Осич. Николаевский Крупицкий Батуринский монастырь.

История Крупицкого монастыря для нас утрачена. Известно только, что он находился в полуверсте от нынешнего монастыря, на запад, в месте низменном и тесном, окруженном лесами и болотами. В северо-восточном углу скитка и ныне указывают курган, на котором в древнее время явился чудотворный образ свт. Николая. в память сего явления основался, по преданию, монастырь, названный Николаевским. На этом же месте во время нападения татарского укрывшимся от неприятеля и томимым от голода подана была небесная пища, — падали с облаков крупы, от чего монастырь назван Крупицким. Это чудесное событие записано было рукою св. Димитрия на напрестольном Евангелии; а в 1767г. архимандрит обители Варсонофий между просим доносил архипастырю, что чудесные крупы, на память о великом чуде, хранимы были в серебряном ковчежце даже до времени гетмана Мазепы. Игумен доносил: «словесно из престарелых нашего монастыря монахи и мирские старики сказывают, что оный монастырь Крупицким называется потому, что во время разорения Батыева монахи многолюдство мирского народа укрывались от нападения в монастыре, кой ныне именуется ветхим, и гладом истаевали; в тогдашнее де время столь множество круп с неба спало, что все могли в гладе себя довольствовать и те крупи содержании были в серебряном ковчежце даже до времени гетмана Мазепы. Как по измене г.Батурин разорен, то монастырь в разорении ж был и кем те крупы взяты, неизвестно».
Время основания Крупицкого монастыря с точностью определить невозможно, так как нет для сего никаких данных. Но более чем вероятно, что монастырь основан был еще до татарщины. В половине XVIв. Крупицкий монастырь был возобновляем уже «по давнем сего места запустения», как замечал свт.Димитрий. канцлер Оссолинский в своей бумаге 1636г., утверждая за монастырем село Обмачев, прямо называет этот монастырь древним и говорит: «все сие издревле принадлежит Свято-Николаевскому монастырю».
В начале ХХ века в Крупицком монастыре было: 1. Соборный храм свт.Николая освящен в 1680г., быв построен усердием генерального судьи Иоанна Домонтовича. Храм этот сооружен в древнем византийском вкусе, крестообразно, о пяти главах; освящен в 1681г. августа 6 дня преосвященным митрополитом сербским Варлаамом Почекою при игумене Феодосии Гугуревиче. В нем находятся три престола: во имя святителя Николая – посредине; на правой стороне – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы; на левой – во имя св.апостола Иоанна Богослова. Длина храма от горнего места до западных дверей 17 сажень, ширина 13, высота до креста 21 сажень. Иконостас о пяти ярусах, весь резной и позолочен. В нижнем ярусе пять местных образов в серебропозлащенных ризах, пред которыми воздеты серебряные лампады, а посреди храма большое медное посеребренное паникадило. Стрех сторон храма, западной, южной и северной, устроены обширные хоры, которые простираются и в боковые алтари. Свод церкви поддерживают два больших столба, окруженные иконостасами с образами, из которых некоторые украшены серебряными ризами, а другие таковыми же венцами. Под всею церковью устроены пространные погреба, где стоят гробы строителя церкви игумена Исаакия. Кровля на этой церкви до 1807г. была деревянная. Но в течении трех лет (1808, 1813 и 1820гг.) ревностным старанием игумена Гервасия вся церковь покрыта железом и кровля выкрашена зеленою краскою. В то же время внутри церкви поновлены иконостас и горнее место, а стены расписаны. В 1846г. во время грозы последовал громовой удар в среднюю главу церкви. Все дерево, бывшее под железом на кровле, сгорело; но в куполах и во всех арках не оказалось повреждения, хотя молния проникла внутрь церкви и оставила разрушительные следы свои на некоторых металлических вещах. Монастырь долго не имел средств к исправлению оказавшихся в церкви повреждений. В течении трех лет старанием игумена Вениамина, при содействии усердных жертвователей и при пособии со стороны правительства вся церковь вновь покрыта железом и кровля окрашена.
2. До 1803г. в Батуринском монастыре теплая церковь была деревянная ветхая, а в 1803г. выстроена каменная теплая церковь, которая была освящена в 1804г. При этой церкви первоначально находилась общая монастырская трапеза, от чего помещение внутри церкви было довольно тесное. Позже трапеза для монашествующих была устроена в другом месте. Стена, отделявшая церковь от трапезы, разобрана, и церковь сделалась гораздо обширнее, благолепнее и светлее. Эта перестройка произведена в 1858г. игуменом Августином. Стены внутри церкви расписаны еще в 1811г. при игумене Гервасие. Иконостас в один ярус, покрыт краскою и по местам позолочен. При входе в церковь, с правой и левой сторон, устроены две кладовые для хранения ризницы.
3. Деревянная на каменном фундаменте о трех куполах небольшая церковь во имя святителя и чудотворца Николая на месте древнего Крупицкого монастыря. Построение сего храма относят к 1746-1749гг. в 1800г. графиня Апраксина, как по уважению к свт.Димитрию, так для поминовению супруга своего, графа Николая Феодоровича, погребенного в скиту, доставила игумену Феодосию средства исправить и возобновить храм свт.Николая: под стены храма был положен каменный фундамент, пол устроен кирпичный, сделаны новые окна и прочее. Внутренность храма – без всяких украшений, даже иконостас – без позолоты, но это еще больше дает цены храму древней простоты. На западной стороне небольшие хоры с ходом снаружи храма; на них уединялся св.Димитрий для молитвы.
4. До 1825г. в Крупицком монастыре была деревянная колокольня, дубовая. В 1823г. игуменом Гервасием заложена была каменная и окончена спустя 2 года. Колокольня по недостатку средств выстроена была в два яруса, некрасиво и не прочно. Нижний ярус построен был из кирпича очень старого, оставшегося от зданий, разрушенных в шведскую войну. Игумен Августин решился было довести высоту колокольни до надлежащего размера: но оказалось, что большая часть ее построена без извести, вместо которой употребляли глину; потому принужден был разобрать ее до основания и по новому плану выстроена колокольня прочная и красивая. На ней было 7 колоколов, больший — в 100 пудов.
5. Хлебня и пекарня, построенные в 1819г., трапеза с двумя келиями – 1834г.
6. Настоятельский каменный корпус, выстроенный в 1834г. довольно поместителен. Внутренность его не пышная по убранству, украшается портретами архипастырей и ктитора обители. Процветание Крупицкого монастыря закончилось в 1922г., когда обитель по распоряжению безбожной советской власти была закрыта, а братия разогнана. Храмы, братские корпуса, библиотеку, богатое обширное хозяйство разграбили и разорили. Величественный Никольский собор, некоторые постройки и даже кирпичную стену, опоясывавшую территорию монастыря разобрали по кирпичику до фундаментов. Существовавший с древних времен на скитке колодец был засыпан всяким хламом и мусором.
В 1920-х гг. в теплой монастырской церкви в честь Преображения Господня открыли клуб, но после совершения в нем убийства девочки, его закрыли, а оскверненный храм стали использовать как зернохранилище. Спустя несколько лет с церкви был снят купол. Здание не ремонтировалось. Начала протекать крыша. Деревянные и железные конструкции прогнили, проржавели и, в конце концов, кровля разрушилась и провалилась внутрь. Восстанавливать ее не стали. Храм же был заброшен и под действием дождей, ветра, жары и холода стал разрушаться. В 30-е годы «дошла очередь» и до деревянной церкви во имя свт. Николая Чудотворца на скитке – она была разобрана.
Во время Великой Отечественной войны колокольню монастыря дважды пытались взорвать, так как она являлась удобным наблюдательным пунктом и могла быть использована для управления артиллерией. Но ни немцам, ни своим этого не удалось, и разрушить ее не смогли. Колокольня выдержала взрывы, устояла и осталась невредимой. После войны на территории монастыря разместился колхоз. В уцелевшем братском корпусе стала работать школа. Позднее колхоз, которому никакими усилиями не удалось сделать хозяйство работоспособным и эффективным, закрыли. В мае 1999г. из здания братского корпуса была выведена школа по причине аварийного состоянии стен здания. Больше никакой пользы для колхоза и власти остатки монастыря не представляли. И то, что от него осталось, вернули Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Черниговской епархии.
30 мая 2000г. восстанавливаемой обители был возвращен статус монастыря и отныне она стала называться Батуринский Крупицкий Свято-Николаевский женский монастырь. В монастыре в настоящее время есть домовая церковь. К весне 2003г. из трех храмов, бывших в обители до разорения, частично восстановлен один – храм Преображения Господня (каменный Никольский собор и деревянная церковь во имя свт. Николая Чудотворца на скитке разрушены). Кроме того, в монастыре одиноко, но величественно возвышается хорошо сохранившаяся колокольня (колокола не сохранились).

Колокольня, 1823-1825 г.г.
Возведена на месте старой дубовой колокольни. Решена в традиционном стиле барокко Левобережья Украины, трактованном в классицистических формах.
Сооружение из кирпича, оштукатурено, побелено. В основе композиции – ярусное построение – четверик с арочным проездом по оси несет два уменьшающихся поярусно восьмерика с гранями по углам, обработанными лопатками. Грани нижнего восьмерика прорезаны ритмично расположенными большими проемами для звонов. Верхний восьмерик (ярусный барабан) несет главу с небольшой декоративной главкой. Скромная декоративная обработка восьмериков противопоставлена насыщенному украшением основанию колокольни-четверику. Каждая сторона четверика решена почти равноценно – в неглубокую нишу центральной части вписан арочный проезд и расположенные над ним в два яруса неглубокие вытянутые ниши, разделенные висячими полуколонками и горизонтальными тягами.
Формам килевидного завершения арочного проема первого яруса отвечает форма фронтонов нижнего восьмерика. Декор выполнен в кирпиче и оштукатурен.
Памятник представляет интерес, так как в нем отразилось влияние архитектуры классицизма на барочные формы зодчества Левобережной Украины.
«Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Будівельник», 1986 г.

Николаевский собор Крупицко-Батуринского монастыря
Каменный, девятидольный, крещатый, пятибанный собор был центральным сооружением одного из самых древних монастырей Украины, который к тому же очень уважали запорожские казаки и украинская шляхта. В 1765 году Запорожская Сечь пожертвовала на монастырь 1252 рубля и 27 лошадей.
Собор выстроили вместо деревянного в 1680 г., на средства генерального судьи Ивана Домонтовича. По типу – это классический храм эпохи высочайшего расцвета архитектуры казацкого возрождения. В интерьере царил пышный пятиярусный позолоченный иконостас. Под собором была крипта, в которой хоронили выдающихся казаков и членов монастырской братии. До 1807 года крыши собора были покрыты гонтом, затем – «белым железом». Капитально ремонтировали собор в 1758 году. С этим храмом связано благочестивое служение двух выдающихся украинцев. В 1682-1683 и 1686-1692 г.г. настоятелем монастыря был святой Дмитрий Ростовский (Данило Туптало), написавший здесь знаменитые «Жития святых»; в 1709-1712 г.г. – знаменитый штыхарь Илларион (Иван) Мигура, один из выдающихся культурных деятелей круга Ивана Мазепы, преподаватель Киево-Могилянской академии.
Собор, его иконостас и богатейшая монастырская библиотека, где была даже Острожская Библия 1581 года, уничтожены по распоряжению коммунистической власти в начале 1930-х годов.
В. Вечерский «Памятники украинской архитектуры. Достопримечательности Украины», 1992 г., перевод с украинского

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?