Послепожарная застройка квартала, образованного Георгиевским (ныне Вспольным) переулком и Садовой улицей, складывалась из каменных домов, владельцам которых вменялось в обязанность устроить «у дома сад, красиво огороженный» (отсюда и название Садовой улицы). Со второй половины XIX в. здесь возводятся тесно примыкающие друг к другу двух- и трехэтажные каменные особняки. На рубеже XIX-XX вв. владения по Георгиевскому переулку застраивают городскими усадьбами и доходными домами с фасадами в стиле модерн и неоклассики знаменитые московские архитекторы: Ф. Шехтель, А. Эрихсон, Р. Клейн, Г. Гельрих.
Упоминание о владении 3 в Георгиевском переулке впервые встречается с середины XVIII в., когда его покупает А. А. Протопопова, семья которой владеет участком до 1815 г. Восстановлением пострадавшей после пожара 1812 г. застройки обширного участка занималась его новая владелица – коллежская асессорша княгиня Мария Ивановна Оболенская. В этот период по красной линии переулка располагаются каменный главный дом усадьбы и деревянный флигель. К концу 1830-х гг. усадьба разделяется на части и современное владение 3 обособляется в отдельный участок. Его застройка, принадлежащая в это время полковнице Е. А. Окуловой, включает ампирный деревянный особняк и хозяйственные строения.
В 1898 г. «потомственный почетный гражданин, временный московский купец и биржевой маклер» Аршак Богданович Эджубов на месте старого дома возводит деревянный дом с мезонином, каменным подвалом, пристройкой со стороны двора и деревянные службы. Автором проекта является архитектор Р. И. Клейн. При реализации проект архитектора был значительно упрощен в части декора. Четыре оконных проема декорированы наличниками, сандриками и филенками снизу. Простенки между окнами оштукатурены под руст. Вход украшен металлическим козырьком. Внутренняя планировка особняка представляла собой анфиладу из трех парадных помещений вдоль переулка, а также кабинета и столовой вдоль дворового фасада.
В 1901 г. новый владелец К. А. Протопопов надстраивает дворовый объем вторым каменным этажом, а вдоль северной границы строит трехэтажный каменный жилой дом по проекту архитектора М. М. Черкасова в стиле эклектики. Последняя домовладелица Тамара Николаевна Андреевская, жена губернского секретаря, предводителя дворянства Уманского уезда Киевской области Э. К. Андреевского, сдавала особняк внаем вдове генерал-майора Н. И. Каменской. Надежда Иннокентьевна снимала квартиру в главном доме, а также занимала помещение бывшей прачечной на третьем этаже дома во дворе. Будучи членом Московского автомобильного общества, деревянное строение во дворе она использовала под гараж. Как сложилась ее судьба после революции, неизвестно, тогда как супруги Андреевские эмигрировали в Сербию, затем в Бельгию и Францию, где обрели последний приют.
Владение сохраняло сложившуюся при последних владельцах планировку вплоть до 1970-х гг., когда были разобраны деревянные службы, а каменная пристройка надстроена еще одним этажом. В советское время здесь были коммунальные квартиры. Хотя первоначальная внутренняя планировка была значительно искажена, в центральной части особняка сохранился парадный зал с лепным настенным и потолочным декором. В последние годы особняк занимали различные учреждения, сегодня здесь располагается школа музыки.
Автор статьи: Ольга Яковлева
Материал с портала «Узнай Москву»