«Я осознаю, что если я «займусь политикой», меня отправят в концентрационный лагерь…» — с такой распиской Ивана Ильина отпустила немецкая полиция в 1934 году из-под ареста. Иван Ильин много писал до ареста в Германии, а когда ему фактически запретили работать, он стал писать еще больше. Его наследие — более 40 книг, сотни статей, брошюр на русском и немецком языках.
Попадать в тюрьмы за свои идеи Иван Ильин начал еще студентом в 1904 году, продолжил в 1918-1922 годах, в том числе будучи уже профессором права Московского университета.
О чем писал и говорил Ильин? Он много раз пересматривал свои взгляды. Но популярны работы, в которых отражены следующие мировоззрения философа:
Сначала Ильин воспринимал Февральскую революцию как освобождение народа. Наряду со многими другими интеллектуалами он в целом одобрял ее и поддерживал Временное правительство России. Однако постепенно он разочаровался и ко времени завершения Октябрьской революции рассматривал ее как катастрофу.
Призывал к патриархальной форме правления в России, основанной на православии и вере в царя (самодержца, а не тирана).
Работал над вопросом, что привело Россию к трагедии революции? Он ответил, что причиной была «слабая, поврежденная духовная самооценка» русских. В результате возникло взаимное недоверие и подозрительность между государством и народом. Власти и дворянство постоянно злоупотребляли своей властью, подрывая единство народа. Ильин считал, что любое государство должно быть создано как корпорация, членом которой является гражданин с определенными правами и определенными обязанностями.
Ильин признавал неравенство людей как необходимое положение дел в любой стране. При этом он считал, что образованные высшие классы имеют особую обязанность духовного руководства по отношению к необразованным низшим классам. Этого не произошло в России.
Другим моментом было неправильное отношение к частной собственности среди простых людей в России. Ильин писал, что многие русские верили, что частная собственность и большие поместья приобретаются не тяжелым трудом, а властью и плохим управлением чиновников. Таким образом, собственность стала ассоциироваться с нечестным поведением.
Ключевым понятием философии права Ильина было правосознание, которое он понимал как способность отдельного человека и общества в целом уважать закон и добровольно ему подчиняться.
Согласно Ильину, зрелое правосознание всегда коренится в христианской этике и монархизме. Монархическое правосознание склонно воспринимать государство как семью и объединять граждан семейными узами, при этом монарх становится не только юридическим, но и духовным правителем. Его идеалом был монарх, который правил бы на благо страны, не принадлежал бы ни к какой партии и олицетворял бы союз всех людей, каковы бы ни были их убеждения.
В апреле 2008 года на старейшем здании МГУ на Моховой улице была установлена мемориальная доска выпускнику и преподавателю Ильину. В июне 2012 года в Екатеринбурге был открыт памятник, отлитый из метеоритного железа.
Любопытный факт: Ильин был противником реформы русской орфографии 1918 года и продолжал использовать дореформенную орфографию.