Орёл. Собор Михаила Архангела.

Михаило-Архангельская (Успенская) церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с пределами во имя архистратига Михаила и во имя святого Иоанна Воина построена в 1801-1817 годах на месте, где находились Успенская (1678 г.) и Михайло-Архангельская (1730 г.) церкви. В 1860 году по проекту архитектора М. Ефимова была расширена трапезная, включившая в себя колокольню, которая до этого отстояла от нее. В 1905 году деревянный иконостас был заменен мраморным, тогда же обновлена роспись. В 1823 году во время пребывания в городе Орле император Александр I присутствовал в церкви на богослужении. А в феврале 1826 года здесь покоилось тело Александра I по пути следования из Таганрога в Петербург. В церкви был крещен писатель Л.Н. Андреев (1871-1919), в ряде своих произведений он описал этот храм, а священник Андрей Казанский послужил прототипом его рассказа «Молчание».
В 1923 году холодную часть храма передали под музей религиозных искусств, а трапезную временно оставили под богослужения. Церковь была закрыта в 1932 году и использовалась под складские помещения. В середине 70-х годов XX века была предпринята попытка приспособить храм под центральный выставочный зал, но этот проект не был осуществлен. В 1989 году передана Орловско-Брянской епархии и вновь освящена 5 января 1990 года епископом Орловским и Брянским Паисием. Рядом с церковью находится небольшая часовня начала XIX века.
Источник: Церкви и монастыри города Орла: библиогр. справочник / сост. О.Н. Попов, Р.И. Реуцкая, В.Г. Сидоров. — Изд. 2-е, доп. — Орел: Фолиант, 2007.

Церковь Михаила Архангела (Успенская) находится на правом берегу реки Орлика, в старом центре г.Орла, на территории бывшей Посадской слободы. В XVI веке на этом месте существовало старейшее культовое деревянное сооружение г. Орла – Успенская церковь, предположительно пятиглавая, с шатровой колокольней. В 1678 году за ветхостью церковь разбирают, и на ее месте стараниями посадских людей Овчинникова и Грибачева строится каменный пятиглавый храм с примыкающей шатровой колокольней. На всем протяжении своего существования Успенская церковь была самым монументальным, величественным и наиболее вместительным культовым сооружением в г. Орле. В XVIII веке при церкви находилось двенадцать церковно­служителей и 261 приходский двор. Ближайшим «конкурентом» по благолепию и представительности была Богоявленская церковь, построенная в первом десятилетии XVIII века, она имела 220 приходских дворов.
В 1730 году рядом с Успенской церковью купцом Калашниковым возводится каменная, прямоугольная в плане, двуглавая Михаило-Архангельская церковь с приделом святого Иоанна Воина. Церковь была построена для совершения ранних литургий и имела единый приход с Успенской церковью. Две церкви с двухэтажной каменной ратушей администрации формировали центральную площадь города в XVIII веке. На плане г. Орла 1788 г. показана построенная часовня при церквях, первоначально она располагалась рядом с современным мостом через реку Орлик. В 80-х годах при церквях строится каменная ограда с въездными воротами, рядом с церковью на реке Орлике были построены мельница и салотопня.
В конце XVIII века церкви уже маловместительны, морально устаревшие и ветхие. Оба храма разбираются, и на пожертвования прихожан строится новый, ныне существующий храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с двумя приделами – Святого Архистратига Михаила и Святого Иоанна Воина. Церковь заложена 19 сентября (1 октября) 1801 года, окончательные работы завершились в 1817 году. На новом месте восточнее церкви в стиле высокого классицизма строится ныне существующая часовня, единственный сохранившийся ротондональный культовый памятник на Орловщине. Надо сказать, что за Успенской церковью с XVIII века и до наших дней в народе устойчиво закрепилось название церкви по ее второму престолу – церковь Михаила Архангела. Подобное не редкость, когда прихожане озвучивают в названии тот престол, который им более близок. Дело в том, что в Посадской слободе с XVI века расселялся служивый ратный люд. Небесный воитель Архангел Михаил считается покровителем воинов, он был покровителем московских князей в ратных делах. В России храмам Михаила Архангела государство всегда уделяло повышенное внимание: древняя белокаменная Архангельская церковь, построенная в 1333 г. в Московском Кремле, и ныне существующий, построенный на ее месте Аливизом Новым Архангельский собор (1505-1508 гг.) со времен Ивана Калиты (1340 г.) были усыпальницей 60-ти московских и удельных князей. В России Архангельские церкви были практически во всех городах-крепостях. В Орле в 1843 году появилась еще одна Архангельская церковь при Орловском Бахтина кадетском корпусе, московские князья и царствующие особы посещали эту церковь в XIX веке в общей сложности около десятка раз.
В сентябре 1823 года на торжественном богослужении в церкви Михаила Архангела на Орлике присутствовал император Александр I, а меньше чем через два с половиной года, 21-22 января 1826 года, в этой церкви покоилось тело императора – на время остановки в Орле, когда его везли из Таганрога в Петербург. Был сооружен балдахин с короной вверху, под сенью которого покоился прах государя (балдахин покрывал главный престол храма до 1918 года).
Храм на 800 человек к середине XIX века уже не может вместить всех богомольцев, и в 1858 году по проекту епархиального архитектора Н. Ефимова трапезная расширяется, становится четырехстолпной и объединяется с отдельно стоящей колокольней. Надо отметить, что Н. Ефимов был автором крупнейших культовых сооружений на Орловщине. По его проектам в эклектическом русско-византийском стиле в г. Орле построены Смоленская церковь (1859-1908 гг.), Покровская церковь (1853-1904 гг., не сохранилась), Троицкий собор Успенского мужского монастыря (1860-1879 гг., не сохранился). Трапезная была вновь расписана: на западной стене – библейские сцены, на пилонах арок – евангелисты, над хорами – пророки, на куполе церкви – «Явление Троицы». Расписана церковь была и снаружи: стеновая живопись занимала общую площадь 260 кв. м.
В конце XIX века церковь подновлялась по фасадам, в 1905 году вместо деревянного иконостаса устроен мраморный. Самой почитаемой иконой в храме была Страстная икона Божией Матери в золоченой ризе. Церковь владела двумя домами, в одном располагалась церковно­приходская школа для неимущих, в другом доме была богадельня для престарелых. В 1918 году предметы культового обихода, представляющие собой материальную ценность, реквизируются, в 1923 году в церкви устраивается музей религиозных искусств, а трапезная оставляется для богослужения. Перед Великой Отечественной войной церковь закрывается и после войны используется под склад.
В 70-х годах «творческий» коллектив орловского проектного института разрабатывает проект приспособления здания под концертный зал, специально созданная комиссия составляет акт о малой художественной ценности сохранившейся настенной живописи XIX века в интерьере церкви. Приспособление предусматривало устройство подвального помещения под гардероб и туалеты. Пробив стену, в церковь въезжает экскаватор и вырывает котлован глубиной 5 метров с выемкой грунта 1400 куб.м. Бетонными перекрытиями второго этажа уничтожается живопись интерьера.Объем здания раскололся на отдельные составляющие части с образованием сквозных раскрывающихся трещин по стенам и просадкой основного объема храма на полметра. К концу 80-х годов сооружение пришло в тяжелое аварийное состояние с угрозой обрушения стен и сводов. Выписка из акта технического состояния здания от 2 июня 1989 года: «Если бы ставилась задача вывести несущие конструкции здания из стабилизированного состояния, то более изощренный способ трудно себе представить, здесь этого добились с максимальной эффективностью…»
Михаило-Архангельская церковь – первое культовое сооружение на Орловщине, возвращенное общине верующих в 80-е годы. В 1989 году при стечении горожан начальник управления культуры области вручил символические ключи от церкви Владыке Паисию. По заказу Орловско-Брянской Епархии выполняется проект реставрации и проект противоаварийных работ. По согласованной и утвержденной документации в этом же году церковная община приступила к выполнению первоочередных противоаварийных работ, потребовалось около 1 тыс. куб. м бетона для придания зданию надлежащей прочности и стабилизации основных несущих конструкций. Усилиями ВООПИК Орловской области были расчищены от поздних наслоений сохранившиеся 5% живописи середины XIX века. Общиной верующих устроен мраморный пол, в настоящее время устраивается деревянный иконостас.
Время безжалостно: деревянные чердачные конструкции пришли в крайне ветхое состояние, завершение с крестом отклонилось на 7 градусов с угрозой обрушения всех конструкций. Здание находится в неудовлетворительном техническом состоянии, с обшарпанными фасадами, с облезлым сусальным золочением 1979 года, с неблагоустроенной территорией. Неумолимо продолжавшееся общее разрушение святыни не могли остановить постоянные заботы епархии в лице архиепископа Паисия и настоятеля храма – протоиерея Владимира Дороша: ресурсов орловских приходов уже не хватало на проведение столь масштабной работы даже по восстановлению, а речь уже шла о спасении храма. При всемерной финансовой поддержке ряда организаций и храмов города дорогой орловцам памятник архитектуры российского значения стал быстро покрываться строительными лесами.
Памятник истории и культуры – церковь Михаила Архангела – является незаурядным архитектурным произведением высокого классицизма. Это и литературный памятник, связанный с именами выдающихся писателей-орловцев. В церкви был крещен Л.Н. Андреев, храм описывается в его произведениях «Младость», «Баргамот и Гараська», «Когда мы, мертвые, просыпаемся», «Весенние обещания». Посвящали храму свои произведения И.А. Бунин и Н.С. Лесков. Все известные орловские художники XIX — XX веков запечатлели храм на своих полотнах.
С тех пор прошло несколько лет. Храм Михаила Архангела отреставрирован, в нём давно возобновились службы, он стал одним из немногочисленных старинных зданий XIX века, украшающих город и в XXI веке.
Статья М. Скоробогатова «И храм этот тёмный и старый…» Орловская правда, 2 апреля 2004 г. http://www.orel-story.ru/land_cercov.php

Свято-Успенский собор Орла — так этот величественный храм называется официально. Однако имеет он и второе название — и оно звучит намного привычнее для любого орловца: храм Михаила Архангела. Свято-Успенская церковь пожалуй, одна из самых больших в городе. Само здание построили в начале ХIХ века, но, как говорится, возник собор не на пустом месте. Современные краеведы пишут, что некогда у стен Орловской крепости располагалась Посадская слобода с деревянным храмом в честь Успения Божией Матери. К концу ХVII века в Посадской слободе уже стояла каменная пятиглавая Успенская церковь, при ней имелась шатровая колокольня. Но минуло около полувека, и храм перестал вмещать всех молящихся. И тогда один из местных купцов по фамилии Калашников пожертвовал средства на строительство новой церкви — посвящённой Архангелу Михаилу.
Почти век простояли на теперь уже центральной площади города бок о бок две церкви. Вместе с тем распространена и другая версия: мол, в 1678 году посадские люди Овчинников и Грибачёв поставили каменный Успенский храм, а в 1730-м году рядом Калашников возвёл деревянный зимний в честь Архангела Михаила. Как бы то ни было, потом пришло время городских генеральных планов. Улицы проложили по-новому, вместо деревянных домов стали постепенно возводить каменные. Жителей в этом районе становилось всё больше, и они начали просить выстроить им новый храм. Церковь и одиноко стоявшую колокольню заложили 19 сентября 1801 года, предварительно разобрав старые церковные здания, а в 1803 году — трапезную с двумя престолами. Через 16 лет (1817) строительство храма завершилось. Было решено освятить главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы, а два придела — во имя Архистратига Михаила и во имя святого мученика Иоанна Воина. Тем не менее в народном сознании закрепилось именно название Михаило-Архангельский. Объясняется это тем, что в Посадской слободе селились служивые люди, военные, почитавшие Михаила Архангела своим покровителем.
В 1788 году на карте Орла появилась классическая часовня; она сохранилась до наших дней и является единственным сохранившимся «ротондальным культовым памятником» на Орловщине. Тогда рядом с храмом были построены здания приходской школы и богадельни. Михаило-Архангельская церковь на момент своего появления занимала второе место по количеству прихожан, которых могла вместить. Больше неё был только Петропавловский собор, но он регулярно закрывался на ремонт и всевозможные перестройки. Так что все торжества устраивались именно в храме Михаила Архангела. Например, там проходило богослужение по случаю визита в Орёл императора Александра I в 1823 году. Там же тремя годами позже поставили гроб с телом покойного царя, когда его везли из Таганрога в Петербург. Писали, что «от орловского общества был сооружён балдахин с украшениями и короною вверху, под сенью которого прах покойного Государя стоял всё время пребывания в Орле». Потом этот балдахин ещё долго покрывал главный престол храма. Славился Михаило-Архангельский храм и своим убранством — прекрасные росписи покрывали стены не только изнутри, но и снаружи, утварь и иконные киоты были роскошными.
У «Михаила Архангела» нередко молились писатели Иван Бунин и Николай Лесков. В своих произведениях они очень часто упоминали этот храм. А новорождённого Леонида Андреева здесь крестили. Таинство совершал священник Андрей Казанский. Этот строгий человек пережил огромную трагедию — его юная дочь, закончив гимназию, покончила с собой. Причины самоубийства так и остались неизвестными, а о поступке девушки ползло по городу немало кривотолков. Этот эпизод даже лёг в основу рассказа Леонида Андреева «Молчание». В другом произведении — «Весенние обещания», — автор указывает, что колокольня храма была белой. Некоторые исследователи предполагают, что это можно объяснить либо игрой света, либо тем, что какое-то время храм не красили, а только белили.
В ХIХ веке на долю Михаило-Архангельского храма выпало немало переделок. Изначально рассчитанный на 800 молящихся, уже к середине столетия он стал явно «мал». В 1858 году епархиальный архитектор Н. Ефимов разработал проект расширения церкви за счёт увеличения трапезной. Её сделали четырёхстолпной, объединили с колокольней. Кроме того, согласно задумке Ефимова, было необходимо внести немало существенных конструктивных и декоративных изменений, однако воплощать их в жизнь не стали. Может, денег не хватало, может, церковные иерархи не согласились — тепрь уже не узнать. В результате ограничились лишь приданием окнам стрельчатых завершений. Кроме того, у храма появились чугунные навесы-козырьки. Их установили над северным и южным входами.
После Октябрьской революции один из них бесследно исчез, второй же, северный, чудом уцелел. Что касается интерьеров храма, то их украсили росписями. Так, на стенах трапезной появились фрески: на западной стене — сцены из Писания, на пилонах арок изобразили евангельские истории. В центральном куполе — явление Троицы. Печально, но к началу 90-х годов ХХ века, по оценкам реставраторов, сохранилось всего около 5% этих живописных картин. Тогда же, в 1850-е годы, было принято решение расписать храм и снаружи. Есть сведения, что общая площадь внешних фресок составляла 260 квадратных метров. В 1900 году в храме Михаила Архангела был устроен ещё один придел — во имя святителя Феодосия, архиепископа Черниговского. Пятью годами позже старый деревянный иконостас заменили на мраморный, роскошно украсили многие иконы. Например, один из самых почитаемых образов — икону Божией Матери «Страстная» — одели в золочёную ризу стоимостью в 700 рублей. После революции всё изменилось почти сразу. Уже в 1918 году начали изымать из церкви всё, что представляло хоть какую-то ценность. Хорошо хоть, что в 1923-м храм признали памятником архитектуры, и отдел музеев Наркомпроса поставил его на государственную охрану. В трапезной продолжались службы, а в основном здании открыли музей религиозного искусства (просуществовал до начала 1940-х годов).
Так всё и продолжалось вплоть до начала 1941 года, когда храм закрыли полностью, а помещение приспособили под склад. В сторожку при храме в те годы поселили ссыльных архиреев, которые ждали там решения суда. Рассказывают, что из подвала этой постройки ещё за долго до революции был прорыт подземный ход, который в те лихие годы спас жизнь многим церковнослужителям. Во время войны вошедшие в город немцы продолжали использовать бывший храм в качестве склада — они хранили там оружие. А когда Орёл освободили, по некоторым данным, в нём устроили военный госпиталь. Правда, документальных подтверждений этому факту в архивах нет, но однажды настоятелю храма — ныне покойному Владимиру Дорошу — пришло письмо от некоей женщины. Она рассказала, что её, раненную, лечили именно в Михаило-Архангельском храме. Возможно, факт нахождения госпиталя зафиксировать просто не успели, ибо лечебное заведение могло размещаться там совем недолго и вскоре съехать вслед за ушедшими военными.
Местные жители вспоминают, что в послевоенные годы внутри храм выглядел ужасно — полов в нём не было, окна закрыты фанерой или железом. Одно время в здании размещался архив. А в начале 1970-х годов бывший храм Михаила Архангела решили превратить в выставочный зал. «Творческий» коллектив орловского проектного института разрабатывает проект приспособления здания под концертный зал, а специально созданная комиссия составляет акт о малой художественной ценности сохранившейся настенной живописи — оставшихся фресок. В подвале, согласно проекту, должны были устроить гардероб, туалет и музейное хранилище. Для этого применялась строительная техника, для проезда внутрь которой выломали одну из стен храма. Даже начали рыть пятиметровый котлован под главным куполом. Выемка грунта составила 1400 куб. м! Кроме того, тогда же установили бетонные перекрытия, предполагая организовать второй этаж. Разумеется, все эти работы не прошли для здания даром: основной объём раскололся, образовались сквозные раскрывающиеся трещины, храм на полметра просел. Вскоре состояние постройки стало аварийным. Возникла угроза обрушения стен и сводов. Работы прекратили, и от идеи использования бывшей церкви отказались. К счастью, не успели демонтировать оставшийся литой чугунный козырёк над северным входом, хотя такие планы тоже существовали.
В 1980-е годы здание бывшей Михаило-Архангельской церкви решили восстанавливать. Сделали деревянные переплёты на окна, в котлован поместили железобетонное кольцо, чтобы зафиксировать фундамент и сохранить постройку от окончательного разрушения. Начали реставрацию фресок, причём под остатками сохранившегося слоя обнаружили более древний слой. В 1989 году храм вместе с часовней передали Орловско-Брянской епархии. Вновь освящён епископом Орловским и Брянским Паисием 6 января 1990 года. После этого усилия прихожан и настоятеля — протоиерея Владимира Дороша начался новый цикл реставрационно-восстановительных работ. В храме настелили мраморные полы. Рассказывали, что многое настоятель делал сам, своими руками. В 2004-2005 годах удалось реализовать более масштабную реставрацию. Руководить реставрацией губернатор области Е. С. Строев поручил своему заместителю Е. Н. Вельковскому. Была оказана всемерная финансовая поддержка ряда организаций и храмов города. Решено было провести капитальный ремонт здания с использованием металлических конструкций и лучших современных материалов. В конце 2005 года установили новый деревянный иконостас. Не так давно полностью привели в порядок часовню — на её внешней стене стали появляться образа. Одним из первых, например, решено было написать образ Святителя Николая Чудотворца. Так и поступили. А сравнительно недавно выяснилось, что до революции подобная икона действительно украшала стену часовни — чтобы проезжавшие мимо путники могли помолиться заступнику всех путешествующих.
Сейчас идёт внешнее поновление храма, растянувшееся на многие годы. Стоит сказать, что оконные решётки батюшка с прихожанами решили не менять — они служат напоминанием о прошлом этой церкви: строгие решётки алтаря ставились одновременно со строительством храма в начале ХIХ века, а решётки на окнах трапезной — более сложные по своей форме — являются уже образцом конца столетия. А не так давно храму дали статус собора.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №368, ООО «Де Агостини», 2019

Собор Михаила Архангела — яркое во всех отношениях произведение искусства эпохи классицизма, подобных которому в Орловской области практически не осталось. Типологически близок к нему Крестовоздвиженский храм в соседнем Мценске, с той лишь разницей, что здесь на четверик установлена не ротонда, а более архаичный восьмерик. Можно было бы считать ещё более близким Никольский собор Мценска с ротондой на четверике — в том виде, в котором он строился по проекту А. И. Мельникова в 1810-1837 годах. Однако этот собор не сохранился, к тому же мельниковский проект был в ходе строительства в значительной степени изменён, так что говорить о «чистоте эксперимента» в данном случае нельзя. Ещё одним близким примером может служить храм Казанской иконы Божией Матери в Паслове Орловского района: от центра Орла порядка двух десятков километров. Церковь в стиле зрелого классицизма была выстроена помещицей Давыдовой в 1820 году. Учитывая географическую близость и минимальный временный промежуток (церковь в Паслове была возведена спустя три года после того, как был закончен строением храм в Орле), а также тот факт, что пасловский храм в архитектурном смысле безусловно проще, чем орловский, — резонно утверждать, что Казанская церковь всё-таки в значительной мере подражание. Насколько вообще можно говорить о подражательности в рамках классицизма, сильно загонявшего своих авторов в рамки следования эталонным формам; фигурально выражаясь, классицизм — это бесконечные интерпретации в рамках подражания идеалу. Так что искать в Орловской области аналоги вряд ли имеет смысл: Архангельский храм из тех, что не идёт в тренде, а задаёт его. Это, конечно, на региональном уровне. Что касается уровня общероссийского, Архангельская церковь безусловно продолжает классическую традицию, заданную лучшими зодчими столиц; говорить об упрощениях, часто характерных для провинциальных храмов, в данном случае неуместно.
В целом постройка — крупный храм «соборного типа», с мощной купольной ротондой и относительно небольшой колокольней. Колокольня — трёхъярусная, во втором ярусе по углам парные тосканские колонны, несколько идущие вразрез с композитными пилястрами ротонды. Архитектор, скорее всего, намеренно противопоставлял колокольню (прежде стоявшую отдельно) основному храму. Она значительно легче основного объёма и этой своей ажурной лёгкостью компенсирует монументальность, заданную ротондой. Если бы не это архитектоническое решение зодчего, и без того крупная Архангельская церковь получилась бы избыточно тяжёлой. Колокольне противопоставлена массивная купольная ротонда собора. Ротонда — это непременный атрибут храма в стиле классицизма. Ротонды пришли на смену характерным для барокко восьмерикам. Вместо колонн в данном случае применены сгруппированные ордера (коринфский с ионическими «завитками»). В простенках — крупные окна с полуовальным завершением, над антаблементом и карнизом — ещё один ярус с небольшими циркульными окнами. Маленький изящный фонарик завершён миниатюрной главкой-«рюмочкой». Купол золочёный (до недавнего времени железный, выкрашеный в зелёный цвет). Нынче идёт реставрация покрытия, тянущаяся не один год. Основное помещение храма с колокольней соединяет трапезная, пристроенная позднее. Здесь стоит обратить внимание на форму её окон, которые повторяют форму окон ротонды, то есть всё вроде бы «по науке», то есть по канонам классицизма, но откуда взялись эти стрельчатые орнаментальные завершения, характерные — ни много ни мало — для псевдоготики? Что ж, признаем: при общем следовании традициям классицизма Архангельский храм вовсе не так прост, как могло показаться.
В 1858 году епархиальный архитектор Н. Ефимов разработал проект расширения церкви за счёт увеличения трапезной и придания окнам стрельчатых завершений. Стоит обратить и на входной портал. Ионический ордер колонн на входе (а если приглядеться, там сбоку ещё и пилястры!) окончательно путает стилистические карты, заставляя адептов «строгого классицизма» хвататься за голову — так какой всё-таки ордер? В полуциркульной нише над входом — изображение Успения Пресвятой Богородицы: не будем забывать, что по основному престолу храм — всё-таки Успенский. Интерьеры Архангельской церкви недавно подверглись полной тщательной реставрации. После советского времени, когда в храме находились то музей, то склад, восстанавливать пришлось всё. Однако результат превзошёл ожидания. Нынешнее внутреннее убранство церкви поражает своим великолепием, высоким художественным вкусом, воплощённым достоинством.
Замечателен центральный иконостас основного объёма — резной семиярусный (считая верхний ярус с одной-единственной иконой Новозаветной Троицы), с удивительной красоты царскими вратами. Крылья иконостаса сплошной резной стеной простираются в приделы главного храма — святых Иоанна Воина и Феодосия Черниговского. Часто встречающийся элемент завершения иконостаса — луковичные главки с крестами. Оштукатуренные стены окрашены в голубые тона, в ротонде — росписи на темы двунадесятых праздников, над ними в простенках между окнами — изображения святых, непосредственно в куполе — архангелы. Хоры вытянулись полукругом вдоль западной стороны ротонды. Полы и солея — мраморные. Трапезная с двумя боковыми приделами (Михаило-Архангельским, по которому чаще всего именуется храм, и в честь «Страстной» иконы Божией Матери) — обширное пространство, перекрытое высокими сводами. Справа и слева — в приделах — два малых иконостаса, выполненных в единой стилистике с главным иконостасом: резные, деревянные, трёхъярусные. Каждый по аналогии с большим иконостасом, завершается тремя луковичными главками. Стенопись покрывает в основном своды (на несущих столпах росписей нет); на стенах — в больших полуовалах, ограниченных арками сводов, — живописные картины на евангельские сюжеты. Окружающий орнамент — растительный, монохромной гаммой и общим исполнением напоминающий технику гризайль. Над переходом в основной храм, в несколько необычном месте для такой росписи — Страшный суд. Интересно, чо это живописное изображение представляет собой несколько вольную перерисовку знаменитого «Страшного суда» В. Васнецова из Владимирского собора в Киеве. Не точную копию, а именно перерисовку, с сохранением центральных и второстепенных фигур, но с некоторыми различиями в их компоновке.
В заключение стоит сказать, что на архитектора, проектировавшего этот величественный храм Орла, ложилась большая ответственность — Архангельская церковь должна организовывать (и продолжает организовывать по сей день) пространство целого городского района как по правую, так и по левую сторону Орлика. Это главенствующее положение храма в городском ланшафте не смогли «перебить» даже неизбежные современные здания.
Из журнала: «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №368, ООО «Де Агостини», 2019

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?