В пределах Орла-городка, судя по письменным источникам, находилась «церковь строения деревянного соборнея во имя Похвалы Пресвятой Богородице с приделами, церковь Воздвижения Святого Животворящего Креста Господня, церковь Успения Пресвятой Богородицы». До нашего времени сохранилась и действует только церковь Похвалы Пресвятой Богородице. В 1735 году усердием господ Строгановых вместо деревянной церкви была построена каменная, соборная. Соборной она оставалась до перенесения собора в село Новое Усолье в 1752 году. В 1810-1820 годах над притвором сооружена колокольня. В начале ХХ века к притвору с северной, южной и западной стороны пристроены небольшие помещения сторожки, крестильни и входного тамбура, отчего в плане церкви появились элементы креста. Церковь расположена на живописном берегу реки Кама. Здание церкви уникально. Древнейшая часть его представляет типичный образец московской церкви ХVIII в. Это единственный для Прикамья пример. Колокольня же в отличие от барочной архитектуры храма – образец уральского классицизма. Несмотря на это, разновременные объемы удивительно сгармонированы.
Достаточно хорошо сохранилось внутреннее убранство храма. Замечательный резной деревянный золоченый иконостас перенесен из старого деревянного собора. Существующие врезки иконостаса в коренную кладку храма служат подтверждением этому. Выполнен в традициях парадных иконостасов мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Наличие в интерьере храма и в иконостасе икон письма царского изографа Ивана Максимова также подтверждает московское происхождение иконостаса. В отличии от многих церквей нашего края, церковь Похвалы Пресвятой Богородице действовала почти все время, закрыли ее всего на несколько лет. После закрытия церкви в феврале 1941 года сорок две иконы 17-18 веков были переданы в Молотовскую (ныне Пермскую) художественную галерею, 59 икон и другую церковную утварь — в Усольский краеведческий музей. В 1946 году значительная часть их была возвращена вновь открытому в 40-е же годы храму. В настоящее время приходская жизнь храма идет довольно активно.
Материал В. А. Цыпуштанова
Церковь Похвала Богородице. 1-я четверть XVIII в. Расположена у берега Камы на краю раб. пос. Орел. Ее четкий графичный силуэт хорошо виден с проходящих судов. Первоначально церковь состояла из алтаря, центральной храмовой части, трапезной и притвора с колокольней. Позднее, около 1735 г., внутри трапезной устроили второй алтарь — Александра Невского. В конце XIX в. с юга и севера к притвору пристроили новые крыльца с папертями, выложенными плитами, а с запада — сторожку. Основные помещения церкви располагаются на одной продольной оси, и только боковые пристрои к трапезной придают плану крестообразность. Церковь построена из большемерного кирпича на известковом растворе. Фундаменты ленточные из бутового камня. Общая длина здания 45 м, ширина с пристроями 27 м.
В архитектуре этого памятника наряду с традиционными элементами древнерусского зодчества уживаются новые элементы, характерные для барокко. Центральная часть имеет редко встречающуюся композицию — восьмерик на четверик. Это, а также кокошники на фасадах восьмерика, триглифы, сухарики, круглые окна, закомары и фронтоны, выделяет памятник среди подобных сооружений того времени. Переходом от четверика к восьмерику в интерьере служат паруса. Сам восьмерик переходит в восьмигранный купольный свод, который завершается восьмигранным световым фонарем с окнами в каждой грани. Свод стянут шестью железными связями. Фонарь также покрыт восьмигранным куполом, увенчанным крестом. Боковые стены центральной части церкви в нижнем ярусе составляют одну плоскость с продольными стенами трапезной и алтаря. Апсида церкви пятигранная. Грани отмечены угловыми пилястрами. Трапезная по высоте и архитектурному решению фасада аналогична четверику, стены завершаются антаблементом, повторяющим рисунок антаблемента четверика. Пилястры членят фасады трапезной на четыре части. Трапезная крыта на два ската железной кровлей. На восточной части крыши на высоком постаменте установлен крест, отмечающий Александро-Невский алтарь.
В интерьере обращает на себя внимание встроенный алтарь Александра Невского и шестиярусный иконостас начала XVIII в. Несмотря на ремонты и переделки, декоративное убранство иконостаса представляет значительный интерес. Особенно хороши колонки центральной части: полые изнутри, они украшены орнаментальными композициями из виноградных лоз, цветов и птиц. Это замечательные образцы ажурной резьбы по дереву. Царские врата сделаны позднее самого иконостаса. Их грубоватая резьба выполнена в ином стиле и датируется второй половиной XVIII в. Иконы в основном относятся к XVIII в. Часть из них находится в экспозиции Пермской художественной галереи. Завершает иконостас резное деревянное распятие с предстоящими святыми. Фигуры раскрашены. Пол церкви выстлан чугунными четырехугольными плитами, местами на них сохранился елочный орнамент. Рельефная розетка в кругу посредине церкви составлена из элементов, расположенных на четырех плитах пола. Участок, на котором построена церковь, огражден металлической решеткой, забранной в кирпичные столбы.
Цитата из книги «Памятники истории и культуры Пермской области». Сост. Л.Шатров. — Пермское книжное издательство. – Пермь, 1976.
Церковь Похвалы Пресвятой Богородице (1735 г.) п.Орёл
В 1564 году, через шесть лет после получения Строгановыми знаменитой жалованной грамоты и строительства первого городка – Конкора-Пыскора, на берегу Камы, «против устья реки Яйвы», возникает «городок Орлов», первоначально называемый Кергеданом. Место было выбрано с расчетом: рядом находились соляные промыслы – основной источник доходов Строгановых, и деревянная крепость должна была защищать их от возможных набегов. В 1570 году гарнизон и жители Канкора пререводятся в Орел-городок. Начинается история нового центра Уральской вотчины Строгановых.
Городок имел пять наугольных башен, две из которых были «глухие», без ворот, а три – «проезжие». Стены городка ранее были острожными (высокий тын), но в начале XVII века три из них были заменены деревянными срубами, укрепленными земляной насыпью. Орел-городок был мощной и защищенной крепостью. Дома в Орле строились из толстых бревен, прочно и надолго. В окна вставлялись слюда или бычьи пузыри, потому в помещениях всегда был полумрак. Избы ставились таким образом, чтобы препятствовать их потоплению водой. В пределах Орла-городка, судя по письменным источникам, находилась «церковь строения деревянного соборнея во имя Похвалы Пресвятой Богородице с приделами, церковь Воздвижения Святого Животворящего Креста Господня, церковь Успения Пресвятой Богородицы». Наибольшего расцвета Орел-городок достигает во второй половине XVI – первой четверти XVII века. Однако уже во второй четверти XVII века начинается медленное экономическое и социальное угасание этого вотчинного центра Строгановых. Кама начала подмывать береговую линию и вскоре изменила русло, перекинувшись на северо-запад, городок оказался на острове. Во время паводка 1629 года были подмыты восточные стены городка, пострадали соляные промыслы, после чего солеварение в Орле постепенно затухает.
До нашего времени сохранилась и действует только церковь Похвалы Пресвятой Богородице. В 1735 году усердием господ Строгановых вместо деревянной церкви была построена каменная, соборная. Соборной она оставалась до перенесения собора в село Новое Усолье в 1752 году.
В 1810-1820 годах над притвором сооружена колокольня. В начале ХХ века к притвору с северной, южной и западной стороны пристроены небольшие помещения сторожки, крестильни и входного тамбура, отчего в плане церкви появились элементы креста. Церковь расположена на живописном берегу реки Кама. Здание церкви уникально. Древнейшая часть его представляет типичный образец московской церкви ХVIII в. Это единственный для Прикамья пример. Колокольня же в отличие от барочной архитектуры храма – образец уральского классицизма. Несмотря на это, разновременные объемы удивительно сгармонированы.
Достаточно хорошо сохранилось внутреннее убранство храма. Замечательный резной деревянный золоченый иконостас перенесен из старого деревянного собора. Существующие врезки иконостаса в коренную кладку храма служат подтверждением этому. Выполнен в традициях парадных иконостасов мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Наличие в интерьере храма и в иконостасе икон письма царского изографа Ивана Максимова также подтверждает московское происхождение иконостаса. В отличии от многих церквей нашего края, церковь Похвалы Пресвятой Богородице действовала почти все время, закрыли ее всего на несколько лет. После закрытия церкви в феврале 1941 года сорок две иконы 17-18 веков были переданы в Молотовскую (ныне Пермскую) художественную галерею, 59 икон и другую церковную утварь — в Усольский краеведческий музей. В 1946 году значительная часть их была возвращена вновь открытому в 40-е же годы храму. В настоящее время приходская жизнь храма идет довольно активно.
Материал предоставлен искусствоведом, зав. отделом истории и архитектуры Усольского историко-архитектурного музея «Палаты Строгановых» В. А. Цыпуштановым
http://blagosever.ru/goroda/orel/
Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы построена в 1735 году усердием господ Строгановых, как соборная, каковой и оставалась до перенесения собора в с. Новое Усолье в 1752 году. Первые сведения о перенесении Церкви Похвалы-Богородицы на новое место относятся еще к 1706 году, так как старую церковь основательно подмывало водой. Каменная, одноэтажная одноглавая, двупредельная с четырехъярусной колокольней, увенчанная куполом с фонарем и высоким шпилем. Первоначально церковь состояла из основного объема — четверик с сильно вытянутым по оси запад-восток восьмериком с куполом и световым фонарем, трапезной и притвором. В 1810-1820гг. над притвором сооружена колокольня, в объемах повторяющая композицию летнего храма. Алтарная аспида летнего храма Похвалы-Богородицы пятигранная. Полуциркульная аспида зимнего предела Александра Невского (трапезная) выходит в помещение основного объема внутри храма. Здание церкви уникально. Древнейшая часть его представляет типичный образец московской церкви XVIII в. Это единственный для Прикамья пример. Колокольня же в отличие от барочной архитектуры храма – образец уральского рационального классицизма. Углы восьмерика основного объема акцентированы трехчетвертными колоннами, восьмерика колокольни — лопатками.
В начале ХХ века к притвору с северной, южной и западной стороны пристроены небольшие помещения сторожки, кристильни и входного тамбура, отчего в плане церкви появились элементы креста. Достаточно хорошо сохранилось внутренне убранство церкви: замечательный резной деревянный золоченый иконостас (по преданию, перенесенный из старого деревянного собора Орла-городка.) Существующие врезки иконостаса в кладку храма служат подтверждением этому. Выполнен в традициях парадных иконостасов мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Наличие в интерьере храма и в иконостасе икон письма царского изографа Ивана Максимова также подтверждает московское происхождение иконостаса. Автор рукописной книги «Сатир» конца 17 века Потап Прокофьев, говорил о благоприятных условиях, в которые он был поставлен Г.Д. Строгановым при своей работе, как проповедник при церкви Похвалы Богородицы в Орле-городке: «И богати о довольстви, и украси о благолепствующими красотами, книг же и рез дарева со изобильством, звоном же и сосудами ударствим».
После закрытия церкви в феврале 1941 года 42 иконы 17-18 века были переданы в Молотовскую (ныне Пермскую) художественную галерею, 59 икон и другая церковная утварь – в Усольский краеведческий музей. В 1946 году значительная часть их была возвращена вновь открытому в 40-е же годы храму. В Пермской Государственной художественной галерее хранится немало подписных икон из этой церкви, принадлежащих кисти Строгановских мастеров Истомы и Никифора Савиных, Семена Бороздина, Семена Хромого, а также царевым жалованным мастером Оружейной палаты Иваном Максимовым. Образа: «Св. Николай Чудотворец», «Св. Параскева Пятница», «Св. Модест», «Святители московские Петр, Алексей, Иона и Филипп», «Св. Св. Прокопий и Иоанн Устюжские Чудотворцы», «Св. Александр Невский», иконы праздничного ряда, два резных деревянных «Распятия», а так же «Спас Полунощный» — художественные памятники 17-19 веков хранятся ныне в Березниковском краеведческом музее И.Ф. Коновалова. В убранстве храма, а так же в нижнем и праздничном рядах иконостаса расположены иконы , перенесенные из закрытых церквей Дедюхина и Ленвы. Храм расположен на живописном берегу реки Камы, обнесен железной кованной ажурной оградой на каменном цоколе и столбах.
http://blagosever.ru/goroda/orel/