Оса. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Построена в 1882 г. взамен деревянной. Сооружена на средства купца А. И. Осипова и других жертвователей. Первоначально была приписана к Успенскому собору. Закрыта 16.09.1939 г. В ней разместился зерносклад. Вновь открыта 16.03.1944 г.
Шумилов Е. Н. Православные и единоверческие храмы Пермского края: краткий исторический справочник. Пермь, 2003. 
Находится в южной части города. Выстроен в 1882 году вместо ветхой деревянной церкви на средства Осинского купца 2-й гильдии Алексея Ивановича Осипова и на пожертвования других благотворителей. В первые годы службу в ней вели священники Успенского собора. В 1939 году церковь была закрыта. В военное время церковь использовалась как склад под зерно. По просьбе православной общины верующих вновь открыта 4 июня 1944 года. Восстанавливать храм было трудно, так как необходимая для службы церковная утварь не сохранилась. В настоящее время в храме проходят православные конференции, посвященные роли православия в истории города Осы, истории храмов района, судьбам священнослужителей. Богатейший внешний архитектурный декор и внутренне убранство придают храму красоту и неповторимость.
http://www.osa-perm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=555&Itemid=113

…Построение и освящение храма 
Во второй половине XIX века город Оса был уездным городом Пермской губернии и центром обширнейшего Осинского уезда, в составе которого находилось 47 волостей. В это время в городе проживало около четырех тысяч человек, большинство из них православного вероисповедания. Вскоре после утверждения Осы уездным городом закладывается каменная соборная о двух приделах церковь в честь Успения Божией Матери и святителя Николая. Ее строительство началось еще в 1795 году. Городское кладбище, которое находилось возле строящегося храма, оказалось в центре города. В 1802 году городские власти принимают решение о переносе кладбища и отводят ему место за речкой Ершовкой.
Начало XX века В Пермском епархиальном календаре на 1882 год отмечено, что при Градо-Осинском Успенском соборе «приписана кладбищенская Предтеченская деревянная церковь, при ней староста, купец Алексей Иванович Осипов. Вместо деревянной церкви строится каменная». Еще в августе 1876 года священно-церковнослужители Осинского Успенского собора и церковный староста при Иоанно-Предтеченской церкви представили в строительное отделение Пермского губернского правления план на постройку новой кладбищенской церкви. В прошении на имя Его Высокопреосвященства на постройку нового храма было дано такое объяснение: «…жители города Осы всех сословий имеют неотложное желание построить новый каменный кладбищенский храм вместо существующего ныне деревянного, довольно уже ветхого». На приведение в исполнение благочестивого желания осинских жителей имелись и средства, а именно: наличного капитала при кладбищенской церкви — 6 824 рубля, причем половину его составляли пожертвования на постройку нового храма. Кроме того, со стороны разных лиц вносились пожертвования в виде строительных материалов. К этому времени, например, кирпича было 150 тысяч штук. Церковный староста, купец Алексей Иванович Осипов в своем письменном заявлении указал, что готов восполнить «расход на постройку храма собственным капиталом».
План на постройку церкви был рассмотрен и утвержден в Пермском губернском правлении. 2 сентября 1876 года строительное отделение правления представило отношение о строительстве нового храма в Осе в Пермскую духовную консисторию. Для наблюдения за строительством храма был назначен техник. 5 октября 1876 года план и грамота на заложение храма подписаны Антонием, Его Высокопреосвященством, архиепископом Пермским и Верхотурским. Указ на строительство храма был выслан Благочинному Осы протоиерею Ипполиту Смышляеву.
Начало XX века
Алексей Иванович Осипов в этот же день прочитает Указ и напишет: «…означенный Указ читал и план, утвержденный Пермским губернским правлением и Его Высокопреосвященством для постройки церкви согласно плану, получил». Кроме старосты, Указ читали священники Матвей Баранов, Николай Митюхляев, дьякон Иоанн Кудрявцев, псаломщик Василий Попов. К концу 1879 года было закончено строительство храма и начаты работы по его внутренней отделке. В феврале 1880 года Осинскому Благочинному протоиерею Федору Будрину был послан Указ из Пермской духовной консистории о разрешении постройки иконостаса. «Согласно рапорту Вашему, постройку иконостаса во вновь устроенную кладбищенскую церковь, по представленному рисунку, за счет храмодателя той церкви купца Осипова разрешить. 8 июля (21 июля по новому стилю) 1882 года в Осе произошло знаменательное событие: освящение нового храма Казанской иконой Божией Матери. Храм построен «тщанием (усердием) Осинского II гильдии купца Алексея Иванова Осипова и на пожертвования других благотворителей».
В Клировой ведомости за 1888 год находим подробные сведения о новой церкви: «Каменная, однопрестольная во имя Казанской Божией Матери построена вместо ветхой деревянной и освящена в 1882, 8 июля, утварью достаточна. Опись церковного имущества составлена и представлена на утверждение консистории. Богослужения в них (в ИоанноПредтеченской и Казанской Божией Матери) отправляются в воскресные и праздничные дни и часто бывает богослужение по заказу от прихожан по случаю поминовения усопших».
13 июля 1883 года на заседании Пермской духовной консистории был заслушан рапорт Осинского Благочинного — протоиерея Николая Старицына о разрешении постройки ограды вокруг Осинской кладбищенской церкви. Духовная консистория приказала «…огородить землю, отведенную на вновь устроенную в г. Осе кладбищенскую церковь, в 1 600 кв. сажен на жертвуемыя церковным старостой той церкви Алексеем Осиповым 200 рублей и разными лицами 300 рублей».
В Клировых ведомостях церквей Градо-Осинского Благочинного округа за 1914 год находим описание храма: «…здание каменное с таковою же колокольнею, в одной связи, крепка, крыта железом и окрашена. По штату при ней положены священник, диакон и псаломщик. Расположением сия церковь от консистории в 110 верстах; от пароходной пристани в двух верстах. В церковной библиотеке находится книг для чтения предназначенных 250 томов».
Архитектура и внутреннее устройство
Материалом для постройки храма послужил красный кирпич. Церковь повторяет тип древнерусского крестовокупольного храма. Его ядром является четверик, увенчанный пятиглавием. К главному объему с западной стороны примыкает трапезная с трехъярусной колокольней, которая украшена круглыми и полукруглыми окнами, стрельчатыми кокошниками, аркатурными поясами. На востоке находится Архитектурный декор храма Каменное узорочье небольшая полукруглая абсида, где расположено главное святилище храма — алтарь. Богатый декор храма во многом созвучен с русской архитектурой XVII века. Белым цветом выделены карнизы, наличники, кокошники, аркатурные пояса, углы здания. Купола, имеющие форму свечей, устремленных к небу, покоятся на высоких барабанах. Казанская церковь поражает своим величием и нарядностью.
Внутреннее устройство храма является традиционным, характерным для всех православных храмов. Храм состоит из притвора, центральной части и алтаря. Находясь в притворе — начальном помещении храма, — входящий подготавливает себя к тому, чтобы войти в храм, собраться с мыслями, настроиться на молитву. Для общей молитвы на богослужении и для молитвы по своим личным нуждам проходим в центральную часть храма. Храмовая икона лежит на аналое (специальной подставке), с левой стороны храма.
В центре храма стоит аналой с иконой празднуемого в этот Центральная часть храма день праздника. С левой стороны располагается большое Распятие — Голгофа, перед которым на особый подсвечник (Канун) ставят свечи об упокоении усопших. Алтарь — место совершения Божественной литургии, расположен на возвышении (солее), в восточной части храма. В центре алтаря находится святой престол. В алтаре совершают богослужения священнослужители. Напротив Царских врат находится амвон. Для расположения церковных певчих, кроме клиросов, имеются двухъярусные (нижние и верхние) хоры над главным входом, выполненные в виде деревянных балконов. На западной стене, у верхнего яруса хоров имеется настенная большая роспись «Страшный суд».
Над притвором возвышается колокольня, призванная колокольным звоном собирать верующих на молитву и выделять особо важные моменты богослужения.
Храмовые росписи и изображения
Внутренние стены храма расписаны сценами из Ветхого и Нового Завета, событиями праздников и иконами святых. В притворе, над входными дверями изображена икона Казанской Божией Матери; с северной и южной стороны притвора — два ангела. Надписи под ними гласят: ангел записывает входящих в храм и ангел записывает исходящих из храма. С левой и правой стороны центральной части храма изображены сцены из Священного писания — Ветхого и Нового Завета. Такие же росписи находятся на сводах главного купола, над солеей и амвоном. Справа от входа на стене располагаются фрески: «Возвращение блудного сына», «Святые Благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской», «Взятие пророка Илии на огненной колеснице на небо», «Святой апостол Павел». Слева от входа на стене расположены фрески: «Беседа Иисуса Христа с самарянкой», «Святые великомученицы внутренние росписи храма внутренние росписи храма Екатерина и Варвара», «Усекновение главы пророка и предтечи Господня Иоанна», «Святой апостол Петр». Справа от алтаря изображения в полный рост Господа Иисуса Христа и Святителя Стефана, епископа Великопермского. Слева от алтаря — изображение в полный рост Пресвятой Богородицы с младенцем на руках и Святителя Алексия, митрополита Московского. Над северными и южными входными дверями имеется узорчатый орнамент вокруг трех окон.
По всей окружности внутренней поверхности основного купола находятся росписи: «Преображение Господне», «Святой пророк Аарон», «Крещение Господне», «Святой пророк Моисей», «Покров Пресвятой Богородицы», «Святой пророк Иоанн Креститель», «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Святой пророк и царь Давид». Ниже свода купола по четырем углам расположены изображения святых апостоловевангелистов: «Святой апостол и евангелист Иоанн», «Святой апостол и евангелист Матфей», «Святой апостол и евангелист Марк», «Святой апостол и евангелист Лука». На внутренней стороне арок в средней части имеется узорчатый орнамент. В алтаре, на его своде — роспись «Святой Троицы». Слева направо, на боковых стенах — следующие росписи: «Святой преподобный Трифон Вятский», «Святой Стефан Великопермский», «Тайная вечеря», «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Моление о Чаше». Все настенные и алтарные росписи выполнены художественными красками.
Первые священнослужители и старосты
В первые годы жизни храма службу в нем вели священники Градо-Осинского Успенского собора. В это время в штате Успенского собора состояли протоиерей Николай Алексеевич Старицын, священники — Сергей Григорьевич Троицкий и Петр Александрович Шилов. Имелось два дьякона и четыре псаломщика.
Священнослужители и клир собора Успения Пресвятой Богородицы: Отец Петр Александрович Шилов; в 1911–1916 годах настоятелем храма был протоиерей Михаил Алексеевич Бирюков; дьяконом в 1911–1917 годах служил Стефан Кудрявцев; с 1915 года вторым священником служил Марин Александрович Коровин; с 1917 года — священник Николай Васильевич Потоцкий.
К этому времени в приходе числилось 81 хозяйство;……
Источник информации: отрывок из книги «Пристань земных радостей и надежд». К 130-летию храма в городе Осе в честь Казанской иконы Божией Матери
…Летопись жизни каждого храма замечательна и неповторима. Она нераздельно связана с историей земли, на которой он стоит, с ее тревогами, печалями и радостями…
С.-Петербург, 2012, Книга печатается по благословению Мефодия, Митрополита Пермского и Соликамского
Авторский коллектив: Г. И. Клыкова, заведующая Осинским краеведческим музеем (филиалом Пермского краеведческого музея), И. А. Драчев, алтарник Богородице-Казанского храма Н. А. Белоусова, преподаватель Воскресной школы Причт и прихожане храма в честь Казанской иконы Божией Матери

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?