в том числе Шумаф Хакуй. Обед прошел оживленно и весело. После обеда старший из братьев, Мэджлыш, а по-русски Никита Павлович, захотел показать гостям внутреннее устройство дома. Он повел гостей по всем комнатам и коридорам, показал богатую отделку стен масляными красками, паркетные полы, богатую мебель, картины, водопроводное устройство с огромными раковинами-умывальниками и ваннами, электроосвещение с большущими люстрами, которые были усеяны гроздьями лампочек, паровое отопление. После окончания осмотра Мэджлыш спросил гостей, понравился ли дом, и, в частности, с этим же вопросом обратился к Шумафу Хакуй, желая, видимо, озадачить его. Шумаф не смутился и сказал: «Ну как может не понравиться такой дом, когда это даже не дом, а целый дворец. Но меня удивляет одно, как это ты, умный человек, строя такой богатый дом со всеми удобствами на долгие годы, не догадался хотя бы в одной из множества комнат поставить такой замок, который мог бы воспрепятствовать пробраться Малакульмоуту (ангелу смерти). Ты должен согласиться, что допустил непростительное упущение…» Меджлыш, почувствовав долю яда в этой шутке, ответил: «Что же поделаешь, Шумаф, такой инженер еще не родился…».
В богато убранном парадном зале находилась сцена, на которой разыгрывались любительские спектакли. В первой половине XIX века на Кубани роли в подобных представлениях, как правило, исполняли офицеры Кубанского казачьего войска. Однако с момента преобразования Екатеринодара в гражданский город в 1860-х гг в развитии любительского театра стали участвовать, главным образом, представители местной интеллигенции: музыканты, преподаватели, врачи.
Со временем дом братьев Богарсуковых стал одним из «культурных центров» кубанской столицы: здесь проводились городские благотворительные концерты, рождественские ёлки, давал спектакли домашний театр, проходили заседания Кубанского попечительского комитета о тюрьмах, директором которого являлся Христофор Богарсуков.
Семья Богарсуковых активно поддерживала национальные благотворительные организации, появившиеся в начале ХХ века (Армянское дамское благотворительное общество, Эллинское и Черкесское благотворительные общества и др.). Известно, что 2 января 1914 г. в доме состоялся благотворительный вечер Черкесского общества, в программу которого входила постановка живых картин «Наезд Кунчука» и черкесские танцы.
В годы первой мировой войны особняк был секвестрирован. С августа 1918 г. здесь располагался штаб Добровольческой Армии генерала А.И. Деникина. После установления Советской власти в здании находилась санитарная часть 9-й армии. В 1920–1930-х гг. – располагался сперва дом пионеров, потом – НКВД.
В течение нескольких следующих десятилетий особняк менял хозяев как перчатки, пока в начале 1960-х годов его не передали Краснодарскому государственному историко-археологическому музею-заповеднику имени Е.Д. Фелицына, который по сей день находится в этом здании.