Кутеинский Богоявленский монастырь, заштатный, близ города Орши, при овраге, где протекала река Кутеинка. Основан в 1623 году; приписан к Покровскому монастырю. При нем школа и иконописная.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Основан в 1623 г. как православный мужской монастырь на землях, подаренных шляхецким родом Стеткевичей. Располагался в Кутейно – юго-западной окраине Орши при слиянии рек Днепра и Кутеинки. Деревянный Богоявленский собор начал строиться в 1623 г., освящен в 1626 г. митрополитом Петром Могилой. Был пятикупольным, с пятиярусным иконостасом, имел два этажа и усыпальницу под спудом. Стены собора украшали росписи с изображениями 38 сюжетов Нового Завета. Другая церковь – в честь Рождества Христова – также была деревянной, двухэтажной. После реконструкции 1868 г. переосвящена в честь Святой Троицы. Монастырь был значительным духовно-просветительным центром и оплотом Православия в крае. При нем работала артель художников-иконописцев, которые имели там свою школу. В 1630 г. белорусский просветитель и книгопечатник Спиридон Соболь основал при монастыре Кутеинскую типографию, ставшую центром белорусского кириллического книгопечатания. Он издал: «Брашно духовное» (1630), «Букварь», «Молитвослов» (1631), «Часослов» (1632), «Новый Закон с псалтырью» (1632), «Лексикон Памвы Беринды» (1653) и др. Книги были искусно оформлены мастерами местной школы гравюры.
В 1654 г. по благословению патриарха Никона первый игумен Кутеинского монастыря Иоиль (Труцевич) с частью братии и типографией были переведены в Россию, в Иверский монастырь под Новгородом. После этого события значение монастыря уменьшилось, хотя жизнь там продолжалась. В 1764 г. обитель причислена к 3-му классу, а в 1842 отнесена к «заштатным» и приписана к Оршанскому Покровскому монастырю. Деревянный Богоявленский собор сгорел от удара молнии в 1885 г. и больше не восстанавливался. Под его фундаментом в 1910–1912 гг. монахами был найден древний печерный монастырь в честь Воскрешения Праведного Лазаря. Большая печера имела 11 кв. м., было также много ниш и подземных переходов. Найден деревянный крест, укрепленный камнями. Второй раз печеры исследовались в 1926 г., обнаружены два коридора, многочисленные печеры и ниши. Теперь печеры засыпаны.
Свято-Богоявленский Кутеинский монастырь возрожден в 1992 г. Сохранившаяся Свято-Троицкая церковь переосвящена в Богоявленскую. В монастырском здании устроена Свято-Троицкая крестильная церковь. http://sppsobor.by/bractva/vilna/publish/ruscalendar/9080
Свято-Троицкий Богоявленский мужской монастырь был основан в пригороде г. Орша (Кутейно) в 1623 году. Первая постройка – деревянный Богоявленский собор. Пятикупольный собор с пятиярусным иконостасом был возведен в 2 этажа. Его стены украшали росписи на 38 библейских сюжетов. Следующая церковь монастыря – Святой Троицы тоже была деревянной.Комплекс монастыря состоял из этих 2-х церквей, колокольни и хозяйственных построек. Монастырь стал духовно-просветительным центром. В нем была школа и артель художников-иконописцев. Известность получила и открытая при нем типография, где печатались духовные книги. Но позже ее перевели в Москву в Иверский монастырь, и значение Богоявленского монастыря как бы уменьшилось. В 1885 году деревянный Богоявленский собор сгорел в результате удара молнии. Под его фундаментом было обнаружено помещение 11 кв. м, много ниш и подземных переходов. Был обнаружен деревянный крест, укрепленный камнями. Сегодня эти проходы засыпаны.
В 1917 году монастырь закрыли, церковную утварь разворовали, колокольню и стены церкви разрушили, кельи монахов отдали под жилье, на территории монастыря устроили гараж. Возрождение монастыря началось в 1990 году. В 1995 году отреставрирован Свято-Троицкий храм, переосвящен в Богоявленский. В монастырском здании устроена крестильная церковь.
http://www.guidebook.by/architecture/
Монастырский собор – Богоявленский — представлял собой четырехсрубное крестно-купольное строение, три сруба были пятигранной формы. А на входе располагалась открытая галерея. Интерьер храма был богат своими росписями. В 1639 году в храме были расписаны стены 38-ю разными композициями, также был вырезан из дерева иконостас. Тут же на стенах висели портреты семьи Стеткевич, как основателей этого монастыря. А возле алтаря поместили мощи святых. Под фундаментом храма находился еще один храм, подземный – храм Воскресения праведного Лазаря. В 1778 году Богоявленский собор переконструировали. Но в 1885 году сгорел, после чего больше не воссоздавался.
Кроме основного храма в монастырь входили братская школа, больница, аптека, а в 1630 году была основана еще и типография, которая впоследствии стала одним из самых крупных центров белорусского книгопечатания 17 века. Но типография проработала всего 25 лет, в 1655 году все печатное оборудование вывезли из монастыря, как и резной иконостас. С каждым годом монастырь лишь приходил в упадок, а бесчисленные войны это только усугубили. Множество мастеров вышли из стен монастыря: художники, чеканщики, резчики по дереву, граверы – все они разъехались по городам России или были переведены в Москву. В начале 20-го века монастырь пытались возродить, но безуспешно.
Более или менее из всех монастырских строений сохранилась до наших дней Свято-Духовская церковь, правда, в перестроенном виде. Она была построена в начале 17 века и действует по сей день, являясь ценным памятником архитектуры барокко: пилястры, плоские арочные ниши, лепные оконные проемы. К сожалению, многие элементы церкви были утеряны, перестроены или разрушены: не сохранились резной иконостас и фрески мастера Григория, а также первоначальная крыша, но несмотря на это Свято-Духовская церковь все еще остается одной из самых интересных достопримечательностей города.
http://happy-penza.ru/topic/3654-svjato-bogojavlenskii-kuteinskii-monastir-goro/
Одним из первых монастырских храмов появился Богоявленский собор. Соборный храм Святого Богоявления находился в центре монастырского архитектурного комплекса и представлял собой великолепное творение деревянного белорусского зодчества. Строгий по форме крестово-купольный храм имел изящную крытую галерею, резной шестиярусный золоченый иконостас и два придела – в честь Архистратига Божия Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стены храма были расписаны изображениями на библейские темы, а также на темы из житий святых.
В июне 1635 г. Киевский митрополит Петр Могила освятил главный престол в честь Богоявления Господня, а приделы – во имя Архистратига Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы, положив мощи святых великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Артемия и преподобномученика Анастасия Персиянина. Позднее он напишет в письме к Саковичу: «Посмотри еще и на Белую Русь, там, под Оршей, в Кутеинском монастыре найдешь по крайней мере 200 братии, подражающих житию ангельскому».
Под фундаментами Богоявленского собора на значительной глубине находилась и пещерная подземная церковь в честь Воскрешения Святого Праведного Лазаря. Церковь эта имела крестообразную форму и низкие каменные своды. Ее площадь составляла около 11 кв. м. В центральной алтарной части, площадью 2,5 кв. м, на месте престола находился низкий деревянный крест, обложенный камнями. Рядом находились два помещения для хранения монастырской казны и драгоценной утвари. Во время сильной грозы 24 июня 1891 г. в пять часов вечера Богоявленский собор был сожжен ударом молнии и более не восстанавливался, удалось спасти только монастырскую ризницу.
http://monasterium.by/monastyri-belorusskoy-pravoslavnoy-tserkvi/vitebskaya_eparkhiya/svyato-bogoyavlenskiy-kuteinskiy-muzhskoy-monastyr-g-orsha/
В 1620 году Патриарх Иерусалимский Феофан, пребывавший в то время в Киеве, благословил основать в Орше православный монастырь. Землю, на которой предполагалось построить обитель, предоставил православный магнат Богдан Стеткевич-Завирский. На его же имя была выдана и королевская разрешительная грамота. Спустя несколько лет на окраине Орши, при устье речки Кутеинки, вырос монастырь. Местность была лесистой, и поэтому недостатка в строительных материалах не ощущалось. Из дерева возводили кельи, тын, служебные помещения. Даже соборный храм монастыря, освящённый в 1635 году митрополитом Петром Могилой, был рубленым. Вот уже более ста лет не существует этот уникальный памятник деревянного зодчества — в 1891 году Богоявленский собор Кутеинского монастыря сгорел от удара молнии, — но до сих пор можно встретить упоминания о нём в литературе, посвящённой архитектуре Белоруссии. От былого ансамбля Оршанского монастыря осталась Свято-Духовская церковь — прекрасный образчик белорусского барокко. Её ярусный фасад, декорированный арками, напоминает фасад Свято-Никольского храма Могилёва (конечно, в сильно уменьшенном виде).
Значение Кутеинского монастыря в ХVII веке было огромным. С самого начала его опекали православные братства — Могилёвское и Оршанское, — а руководил его обустройством иеромонах (впоследствии игумен) Иоиль (Труцевич), один из активнейших членов Могилёвского братства. Жизнь обители вообще очень тесно переплеталась с жизнью братств. Главной её миссией являлось духовное просвещение, помощь православному населению Орши и её окрестностей, постоянно терпевшему притеснения со стороны католиков и униатов. Славные страницы истории Кутеинского монастыря связаны с деятельностью в его стенах типографии. Она начала свою работу в 1630-е годы, а руководил ею на первых порах приглашённый из Киева мастер Спиридон Соболь. Первой книгой, выпущенной в Кутейно, стало «Брашно духовное». Оно вышло в 1630 году. За ним последовал «Букварь, сиречь начало учения детям, начинающим чтению извыкати» (1631), известный также как «Кутеинский Букварь». Всего в монастырской типографии было напечатано более двадцати различных книг, сослуживших добрую службу белорусскому народу. В обители трудились прекрасные гравёры, украшавшие книги оргинальными заставками и иллюстрациями на библейские темы и отдельно. Таким образом, духовным просвещением охватывалась не только грамотная часть населения, но также и не знавшие грамоты.
Увы, процветание Кутеинской обители было недолгим. Год от года давление на неё всё более усиливалось, а с началом в 1654 русско-польской войны положение монахов и членов здешнего православного братства сделалось совсем незавидным. Поляки небезосновательно подозревали их в «пророссийских» настроениях, и просветительская деятельность монастыря находилась под неусыпным — и неприязненным — наблюдением правительства. Положение Оршанской обители всё более ухудшалось, и в 1655 году значительная часть её насельников перебралась в Великороссию, в основанный Патриархом Никоном Валдайский Иверский монастырь. С собою монахи увезли и типографское оборудование: Патриарх желал наладить в новом монастыре издание духовных книг. Кутеинскую обитель ждал упадок. Хотя монашеская жизнь здесь сохранялась, но более никогда монастырю не выпало играть столь важной роли, какую играла она на протяжении минувших двадцати лет. Воины — русско-польская, длившаяся до 1667 года, и Северная (1700-1721) — нанесли монастырю серьёзный ущерб, и в конце ХVIII века его отнесли к заштатным. Отечественная война 1812 года ещё более усугубила бедственное положение обители: французские солдаты варварски ограбили её. Лишь небольшую часть ценностей монахи успели спрятать, когда узнали о приближении армии Наполеона.
В начале ХХ столетия последовало краткое возрождение Кутеинского ионастыря. Прибывший из Киева игумен Валентин ввёл здесь общежительный устав по образцу устава Ионинского монастыря и развернул активную хозяйственную деятельность. К 1917 году обитель вполне окрепла, число братии достигло шестидесяти человек, но после революции всё опять пошло прахом. Монахов из Кутейно изгнали, а вместо них в древних стенах разместилась воинская часть. «Приспосабливая» монастырь под свои нужды, военные изувечили его до неузнаваемости. среди самых скорбных потерь того времени — монастырский некрополь. От него остались лишь отдельные надгробные памятники. В 1990 году при Свято-Духовском храме была зарегистрирована православная община, а в 1992 году здесь возобновилась монашеская жизнь. Сейчас обитель вновь является украшением и гордостью Орши.
Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск № 85, ООО «Де Агостини», 2010