Алексей (мирское имя преподобного), был пятый сын богатого земледельца Никифора Ошевена (родился 1427г.) Долгожданный ребенок родился по усердным молитвам супруги Никифора Фотинии. Сама Божия Матерь вместе с преподобным Кириллом Белозерским явилась ей и обещала рождение сына. Хотя Алексей был младшим сыном, родители чаяли видеть в нем наследника. В 18 лет с дозволения родителей он отправился помолиться в Кирилло-Белозерский монастырь и остался там. Игумену понравился юноша за смирение и вскоре предложил ему принять постриг. Но Алексей отказался, решив испытать себя: он шесть лет прислуживал братии послушником и лишь после принял иноческий постриг. К тому времени родители его переселились на новое место у реки Чурьюги, получившее название Ошевенской слободы. Преподобный Александр уговорил игумена сходить к родителям принять последнее благословение и прощение, чтобы затем уйти на уединенное житие. Обрадованный отец предложил сыну поселиться на реке Чурьюге и обещал содействовать в устроении пустыни. Преподобному Александру понравилось место. Он водрузил на этом месте крест и дал обет пребывать здесь до конца жизни. После того вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь и после посвящения в сан диакона, получил блогославление игумена на устроение обители. Новгородский архиепископ Иона посвятил Александра в сан пресвитера и поставил игуменом обители. Монастырь получил земли. Первый построенный храм был освящен во имя святителя Николая. С твердостью и мужеством начал преподобный трудиться в созданной обители. Старец, который приехал вместе с ним из Кирилло-Белозерского монастыря, не выдержал трудной пустынной жизни и уехал обратно. Но мало-помалу собралась братия. Преподобный ввел строгий устав, который требовал полного молчания в храме и на трапезе, когда читались жития; в келии иноки не должны были быть без дела, а во время исполнения послушания творить Иисусову молитву или читать псалмы. 27 лет преподобный трудился в основанной им обители и мирно скончался 20 апреля 1479 года (48 лет от роду), предрекая перед смертью, что монастырь претерпит много невзгод и неурядиц, которые в конце концов благополучно завершатся.
Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и воспитала шесть обителей. Из нее вышел Пахомий Кенский (бывш. Кенский монастырь), воспитавший прп. Антония Сийского (Антоний-Сийский монастырь); прп. Кирилл, основатель Сырьинской обители, и другие подвижники, основавшие давно уже не существующие обители. В первом составленном Житие преподобного упомянуто множество чудес, которые происходили при его жизни. В советское время монастырь был закрыт. Постройки использовались до 70-х гг. под хозяйственные нужды (в монашеском корпусе была школа). После монастырь остался пустовать и неуклонно разрушался. Ошевенск находится в 45 км от Каргополя и расположен на берегах небольших рек Чурьеги и Халуй. Раньше это была обширная волость Каргопольского уезда (12 деревень, две с половиной тысячи жителей). Сейчас это село с постоянным населением около 600 человек, состоящее из пяти деревень: Погост, Ширяиха, Низ, Гарь и Халуй. Александро-Ошевенский монастырь — один из самых интересных северных монастырей. По странному стечению обстоятельств, возрожден только в самом конце 2008 г. На начало 2009 года — в монастыре старший иеромонах Киприан. Основным же катализатором и вдохновителем для возрождения монастыря стал некий Владимир Петрович, искренне желающий восстановить обитель.
На территории монастыря находятся: 1. Собор Успения Пресвятой Богородицы, 1707 г. — главный храм монастыря. Ранее это был большой двухэтажный храм с шестью (!) приделами. На текущий момент это руины, которые предстоит как-то восстанавливать (сейчас речь идет о том, чтобы их как-то хотя бы законсервировать). В конце 80-х приехали реставраторы, разобрали на этом храме текущую крышу, но в результате уехали и оставили храм погибать без крыши вообще. По всей видимости, под спудом этого храма покоятся мощи основателя монастыря Александра Ошевенского. Храм удивительный — если будете, обязательно зайдите внутрь. 2. Надвратная церковь Николая Чудотворца 1834 г. Церковь минимально восстановлена. В ней совершаются регулярные богослужения. 3. Каменная ограда с башенками. Часть ограды утрачена (будет восстанавливаться). Очень живописно смотрятся башенки. 4. Колодец, выкопанный самим Александом Ошевенским. Когда-то над колодцем была уникальная как бы часовенка. Но так как она полностью сгнила, то пока поставили современное обрамление. Когда будет возможность, восстановят исторический облик. 5. Монастырский корпус (там сейчас живут монахи) и Игуменский корпус (законсервирован). Также на территории была когда-то деревянная церковь, которую сломали большевики (тоже планируется ее восстановление). Посещение монастыря приветствуются, люди очень приветливые, расскажут историю, поводят по территории если попросить. Также вокруг монастыря есть ряд интересных мест, связанных с именем Александра Ошевенского: два камня-следовика, святой источник, исчезающая река, святое озеро и т.д.
С сайта http://www.myrusland.ru/places_168.htm
Александро-Ошевенский монастырь, 3 класса, общежительный, в 44 верстах от города Каргополя, при реке Чурьяге. Основан около 1443 года пр. Александром Ошевенским (см. 20 апреля), мощи которого и почивают здесь под спудом в приделе его имени. При монастыре странноприимный дом.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Монастырь был основан в 1460-е годы преподобным Александром Ошевенским (1427-1479, в миру — Алексей, в юношеском возрасте он принял пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре). О возникновении обители свидетельствует житие его основателя. По совету своего отца, переселившегося в каргопольские земли, преподобный Александр Ошевенский пришёл на реку Чурьюгу и здесь в сорока четырёх верстах от Каргополя устроил пустынь на месте дикого леса. Строительство вёл его отец — Никифор Ошевень. Уже при жизни преподобного был возведён первый монастырский храм — Никольский.
После кончины преподобного Александра обитель начала приходить в упадок. Монастырь опустел, в нём осталось только 5 пожилых монахов. Положение стало меняться к лучшему с 1488 года, когда в игумены монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 года. При нём возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена ещё одна церковь — в честь Успения Богородицы. В дальнейшем монастырь часто подвергался различным бедам: в середине XVI века обитель хотел «разорити» воевода И.М. Юрьев, родственник жены Ивана IV Анастасии. Инокам пришлось вести земельную тяжбу с крестьянами; не раз в XVI—XVIII веках горели церкви, роптали монахи.
Монастырь был основан в 1460-е годы преподобным Александром Ошевенским (1427-1479, в миру – Алексей, в юношеском возрасте он принял пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре). О возникновении обители свидетельствует житие его основателя. По совету своего отца, переселившегося в каргопольские земли, преподобный Александр Ошевенский пришёл на реку Чурьюгу и здесь в сорока четырёх верстах от Каргополя устроил пустынь на месте дикого леса. Строительство вёл его отец — Никифор Ошевень.
Первый деревянный Никольский храм был возведен еще самим преподобным Александром. После кончины в 1479 г. преподобного Александра обитель начала приходить в упадок. Монастырь опустел, в нём осталось только 5 пожилых монахов. Положение стало меняться к лучшему с 1488 г., когда в игумены монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 г. При нём возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена ещё одна церковь — в честь Успения Богородицы. При митрополите Филиппе в 1578 г. была составлена служба преподобному Александру Ошевенскому, а Царём Иоанном Грозным отведены в пользу обители земли вокруг нее на пять верст. В 1540 г. обе церкви сгорели по неизвестной причине, однако вскоре были восстановлены. На этот раз обе церкви простояли до 6 мая 1706 г., когда монастырь целиком сгорел от молнии.
После пожара 1706 г. в Александро–Ошевенском монастыре стали возводиться каменные постройки, часть из которых сохранилась до наших дней. Облик монастыря до пожара 1706 г. помогают восстановить иконы. В 17 в. иконы с изображением Ошевенского монастыря получили широкое распространение. Они разносили по всей Руси славу о святом и его обители. Именно тогда в Московском Успенском соборе был установлен особый праздник в честь преп. Александра Ошевенского (20 апреля/3 мая — память прп. Александра, Ошевенского Чудотворца). А в 1667 г. было установлено проведение крестного хода из Каргополя в Ошевенский монастырь, как заповедали прп. Александр и свт. Иоанн Златоуст, явившись одному крестьянину.
Монастырь часто подвергался различным бедам: в середине XVI века обитель хотел «разорити» воевода И.М. Юрьев, родственник жены Ивана IV Анастасии. Инокам пришлось вести земельную тяжбу с крестьянами; не раз в XVI—XVIII вв. горели церкви, роптали монахи.
В 1707 г. выстроено сохранившееся до сих пор здание белокаменного Успенского собора с приделом в честь Сретения Господня и высокой массивной колокольней. Здесь же, в храме, покоятся мощи преподобного Александра Ошевенского.
В 1834 г. возведён существующий ныне надвратный Никольский храм, в настоящее время в нем проходят службы. На территории монастыря сохранились также другие каменные строения XVIII-XIX вв., среди них – Святые ворота, корпуса, построенные в стиле провинциального ампира. Вокруг монастыря стоят невысокие стены с четырьмя башнями по углам.
Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и воспитала шесть обителей. Из стен обители вышло немало основателей северных монастырей: преподобный Пахомий Кенский (бывш. Кенский монастырь), воспитавший Антония Сийского (Троицкий Сийский монастырь); преподобный Кирилл, основатель Сырьинской обители, Никодим Кожеозерский, Нифонт Кожеозерский, неизвестные основатели Вознесенской, Макарьевской и Спасской пустынь, и другие подвижники, основавшие давно уже не существующие обители. Из этой же обители вышли и такие подвижники благочестия, как преподобные Иона Каргопольский, Евфросин Курженский и Макарий Высокоезерский. В духовной связи с преп. Александром находилась обитель св. Дамиана Юрьегорского.
К началу 20 в. в монастыре кроме Успенского собора были еще надвратная Никольская церковь и деревянная Покровская. В соборе с церковью внизу во имя Сретения в приделе преп. Александра под спудом почивали его мощи. Монастырь окружен каменной оградой, в нем были странноприимный дом и гостиница. Управлял обителью игумен. К 1907 г. братии было 8 человек. Монастырь имел тогда 30 коров и 10 лошадей, пахотные и сенокосные земли, лесные наделы, рыбный промысел и капитал 23 тысячи рублей.
С 1907 г. монастырь имел собственное подворье в Санкт-Петербурге с часовней в честь святого Пантелеимона. История подворья начинается с осени 1903 г., когда иеромонах Иоаким подал епархиальным властям просьбу о постройке на Пискаревке, вблизи проспекта Императора Петра Великого, на подаренном Г. И. Бычковым участке, деревянной подворской церкви. Поскольку участок был мал, то просьбу власти отвергли. Взамен церкви 28 ноября 1904 г. по проекту Н. Н. Еремеева была заложена деревянная часовня на 300 человек без права обращать ее в церковь.
Часовня была выстроена в стиле храмов русского Севера, по схеме “восьмерик на четверике”. 27 июля 1907 г. она была освящена. В 1909 г. часовня была расширена и стала своим видом походить на небольшой храм. Повторное освящение состоялось 20 июля 1909 году. У окрестных жителей часовня пользовалась большой любовью. Монахи покинули подворье в 1919 г. С декабря 1927 г. до своего закрытия в январе 1931 г. часовня принадлежала иосифлянам. В 1930-е гг. ее здание использовалось под кладовую общежития сахарного склада и молочной фермы. До нашего времени оно не сохранилось, дата сноса часовни не установлена.
В Александро-Ошевенской обители в 1922 г. остались только последний настоятель о. Досифей и монах Димитрий. В том же году по инициативе коммуниста М.Попова в присутствии местных жителей, представителей волостного и уездного советов была вскрыта рака святого. Кощунники продемонстрировали народу пустую раку, чем якобы «обличили попов» в обмане. С этого момента монастырь считался закрытым. Постепенно он был превращён в развалины.
В конце 1960-х гг. был затронут вопрос о реставрации монастыря, которая не была осуществлена. Постройки использовались до 1970-х гг. под хозяйственные нужды (в монашеском корпусе была школа).
15 марта 2001 г. епископ Архангельский и Холмогорский Тихон благословил воссоздание монашеской общины Александро-Ошевенского монастыря и организацию восстановительных работ. Первым настоятелем современного периода стал иеромонах Феодосий. О. Феодосий успел сделать многое. Очистил монастырь от мусора, отремонтировал часовню, оживил деятельность прихода, открыл воскресную школу. Но в июне 2002 г. он покинул монастырь в связи с болезнью. В монастыре стала возрождаться монашеская жизнь, усилиями настоятеля монастыря иеромонаха Киприана. Проведены работы по реконструкции крыши Свято-Никольского надвратного храма, где весной 2009 г. был установлен иконостас и ведутся службы. В братском корпусе были утеплены и благоустроены две келии. Отремонтирована колокольня Успенского собора, приобретены колокола.