Орёл. Собор Богоявления Господня.

Деревянная церковь была построена в 1641-1646 годах как церковь Богоявленского мужского монастыря, существовавшего здесь до 1680 года. После пожара 1680 года монастырь был перенесен на Взвозную гору, а для церкви построено каменное здание. В 1822 году на колокольне с курантами был установлен большой колокол весом 568 пудов (около 9 т), до 1830 года его звон служил началом благовеста всех церквей города Орла.
В 1837-1838 годах была существенно перестроена и расширена, трапезная соединена с колокольней, сооружена каменная ограда с главными воротами. В 1900 году колокольня из-за аварийности была разобрана, а в 1908 году была построена надвратная звонница, разрушенная в 1930 году. С 1901 года священником, а с 1903 года настоятелем храма служил духовный писатель, краевед и библиофил, законоучитель в различных учебных заведениях города — Илья Васильевич Ливанский (1854-1920). В 1921-1922 годах на колокольне (звоннице) жил орловский Христа ради юродивый Афанасий Андреевич Сайко (1887-1967).
Храм был закрыт в 1938 году, через год снесена звонница, разрушена ограда. В 1939-1941 годах в нем размещался антирелигиозный музей. Служба в церкви была возобновлена в декабре 1941 года. После освобождения города Орла от немецко-фашистских захватчиков церковь оставалась соборной, а в 1960 году — вновь закрыта. С 1962 года по 1993 год в ней располагался кукольный театр. В 1993 году передана общине верующих и после ремонтно-восстановительных работ освящена в 1996 году. В 1997-1998 годах рядом с церковью построена и освящена надкладезная часовня во имя Всех Святых.

После сожжения поляками и литовцами в 1606 году Орел, основанный в 1566 году, был в полном запустении почти 30 лет. И в 1636 году последовал царский указ о восстановлении города «на старом орловском городище». Одновременно с восстановлением и укреплением орловского острога, а именно в 1641-1646 годах, на месте нынешнего Богоявленского собора строится храм, значительно изменивший впоследствии свой облик. Наиболее подробные сведения о его построении приводит орловский историк Г. Пясецкий, ссылаясь надокумент XVII века: «Лета 7152(1644)… по челобитью орловского посадского Богоявленского попа Бориса, орловский губный староста Козьма Пеншин отмерил на Орле на посаде в Большом остроге…» участок земли «…под церковь во имя Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего», а также под кладбище, усадьбу и огороды причта (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел.: 1899, с. 253-254). Со временем здесь возникает мужской Богоявленский монастырь, в котором Борис, постригшись в монашество с именем Боголеп, становится первым настоятелем.
Судьба стоящей в центре города обители, к тому времени уже стесненной частными домами и торговыми лавками, изменилась после пожара 1680 года — пришлось перенести её на возвышенную, прекрасную местность вниз на версту по Оке. Строительство церквей в новом монастыре началось уже в 1684 году. Первоначально он сохранял прежнее название Богоявленского, а затем был переименован в Успенский. Сама же Богоявленская церковь, хоть и не ясно, сгорела она тогда, или же сильно пострадала, примерно в то время была обращена в приходскую. Новое каменное здание Богоявленского храма было возведено примерно в первом десятилетии XVIII века. К сожалению, ни в одном из известных исторических источников данный этап истории строительства храма не отмечен. Однако сами архитектурные формы его бесспорно свидетельствуют о том, что в камне Богоявленская церковь была построена не в середине XVII века, а позднее.
Облик Богоявленского храма, наиболее близкий к первоначальному, предстает на рисунках и фотографиях — стройная, богато украшенная декором церковь. По стилистическим признакам ее можно отнести к так называемому «нарышкинскому барокко». Храмы этого архитектурного направления появлялись на рубеже XVII-XVIII веков в боярской среде, близкой к царскому двору. В 1837 году Богоявленская церковь была капитально перестроена, и после этого во многом утратила свое барочное звучание. Классицистические портики, новые массивные апсиды придали храму совершенно иной художественный облик. Изменился и его пропорционнальный строй, ранее бывший строго выверенным. Теперь лишь верхние части основного объема и колокольня напоминали о церкви, построенной в начале XVIII века. К 1859 году относится «Главная опись орловской градской Богоявленской церкви», представляющая собой описание интерьера храма. После перестройки 1837 года он был пятипрестольным, имел три четырехярусных иконостаса, в которых размещалось много икон в серебряных позолоченных окладах. В трапезной на южной стороне находился престол во имя иконы Богоматери «Всех скорбящих Радости»; в его иконостас была вставлена сама эта икона. В 1900 году произошло самое значительное измение наружного облика Богоявленского собора — была разобрана его колокольня, которая «с давних пор стояла, изменив немного свое вертикальное положение». Была назначена комиссия из компетентных лиц гражданского и епархиального ведомства при участии духовенства и некоторых из прихожан. После тщательного осмотра прочности колокольни комиссия признала, что никакой опасностью колокольня не угрожает. Но затем в 1900 году признано было, что колокольня грозит падением, почему ее сломали. До 1908 года Богоявленский собор стоял без колокольни. И, наконец, в 1908 года началось возведение новой, ставшей центральной осью целого комплекса, состоявшего из двух башен и отрезка каменной стены — он стал частью церковной ограды.
На фотографии 1912 года колокольня предстает уже выстроенной. Архитектура колокольни была выдержана в псевдо-русском стиле, который доминировал в русской архитектуре конца XIX — начала XX в.в. Столпообразная, с уменьшающимися объемами ярусов, украшенная кокошниками и малыми главками, она по силуэту напоминала старую колокольню. Новая колокольня была надвратной, под ней шла открытая арка, являвшаяся одним из входов на территорию храма. В конце XIX — начале XX в.в. Богоявленский собор входил в число 23 православных храмов города Орла. В его приходе числилось «800 душ обоего пола», границы прихода шли по Кромской и Карачевской улицам. С 1900 года настоятелем церкви был протоиерей Илия Васильевич Ливанский, выпускник Московской духовной академии, ставший в 1906 году председателем Орловского церковного историко-археологического общества. Им в 1912 году написана и издана брошюра о чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радости». В 1939 году была разрушена колокольня Богоявленской церкви — разобрана на кирпич. А вместе с ней — и церковная ограда.
В годы Великой Отечественной войны собор лишился своего главного завершения, был сбит малый глухой восьмерик, а вместе с ним — и венчавшая его главка с крестом. Это положение зафиксировано на фотографии 1947 года. В 1945 году храм был поставлен на учет Орловским отделом по делам архитектуры, а на его стене была установлена охранная доска. В 1948 году, когда Богоявленский собор уже находился в ведении верующих, началась подготовка к ремонтно-восстановительным работам. В результате было восстановлено завершение храма, возведена церковная ограда. Но в 1952 году главка свалилась, и на ее месте была установлена новая.
В 1956 году была частично расписана трапезная храма, а в 1957 году — его основной объем с восстановлением старой живописи. Храм оставался действующим до 1963 года. В 1964 году Богоявленский собор был отобран у верующих и приспособлен под городской кукольный театр. Согласно проекту была разобрана глава храма, сняты кресты, а внутреннее подкупольное пространство перекрыто плоским потолком. В 1994 г. церковь передана общине верующих. 6 апреля 1996 г. архиепископ Орловский и Ливенский Паисий освятил храм.
Источник: Орловская и Ливенская епархия, 2008—2009.Официальный сайт Орловской и Ливенской епархии. Администратор сайта: pravorel@yandex.ru

В 1641-1646 годах с восстановлением города Орла после сожжения поляками и литовцами строится церковь на посаде в Большом остроге во имя Богоявления Господа, значительно менявшая свой облик впоследствии. Со временем при обители возникает мужской Богоявленский собор.После пожара, в 1680 г. церковь переносится на версту вниз по Оке. Примерно в то же время была превращена в приходскую. Каменное здание Богоявленского собора в Орле было возведено приблизительно в первом десятилетии 18 века, о чём свидетельствуют его архитектурные формы. Облик церковного здания, наиболее близок к первоначальному, сохранившийся в рисунках и фотографиях, стройный, богато украшенный декором. По стилю относится к так называемому «нарышкинскому барокко» рубежа 17-19 веков, распространённого в боярской среде, близкой к царскому двору.В 1837 году Богоявленский собор был капитально перестроен. Совершенно новый художественный облик придали массивные апсиды, новые классицистические портики. Неизменными остались части основного объема и колокольня. Самое значительное изменение в здании Богоявленского собора произошли в 1900 году — было признано, что колокольня грозит падением, и она была разобрана. Через восемь лет началось возведение новой, центр колокольни составили две башни. Стиль был использован псевдо-русский, в конце 19 — начале 20 веков он доминировал в русской архитектуре. Ярусы столпа, уменьшающиеся в объёме и украшенные кокошниками и малыми главками.
С 1900 года настоятелем церкви значился протоиерей Илия Васильевич Ливанский, в 1906 году ставший председателем Орловского церковного историко-археологического общества.В 1939 году колокольня Богоявленского собора вновь была разрушена. В годы войны был сбит малый глухой восьмерик и венчавшая его главка с крестом. В 1948 году Богоявленский собор уже находился в ведении верующих, велась подготовка к ремонтно-восстановительным работам. В 1952 году была установлена повторная главка. Частично расписана московским художником трапезная храма в 1956 году, а в 1957 году восстановлена старая живопись основного объема.В 1964 году Богоявленский собор в Орле был приспособлен под городской кукольный театр — разобрали главу храма, сняли кресты, а внутреннее подкупольное пространство перекрыто плоским потолком.Собор был передан общине верующих уже в 1994 г. 6 апреля 1996 г. освящён архиепископом Орловским и Ливенским Паисием.
http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/bogoyavlenskiy-sobor-6347.html

Деревянная Богоявленская церковь (XVII в.)
Город Орел был основан в 1566 г. как военный форпост на южной границе русского государства. После сожжения поляками и литовцами в 1606 г он был в полном запустении почти 30 лет. И в 1636 г. последовал царский указ о восстановлении города «на старом орловском городище». С этого момента он начал вновь заселятся, продолжая жить полувоенной жизнью. В эти годы в Разрядный приказ многократно поступали сообщения о мерах предосторожности «по случаю татарских вестей» и, соответственно, о строительстве новых укреплений. Туда же «орляне и служилые люди» отправляли челобитные о построении в Орле новых церквей. Вместе с этим стали восстанавливаться и старые.
Одновременно с восстановлением и укреплением орловского острога, а именно в 1641-1646 г.г., на месте нынешнего Богоявленского собора строится храм, значительно изменивший впоследствии свой облик. Наиболее подробные сведения о его построении приводит орловский историк Г. Пясецкий, ссылаясь надокумент XVII в.: «Лета 7152(1644)… по челобитью орловского посадского Богоявленского попа Бориса, орловский губный староста Козьма Пеншин отмерил на Орле на посаде в Большом остроге…» участок земли «…под церковь во имя Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего»,а также под кладбище, усадьбу и огороды причта (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел.: 1899, с. 253—254). И историк полагает, что это произошло уже после построения церкви и назначения её причта. Другой орловский историк считает, что Богоявленская церковь была построена иереем Борисом Козьминым «по обещанию, в память родителям» (Из Орловской старины. Богоявленская церковь в Орле. Орловский вестник. 1890, № 67, 27 марта).
Документы лишь сообщяют: «орловский богоявленский поп Борис Козмин… на Орле в Большом остроге вновь Богоявленскую церковь… построил собою» (Каплинский И. Памятники русского зодчества. Орел.: 1970). Вскоре поп Борис строит рядом с Богоявленской церковью ещё одну — во имя святых Бориса и Глеба. Со временем вокруг них возникает мужской Богоявленский монастырь, в котором Борис, постригшись в монашество с именем Боголеп, становится первым настоятелем.
Точная дата основания монастыря неизвестна. В документах он упоминается начиная с 1665 г. До 1673 г. он не имел ни вотчин, ни крестьян, ни государева жалованья, «братия кормилась по миру». В 1674 г. Богоявленский монастырь получает первый земельный надел для своих нужд, располагавшийся вниз по Оке. Были у него и жертвователи из числа орловских помещиков: Цуриковых, И.С. Головина, Аболмасовых, Логачевых, Бородиных, Жиленковых, Ржевских и горожан (В. Петров. Орловский Успенский (Богоявленский) монастырь. Орел.: 1910).
Судьба стоящей в центре города обители, к тому времени уже стесненной частными домами и торговыми лавками, изменилась после пожара 1680 г. «Как бы то ни было, оказалась надобность перенести монастырь на другое удобнейшее место» (Описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Орловские епархиальные ведомости. 1902, № 5, приложение). Избрали возвышенную, прекрасную местность вниз на версту по Оке. Строительство церквей в новом монастыре началось уже в 1684 г. Первоначально он сохранял прежнее название Богоявленского, а затем был переименован в Успенский.
Что же касается бывшего Богоявленского монастыря в Большом остроге, то, как следует полагать, после упомянутого пожара 1680 г на его месте оставалось пепелище. Сама же Богоявленская церковь, хоть и не ясно, сгорела она тогда, или же сильно пострадала, примерно в то время была обращена в приходскую (Г.Пясецкий. Исторические очерки г. Орла. Орел: 1874, с. 88).
Каменный Богоявленский храм (XVIII в.)
Новое каменное здание Богоявленского храма было возведено примерно в первом десятилетии XVIII в. К сожалению, ни в одном из известных исторических источников данный этап истории строительства храма не отмечен. Однако сами архитектурные формы его бесспорно свидетельствуют о том, что в камне Богоявленская церковь была построена не в середине XVII в., а позднее.
А когда же именно она была возведена? Храм отображен на чертеже города, сделанном в 1700-1728 г.г., уже как приходской. А по воспоминаниям одного из путешественников, побывавших в Орле в 1711 г., в обветшавшем уже деревянном городе «церквей каменных много» (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел: 1899, с. 265). Известно также, что в 1714 г. вышел указ Петра I, запрещающий по всей стране каменное строительство в связи с возведением Санкт-Петербура. В провинции оно возобновилось лишь в 1770-х г.г., когда, согласно документам, каменная Богоявленская церковь уже существовала. Тогда же, как сообщают «Орловские губернские ведомости» (1876, № 7, с. 38), каменная колокольня нашего храма из-за своей ветхости угрожала падением и уже в 1780 г. требовалось её сломать.
Итак, можно сказать, каменная Богоявленская церковь в Орле была сооружена в первом десятилетии XVIII в. К тому же, в «Ведомостях о церквах города Орла» в течение последующего столетия этот храм идет вторым по списку после главного городского собора. Начиная с 1755 г. в документах сообщалось и о наличии престолов в церквях. В Богоявленской к этому моменту имелся второй престол во имя Вознесения Господня. К 1787 г. также появляется третий — во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба (ЦГАДА, ф. 1355, оп. I, с. 1009. Описание г. Орла /Экономич. примеч./, 1798 г., л. I об.). Трехпрестольным храм оставался до своей капитальной перестройки в первой трети ХIХ в.
Облик Богоявленского храма, наиболее близкий к первоначальному, предстает пред нами на рисунках и фотографиях — на них мы видим стройную, богато украшенную декором церковь. По стилистическим признакам ее можно отнести к так называемому «нарышкинскому барокко». Храмы этого архитектурного направления появлялись на рубеже XVII-XVIII в.в. в боярской среде, близкой к царскому двору. Множество таких строений было выстроено по заказу родственника Петра I, Л.К. Нарышкина. Это центрические ярусные строения со столпообразной композицией, за которыми в искусствоведческой науке закрепилось наименования «восьмерика на четверике». Они сочетали в себе живописность архитектурных форм с богатством декоративного убранства. Нарядность этих храмов еще более подчеркивалась их двухцветностью, изысканным сочетанием белого и красного цветов. Красные кирпичные стены оформляются резными белокаменными карнизами, орнаментальными сборками, наличники окон — фронтонами в виде гребешков, грани объемов по углам — белокаменными резными колоннами.
Богоявленский храм в Орле до своей капитальной перестройки относился к лучшим образцам «нарышкинского барокко». Он обладает всеми особенностями этого стиля: основной объем, трапезная, колокольня. Как отмечали архитекторы, немногие колокольни так органично дополняли храмы, как та колокольня Богоявленской церкви, соединяющая в себе изящество и величие.
Известный орловский архитектор С.И. Федоров сообщает в одной из своих работ, что в 1970 г. он совместно с еще одним орловским краеведом произвел раскрытие на световом барабане церкви: «мы вскрыли под толстым слоем штукатурки… вырезанные из белого камня балясины, наличники и пояски, сходные по характеру обработки с декором основания колокольни (С.И. Федоров. Архитектурные образы Орловщины. Тула: 1982, с. 32). Он свидетельствует также:»При изучении наиболее сохранившегося светового барабана мною были обнаружены в 1959 г. несколько голосников, отверстия которых были заштукатурены. Глубина глиняных горшков, замурованных в стены, составляла 40-60 см. Они… обеспечивали прекрасную акустику… церкви (С.И. Федоров, там же, с. 31).
Каменный Богоявленский храм, построенный на месте деревянной церкви того же названия стал украшением города. Его празднично-торжественная архитектура, созвучная московским храмам этого времени, свидетельствовала об авторстве талантливого художника. Очевидно, яркая красота храма и центральное местоположение стали причиной того, что после упразднения обветшавшей соборной Рождественской церкви (в 1766 г.) в нем стали совершаться почти все торжественные городские богослужения. Уже в 1770 году Богоявленская церковь принимала в своих стенах орловского епископа. Мемуарист ХVIII в. Г. Добрынин так описывает это событие: «…Въезд преосвященного в Орел ознаменован был по всем церквам колокольным звоном. При каждой проезжаемой церкви священство было в ризах со крестами, дьяконы в стихарях с кадилами, дьячки и пономари со святою водою в чаше, со свечами в подсвечниках. Народ — по улицам, народ — по заборам и по всем возвышениям, где только можно пристать и удержаться. А в Богоявленской церкви, в которую было ожидаемо восшествие Преосвященного, набилось всякого чина и звания, пола и возраста православных Христиан так плотно, как в Риге на кораблях укладывают мачты. По выходе из церкви поздравляли пастыря с приездом градоначальник со всеми чиновниками…» (Г. Добрынин. Истинное повествование или жизнь Гаврииила Добрынина (1752-1823). СПб., ч. I, с. 41-43).
Автор этого описания сообщает любопытную подробность о священнике Богоявленской церкви отце Алексее. В отличие от других священников и самого епископа он проявлял доброе отношение и веротерпимость по отношению к орловским купцам-старообрядцам. Во время упомянутого посещения города епископом они добились повышения о.Алексея в сане, он стал протоиерееем. «Все знатнейшие старообрядцы упросили архиерея убедительнейшими способами возвысить в сие достоинство богоявленского отца Алексея…» (Г. Добрынин, там же, с. 43).
Тогда же в 1770 г. орловский епископ издал указ о ликвидации кладбища при Богоявленской церкви: «Понеже во время посещения епархии в городе Орле усмотрено нами, что при градских церквах Богоявленской, Покровской и Пятницкой так тесны кладбища и телами мертвыми наполнены, что когда случается вновь погребать, без нарушения телес прежде погребенных, быть не может. Сверх того домы обывателей к оным весьма близко поселены, которые от оных кладбищ воздухом заразительным в весеннее особенно время наполняются невольно… того ради в Духовное правление посылается указ наш… чтобы отныне впередь, как вышеписанных церквей, так и других градских… погребать тела умерших при отдаленных несколько церквах, из которых одна по сю сторону, а другая по ту сторону реки были бы, чтоб через реку при погребении не переезжать» (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел.: 1899, с. 651-652).
Капитальная перестройка собора (1837 г.)
На генеральном плане Орла 1819 г. Богоявленская церковь показана стоящей у слияния рек Оки и Орлика на месте бывшего острога. Рядом с ней тянутся торговые ряды деревянного Гостиного двора, между церковью и рядами расположена площадь. Вот некоторые факты из церковной хроники за период первой трети XIX в. В 1815 г. от Богоявленской церкви к Ильинской был установлен крестный ход (20 июля) в ознаменование «незабвеных проишествий 1812 года… дарованной России знаменитой победы» (Г. Пясецкий. История Орловской епархии. Орел: 1899, с. 916). Г. Пясецкий отмечает и такое событие, как историю с колоколом, которая произошла в 1821 г. во время торжественного празднования в Богоявленской церкви. Когда наступил момент благовеста к литургии «начат был сторонними по усердию людьми на их колокольне (Богоявленской) в большой колокол благовест, который и был продолжаем около четверти часа. Во время трезвона во все колокола большой колокол треснул снизу вершков на восемь». К расследованию дела была привлечена городская полиция. В результате Орловская духовная консистория приняла решение: «в разбитиии колокола никто виновным не отыскан, и кто именно из сторонних людей участвовал в благовесте, также не открыто. А как ко всякому служению благовестный звон производить должны сами причетники, то за нерадение такое и беспечность о своих обязанностях, всех Богоявленской церкви причетников при собрании народном оштрафовать в церкви земными поклонами по сотне каждого, разделив оные на два раза…» (Г. Пясецкий, там же, с. 852-853).
В следующеем 1822 г. для Богоявленской церкви был вылит ноый благовестный колокол, звук которого был особо отмечен, как «ясный». Вскоре последовал указ епископа: «По ясности нововылитого колокола при здешней Богоявленской церкви и по уважению того, что сия церковь находится в средоточии почти города, наблюдать отныне сей Богоявленской (церкви) чин собора, поступая сим образом: «1. Во все воскресные, праздничные и торжественные дни производить при сей церкви предначинательный к литургиям и бдениям всенощным благовест и вечерням в установленное время так, чтобы прежде благовеста Богоявленского ни в каком приходе оного не начиналось, а после начатия оный благовест при всех прочих церквах был бы повсеместно; 2. В торжественные дни, когда духовенству следует собираться на общий молебен… сие начинать не иначе, как по сигналу при Богоявленской церкви сделанному благовестом в большой колокол примерно ударив разов пятнадцать или двадцать…».
В 1837 г. Богоявленская церковь была капитально перестроена. Источники сообщают: «В 1837 году предпринято было распространить храм. В эту перестройку главный алтарь храма изменен и устроен совершенно новый и к нему пристроены с южной и северной стороны придельные алтари. Соответственно этому расширена была и вся церковь. Прежние боковые стены были разобраны и вместо них возведены новые на новом месте. В нынешней теплой, так называемой трапезной части храма устроены также алтари с правой стороны и с левой. Здесь же в теплой церкви для большей прочности утолщены были столбы, поддерживавшие колокольню. Тогда же с западной стороны храма к колокольне пристроен притвор или закрытая паперть… Верх колокольни… и верх церкви оставались прежние, одинакового стиля. Все же наружные стены церкви, алтари холодной церкви, северная и южная стены храма позднейшей постройки… сделаны с целью расширения храма и не соответствуют стилю древнего храма. До 1837 года храм вообще был меньших размеров и много уже… ограничиваясь с южной и северной стороны линиею арок купола. Со времени капитальной перестройки храма в 1837 году храм Богоявления Господня разделяется на теплую и холодную церковь. В холодной церкви в восточной части храма три алтаря и престола. Главный алтарь во имя Богоявления Господня, с правой стороны — во имя Вознесения Господня, с левой — во имя св. мучеников кн. Бориса и Глеба. В теплой церкви в правом углу алтарь во имя иконы Божьей Матери „Всех скорбящих Радости“ и в левом — во имя св. бессеребренников Косьмы и Дамиана…» (Орловские епархиальные ведомости. 1902, № 5. С. 67). Относительно этой перестройки в каталоге памятников архитектуры Орловской области сказано: «стены трапезной, приделов и апсиды в 1830-е г.г. оформлены в духе позднего классицизма… Внутри стены храма… были прорезаны высокими и широкими арками, соединившими его пространство с пространством приделов и трапезной. Алтарь сохранил необычное перекрытие с выдвинутыми вперед парусами, верхняя поверхность которых подобна изогнутой полке, переходящей в конху» (Орловская область. Каталог памятников архитектуры. М.: 1985, с. 72-73).
В результате перестройки храм во многом утратил свое барочное звучание. Классицистические портики, новые массивные апсиды придали ему совершенно иной художественный облик. Изменился и его пропорционнальный строй, ранее бывший строго выверенным. Теперь лишь верхние части основного объема и колокольня напоминали о церкви, построенной в начале XVIII в.
К 1859 г. относится «Главная опись орловской градской Богоявленской церкви», представляющая собой описание интерьера храма. После перестройки 1837 г. он был пятипрестольным, имел три четырехярусных иконостаса, в которых размещалось много икон в серебряных позолоченных окладах. В трапезной на южной стороне находился престол во имя иконы Богоматери «Всех скорбящих Радости»; в его иконостас была вставлена сама эта икона.
http://www.sbs-orel.ru/history
В 2005 г. для храма в Донецке отлит самый большой в Орловской области колокол весом в пять с половиной тонн и диаметром почти в 2 метра, а в 2007 г. — набор из девяти колоколов общим весом чуть менее 7 тонн.
http://www.orel-eparhia.ru/objects/territory/orel/sbs-orel

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?