Почему забыли «корифея русского пейзажа» Орловского, который делил славу с Айвазовским
В наши дни имена некоторых прославленных художников-академиков и профессоров Императорской Академии художеств мало что говорят современному зрителю. А между тем в свое время они соперничали в популярности даже с передвижниками. В число таких, почти забытых ныне живописцев, и входил Владимир Орловский — «корифей русского пейзажа». В публикации представлена галерея лирических и романтических пейзажей мастера, который в свое время написал немало работ для аристократии Москвы, Петербурга, Киева, для монаршего двора Александра III. Его слава и популярность в ту эпоху приравнивалась к популярности самого Ивана Айвазовского, а его картины ставили в один ряд с полотнами Архипа Куинджи.
Вторая половина 19 века стала золотым веком для русской пейзажной живописи, который дал миру целое созвездие имен величайших мастеров-передвижников, способствовавших созданию в России школы национального пейзажа. Но одновременно существовала и академическая школа, основанная на традиции классицизма с его незыблемыми канонами и обязательными правилами построения изображения. И эту школу представляли не менее талантливые художники, имена которых история искусства сдвинула на второй план.
Ярким представителем этой школы являлся Владимир Донатович Орловский (1842—1914) – выдающийся русско-украинский живописец-пейзажист, для произведений которого были характерны пейзажи, написанные в лучших традициях академической школы живописи 19 века.
Владимир Орловский родился в 1842 году в семье богатого киевского помещика. Он еще в юности увлекся рисованием и копированием картин. Талантливые работы Владимира были замечены И. М. Сошенко, который и дал путевку в жизнь киевскому пареньку. Вначале 1861 года будущий пейзажист приехал в Петербург с твердым решением поступить в Академию Художеств, имея при себе рекомендательные письма к своему земляку Тарасу Шевченко.
И, так как набор в Академию уже был завершен, известный украинский поэт и художник решил помочь талантливому юноше, начав лично давать ему уроки живописи. Однако через несколько месяцев великий соотечественник Орловского скончался, успев за несколько дней до смерти рекомендовать своего ученика М.Ф.Львову — конференц-секретарю Императорской Академии художеств. А тот, ознакомившись с работами Владимира Орловского, посодействовал, чтобы его без экзаменов зачислили в вуз.
Обучение Орловского в Академии, где он стал учеником А. П. Боголюбова, было настолько успешным, что уже в 1863 году он получил большую серебряную медаль. Во время учебы талантливый студент написал множество этюдов и картин, посвященных Крыму, Киевской губернии, Кавказу, Карелии и Финляндии. Именно за крымские виды молодой художник получил большую золотую медаль (1867) и право поездки за казённый счёт за границу на стажировку.
В 1868 году, окончив Академию художеств со званием первоклассного художника, Орловский отправился в Европу на три года «пенсионером от Академии». Жил и работал в Париже, Швейцарии, Германии, Италии, где был очарован не только шедеврами мирового искусства, но и новаторскими идеями импрессионистов, которые только начали говорить свое веское слово в истории европейской живописи.
Но, вернувшись в Петербург, Орловский продолжил работать в собственной художественной манере и в лучших академических традициях, всецело ориентируясь на вкусы именитых заказчиков. Он много написал для аристократических салонов Петербурга, Москвы и Киева, для образцового музея Петербургской Академии художеств, для загородных домов и столичных дворцов императорской семьи. Его панорамные романтические пейзажи зачастую даже не доходили до выставок, их выкупали прямо в мастерской.
Орловскому сопутствовал постоянный успех, слава, востребованность и материальный достаток. Он был объявлен «художником первой величины, стоящим наравне с Айвазовским», а также «художником, стоящим во главе нового реального направления русской пейзажной живописи».
В 1874 году живописцу было присвоено звание академика, а в 1878 году — профессора за картину «Сенокос». Он также был избран Членом Совета Академии, принимал участие в деятельности Киевской рисовальной школы Н. И. Мурашко, в организации Киевского художественного училища; преподавал в Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга.
В 1897 году художник заболел брюшным тифом, и по совету докторов после выздоровления перебрался из северной столицы в Киев. Однако, чтобы поддерживать подорванное здоровье, Владимиру Орловскому остаток жизни пришлось провести вдали от родины. Более десятка лет он прожил в солнечной Генуе (Италия), где и умер в 1914 году. Похоронен художник, как и завещал, в Киеве.
О творчестве
Картины Владимира Донатовича, как вы наверняка уже отметили, очень разнообразны по природному ландшафту относительно географии: от Карелии и Санкт-Петербурга до Крыма и Кавказа. Также они многообразны и по содержанию атмосферной среды и природы в целом: пасмурный день, зимняя лунная ночь, закат и восход солнца, осенний разлив и морской прибой и так далее. Многие критики того времени отмечали в творчестве Орловского влияние работ знаменитого пейзажиста А. И. Куинджи. И в этом действительно есть доля правды.
Пиком невероятной популярности художника Орловского были 1880-е годы, когда он воодушевленный, вернувшись из Европы, создал почти все самые лучшие свои произведения в классической манере, приправленные новыми идеями, неординарным построением сюжетных линий, новаторскими мотивами. Он внес в пейзажную живопись свежую струю, которую впоследствии стали называть «новым реалистическим искусством».
Он в своих работах умело использовал наработки западноевропейских художников, заменяя природный ландшафт и персонажей. Так у Орловского мы можем увидеть вместо итальянских скалистых берегов и заливов, пиний и вечнозеленых кипарисов, античных римских руин и загорелых пастухов — зеленую холмистую местность, прозрачные реки и озера, чудесные березовые рощи, вековые леса, живописные украинские хутора, с их жителями и домашней живностью. Причем действующие лица на его полотнах выступают в определенных ролях, что задает некое настроение заданному пейзажному сюжету.
К слову сказать, этот довольно удачный художественный прием выгодно отличал Владимира Донатовича от других пейзажистов того времени. Именно он и пользовался невероятной популярностью у заказчиков. Помимо этого, каждое полотно, воплощая определенный тип природной среды и ее настроения — от величественного, спокойно-задумчивого до грозного и таинственного — представляет зрителю возможность эмоционально пережить и страшную стихию, и насладиться умиротворением окружающего мира. Особенно его заказчикам нравились морские пейзажи с «их тревожным, нарочито взволнованным колоритом и загадочным сюжетом».
Отличительной особенностью художественной манеры Орловского также является и эффектный панорамный вид. Безбрежные степи, холмистая местность, горные дали, раскинувшиеся на всю картинную плоскость буквально притягивают взгляд зрителя и заставляют всматриваться вдаль, в дымке которой видны стройные кипарисы и минареты мечетей, украинские хутора и северные русские деревни. А на фоне этой четко скомпонованной живописной декорации, разворачиваются забавные жанровые сценки первого плана: женщины в красочных нарядах, жнецы на полях, переходящая речку лошадь с жеребенком, пасущиеся на пастбище волы. Именно таким образом, мастер вносил жизнь в традиционный академический жанр фигурального пейзажа.
Любопытный факт: художник зачастую буквально двумя-тремя, почти миниатюрными мазками вписывал в свои полотна фигурки женщин, загребающих на лугу сено; рыбаков, сидящих в лодках; жнецов, косящих траву; крестьянок, кормящих живность и при этом на переднем плане, где зритель взглядом вплотную подходит к реальной природе, он скрупулезно вырисовывал каждую травинку, каждый листок и цветочек.
Но, как бы реалистично не выглядели картины Орловского, каноны академизированного реализма не позволили мастеру передавать воздушную глубину картинного пространства путем замены цветовой палитры, которая применялась для этого другими мастерами, в частности импрессионистами. Художник в своей работе всего-навсего использовал простой прием разбеливания тонов, что ни в коей мере не добавляло воздуха его картинам.
Однако он весьма мастерски использовал теплый и яркий свет, объединяющий в его картинах мир в единое гармоничное целое, в котором есть место и природе, и предметным реалиям быта, и, конечно же, человеку, который живёт и трудится на земле…
P.S.
В заключение хотелось бы отметить, что работы Владимира Орловского неоднократно выставлялись на аукционных торгах Sotheby’s по цене от 5 тысяч долларов США и почти до 300 тысяч долларов США. Так, рекордная цена для этого художника на аукционе Sotheby’s London в 2016 году составила 286 971 долларов США за картину «Река Гнилица» (1885) — см. фото №10