Успенский Богоявленский монастырь, в городе Орле. Основан в XVIII веке; в 1819 году обращен в архиерейский дом.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Успенский мужской монастырь, существовавший на Взвозной горе с XVI века, после разорения города Орла в Смутное время, был перемещен к Богоявленской церкви, а в 1680 году был возвращен на прежнее место. В 1820 году монастырь стал резиденцией орловских епископов, монахи же были переведены в Мценский Петропавловский монастырь. В конце XIX столетия на его территории монастыря находилось несколько храмов, в том числе Успенская церковь, построенная в 1693 году, придельная к ней церковь Иоанна Предтечи (1700 г.), Троицкая церковь — усыпальница семьи Кочубеев (1845 г.), Троицкий собор (1879 г.), Архиерейский дом с домовой церковью, консистория, хозяйственные постройки. В Успенской церкви и рядом с ней были похоронены орловские епископы Никодим (1786-1839 гг.), Поликарп (1798-1867 гг.), Ювеналий (1817-1882 гг.), Ириней (1836-1904 гг.), Елецкий викарный епископ Митрофан (1863-1914 гг.), а в наши дни — Архиепископ Орловский и Ливенский Паисий (в миру — Самчук Павел Николаевич) (15.08.1930-20.03.2008 гг.).
В Архиерейском доме неоднократно бывал брат императора Николая II Михаил Александрович. В 1918 году была разгромлена консистория, в 1921-1926 годах были закрыты все храмы монастыря, а на его территории в разное время размещались школа-коммуна для беспризорников, общежитие педагогического института, лагерь военнопленных, после войны — тюрьма-колония для несовершеннолетних преступников, база областной ГАИ. Троицкий собор был взорван в 1929-30 годах, Успенская церковь разобрана в 1980 году, Троицкая церковь-усыпальница использовалась под художественные мастерские. В 1992 году территория бывшего монастыря передана Орловско-Брянской епархии. С 1996 года здесь возродилась монастырская жизнь. В 2002 году был освящен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенный по проекту архитектора М.Б. Скоробогатова, по его же проекту возведен в 2006 году Троицкий собор.
Монастырь этот является своего рода продолжением монастыря Богоявленского, основанного у храма Богоявления, древнейшего из сохранившихся орловских храмов. Храм был построен в 1646 году попом Борисом, ставшим впоследствии, после пострижения в монахи под именем Боголепы, первым настоятелем монастыря. После орловского пожара 1673 года с разрешения патриарха Иоакима монастырь был перенесен на новое место, именуемое Каменным Верхом, расположенное на Ямской горе. На месте этом некогда жили в ископанных собственными руками пещерках схимники из братии Богоявленского монастыря, а в древние времена, еще до нашествия самозванца и поляков, здесь также находился монастырь. Перенесение монастыря свершено было по благословению архиепископа Коломенского и Каширского Никиты при игумене Евфимии, трудами которого монастырь и созидался.
Главным храмом монастыря, по имени которого он и наименован, стала каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1688 году, с приделом во имя Рождества святого Иоанна Предтечи, пристроенным в 1700 году. Для отправления служб мирянам в 1693 году была построена также каменная надвратная церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а сверх того и каменная часовня. Вокруг монастыря была устроена каменная ограда с двумя башнями. За свои труды игумен Евфимий был возведен в сан архимандрита. В день заложения храма Успения «в дар и благословение новоустрояемой обители» от старцев Богоявленского монастыря Феодосия и прозорливого Антония, схимника с братией, при крестном ходе была принесена икона Успения Пресвятой Богородицы древнего византийского письма. Икона эта, почитавшаяся как чудотворная, была главной святыней монастыря. В Успенский пост перед иконой этой совершалось акафистное служение, а по средам — и с участием самого архиерея. При построении монастыря многие благочестивые граждане города делали пожертвования деньгами и имуществом. Особое усердие здесь проявил думный дворянин Никита Иванович Акинфов, стольники Юшков и Апухтин, а также генерал-майор Ф. М. Каменский. Первоначально монастырь «кормился по миру», но затем пожалованы были ему и вотчины — села Архангельское и Монастырское, деревня Орлица и Подмонастырская слободка. Поступали также вклады «на помин души». С 1725 года монастырь был приписан к Коломенскому архиерейскому дому, и в нем была создана школа для обучения детей духовенства, в которой в 1727 году числилось 25 человек. Согласно указу государя Петра I монастырь принимал на свое попечение бывших военных и увечных. В 1741 году их было шестеро, 21 монах и 14 послушников. К монастырю в это время были приписаны 482 крестьянские души. Согласно указу императрицы Екатерины II в 1766 году монастырь был определен по штату третьеклассным. Все его вотчины были «отписаны в казну», и определено ему было ежегодное содержание — 806 рублей, а число монашеской братии было определено в 12 человек. В дополнение к содержанию в монастырь по-прежнему поступали вклады.
В 1779 году в монастыре была устроена семинария, в которой в 1780 году обучались 285 учеников, а в 1790 году — уже 382. С 26 апреля 1818 года в Свято-Успенском орловском мужском третьеклассном монастыре был устроен по высочайше утвержденному решению Святейшего Правительствующего Синода архиерейский дом Орловских и Севских архипастырей. Произошло это при владыке Ионе, третьем епископе Орловском и Севском. На устройство архиерейского дома выделил сто тысяч рублей государь Александр Павлович во время своего пребывания в Орле. Работы по переустройству монастыря начались в 1821 году и в основном закончились в 1824 году. Были построены архиерейский дом с домовой церковью, здание консистории и хозяйственные службы.
В 1843-45 годах в архиерейском доме была построена каменная церковь — усыпальница над прахом семьи орловского губернатора Аркадия Васильевича Кочубея. Храм был освящен во имя Живоначальной Троицы. По описи 1854 года при архиерейском доме числился и каменный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В период 1860-1879 гг. в архиерейском доме совершалось строительство пятиглавого кафедрального собора Орловской и Севской епархии — храма во имя Пресвятой Троицы. Освящение храма было совершено летом 1879 года владыкой Орловским и Севским Ювеналием. В 1900 году в монастыре при архиерейском доме был открыт трудами Преосвященного владыки Никанора церковно-исторический.
В монастыре существовало и кладбище, где наряду с монашествующими и владыками были погребены и многие известные всей России люди — такие, например, как герои Отечественной войны 1812 г. генерал-лейтенант Ф.К. Корф, писатель и театральный деятель граф Г.И. Чернышев и многие другие. Епископы Никодим, Поликарп и Ювеналий были похоронены в Успенской церкви.
Сегодня монастырь возрождается. Приобрела прежнее великолепие единственная из шести сохранившихся Свято-Троицкая церковь, построена часовня, благоустроены места перезахоронения орловских владык, подбирается братия. Возрождению орловской святыни по мере сил жертвуют благочестивые прихожане и некоторые организации. В монастыре были погребены архиепископ Паисий (Самчук) (+ 2008), епископы Никодим (Быстрицкий) (+1839), Поликарп (Радкевич) (+1867), Ювеналий (Карюков) (+1883), Ириней (Орда) (+1904), Митрофан (Афонский). Новая, после его закрытия большевиками, история Успенского монастыря начинается с 1991 года, когда было освящено место алтаря одного из уничтоженных монастырских храмов.
В 1992 году возвращена епархии Троицкая церковь-усыпальница (ныне – гимназический храм), которая на протяжении нескольких лет оставалась приходской. Первыми насельниками обители стали орловцы К.С. Головков и Д.Ю. Косенко. Первый впоследствии принял постриг с именем Корнилия и стал первым наместником возрождающегося Успенского монастыря. Ежедневно в обители совершается полный круг суточного богослужения. Совершаются богослужения в однопрестольном Успенском соборе, близится к завершению строительство Вознесенского собора.
Источник: Орловская и Ливенская епархия, 2008—2009.Официальный сайт Орловской и Ливенской епархии. Администратор сайта: pravorel@yandex.ru
Сохранилась опись Успенского монастыря, составленная в 1764 г. поручиком Сибирского пехотного полка Е. Одоевцевым и содержащая описание Успенского храма до перестроек кон. XVIII — нач. XIX вв: «Одноглавая церковь, которую венчал «крест железной местами вызолочен червонным золотом», была «крыта яблоко-разноцветною черепицею, а четверик, алтарь и трапеза сосновым тесом ново, и та крышка окрашена простою краскою. У оной церкви окон: в олтаре три, в настоящей по обе стороны пять, в трапезе с одной стороны два и во всех железные решетки, оконничины простого стекла. Дверей прихожие и по сторонам в настоящей двое. Итого трое деревянные на крюках и петлях железных. В прихожей нутреной и висящей замки». На колокольне, которую венчал «крест зеленой без позолоты», «яблоко крыто зеленой черепицею, а осмярик бескровен», имелось 8 колоколов, в т. ч. 1 весом в 81 пуд. «Внизу при фундаменте той колокольни кладовая камора, в ней двери деревянные на крюках и петлях железных с висящим замком». Теплую Иоанно-Предтеченскую церковь венчал крест «местами… позлащен, токмо от давности уже почернел, яблоко крыто разноцветною черепицею, а осмерик тож. Алтарь и трапеза крыты сосновым тесом… У оной же церкви окон: в алтаре три, в настоящей три, в трапезе два, и в оных окнах железные решетки, оконничины простого стекла. Двери одни прохожие деревянные на крюках и петлях железных с нутреным замком. Помост деревянной. Паперть небольшая одной с церкви клади, и в ней мост деревянной, двери деревянные и на крюках и петлях железных с висящим замком… В церкви Иоанна Предтечи на главе яблоко за осыпкою черепицы тож и всю на ней крышку за крайнею нынешней ветхостию вновь подлежит учинить. А в алтаре за учинившимся в своде расселинами, оной свод перебрать и устроить».
http://uspenskij.pravorg.ru/istoriya-monastyrya/