Становление общины в Осака началось в 1878 году, когда 33 оглашенных приняли крещение у помощника святителя Николая Японского иеромонаха Анатолия (Тихая). Прихожане осакской церкви во имя целителя Пантелеимона поначалу собирались в небольших молитвенных домах, а затем отец Анатолий построил в восточной части города миссионерский дом. В 1898 году в Осака служили архимандрит Сергий (Страгородский) и иеромонах Андроник (Никольский). Святитель Андроник вновь служил в Осака и Киото в 1906–1908 годах в сане епископа Киотоского. Членом осакской общины был Павел (Накаи Цугумаро), ближайший помощник равноапостольного Николая Японского в его переводах Библии и богослужебных книг на японский язык. Сейчас изучением наследия Павла Накаи занимается настоятель Осакского храма – священник Давид Мидзугути.
В уникальной библиотеке осакского храма, созданной стараниями прежних настоятелей – историков Японской Православной Церкви священников Прокла Усимару и Иустина Ямагути – есть и множество рукописных текстов эпохи Мэйдзи. В их числе и издания первых молитвословов и служебников, переведенные святителем Николаем в 1870-е годы. С 1882 года епископ Николай стал заниматься переводами вместе с Павлом Накаи. Десятки дневниковых тетрадей Павла Накаи, хранящиеся в библиотеке Осакского государственного университета, содержат уникальный материал о творческих спорах двух переводчиков и поисках наиболее точной православной терминологии на японском языке. В 1908 году в Осака было решено построить величественное здание церкви в память русских военнопленных, скончавшихся в Японии в годы русско-японской войны. Для храма, где бы служились литии об упокоении душ их товарищей, пожертвования собирали сами русские воины. Сбор средств проходил и при содействии владыки Андроника (Никольского), вынужденного из-за болезни вернуться в Россию, но и там радевшего о своей японской пастве.
В августе 1909 года в осакском районе Тэнмабаси святитель Николай в сослужении отца Симеона Мии совершал «освящение основания церкви в Осака, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, сооружаемой в поминовение русских воинов, погребенных в Хаматера и других местах Японии, на средства, пожертвованные русскими, в том числе 5000 рублей – государынею императрицею Александрою Феодоровною; и для молений осакских христиан, собравших между собою для постройки церкви 1000 рублей». К июлю 1910 года возведение деревянного храма в старинном византийском стиле было завершено. Однако в 1945 году храм был полностью уничтожен в ходе бомбардировок. В течение трех лет богослужения совершались во временном здании, а затем, продав участок в центре города, община смогла построить храм и дом для собраний верующих в Суита. Храм в Осака очень просторный, он может вместить несколько сотен прихожан. В ноябре 2007 года в Осака отмечался необычный юбилей – столетие иконостаса. Осакский иконостас был создан в Москве иконописцем Василием Гурьяновым для храма в Мацуяма – городе на западе острова Сикоку, где был самый крупный лагерь для русских военнопленных. В 1924 году Воскресенский храм Мацуяма вместе с иконостасом был перенесен в Токио, где страшное землетрясение 1923 года сильно повредило Токийский кафедральный собор. После восстановления Токийского собора храм из Мацуяма продолжал использоваться для богослужений в будние дни, а также стал теплым зимним храмом. И только в 1962 году, когда храм Мацуяма совсем обветшал, а в Осаке была возведена новая церковь, старинный иконостас было решено перенести в Осака. К храму приписана община города Хиросима.Адрес: Osaka Protection of the Holy Virgin Church 15-8-1 Yamate-chyo, Suita-shi, Oosaka fuИсточник: www.pravostok.ru