Казанский кафедральный собор в Оренбурге строили в честь Ивана Ивановича Неплюева — первого губернатора Оренбургской губернии. В 1744 году по его представлении был принят и утвержден императрицей Елизаветой Петровной проект об образовании Оренбургской губернии. Выбрали площадь в центре города — тогда Оренбург был небольшим. Территория называлась Сакмарская площадь, именно здесь в 1886 году было принято решение заложить собор в честь иконы Божией Матери Казанская.
Для сбора пожертвований был избран специальный Комитет. На Караван-Сарайской площади была поставлена специальная временная церковь для сбора средств на строительство столь величественного храма. Сбор пожертвований на строительство шел по всей России. Но проекта храма Комитет не имел, а предложенные Императорской академией художеств проекты были слишком дороги.
В 1885 году в Оренбурге находился академик архитектуры Александр Александрович Ященко. Комитет по строительству обратился к академику с просьбой оказать помощь. На разработку эскизного проекта собора, его утверждение, разработку рабочего проекта академику потребовалось всего менее года. 23 января 1886 года проект был Высочайше утвержден и вскоре начались земляные работы. В 1888 году выкладывается цоколь. Кирпичная кладка по ярусам шла четыре с половиной года. В 1893 году собор покрывается железом, начинаются штукатурные работы, которые заканчиваются в 1894 году.
В 1891 году по возвращении из путешествия по Китаю и Японии строящийся храм посетил цесаревич Николай Александрович.
Для отливки соборных колоколов в Оренбург был вызван мастер «колокольного отлива» с известного московского колокольного завода господина Финляндского, которому заказывали отливать колокола и для храма Христа Спасителя в Москве. Колокол весом 302 пуда был отлит 20 августа 1894 года. На нем была надпись: «Господь сил той есть Царь славы! Сей колокол лит во славу Божию и Пресв. Богородицы иждивением Марии Львовны Ивановой в память помолвки Государя Наследника Николая Александровича». На звонницу колокола подняты 4 декабря 1894 года и закреплены. Подъем «сделан» без машин, усилиями рук верующих людей, которых набралось к собору тысячи, несмотря на мороз.
Внутри собор художественно расписан живописью и орнаментами наподобие собора св. Марка в Венеции. При обилии дневного света, льющегося со всех сторон из больших окон, а также при освещении собора вечером электричеством внутренность его имеет необычайно красивый и величественный вид. Кроме главного алтаря, в соборе устроено два придела: во имя Святителя Николая Мирликийского чудотворца и преподобного Сергия Радонежского.
Таких замечательных и величественных, как Казанский кафедральный собор в Оренбурге, в России было всего четыре. Но и это не уберегло собор от закрытия и полного уничтожения. Первый взрыв прозвучал в четыре часа утра 19 мая 1932 года. На века построенный, на народные деньги он два года не поддавался дьявольской силе. Окончательный снос собора был завершен в 1936 году, на его месте разбит парк и построен Дом Советов, ныне часть комплекса зданий Правительства Оренбургской области. В 2000 году на месте Казанского собора установлен памятный крест.
По материалам книги: Десятков Г. М. Казанский кафедральный собор.
19 мая 1932 года ночную тишину Оренбурга нарушил натужный рёв двигателя военного грузовика, направлявшегося к центру города. А ровно в четыре часа утра спящий город содрогнулся от мощного взрыва. Так в Оренбурге началось уничтожение Казанского кафедрального собора, которое продолжалось четыре года.
От Новочеркасска до Оренбурга
Впервые идею о строительстве в Оренбурге подобающего ему собора высказал 11 ноября 1873 года Преосвященный Митрофан (Вицинский), епископ Оренбургский и Уральский, которого горячо поддержал оренбургский генерал-губернатор Николай Крыжановский. Именно Николай Андреевич первым ходатайствовал об открытии подписки пожертвований на собор по всей империи. При нём же (1875 год) на месте будущего собора была построена соборная часовня (благодаря попечению П.М. Деева и С.И. Щербакова), где, кроме сбора пожертвований, занимались и составлением проектов по сооружению собора (при поддержке крупного землевладельца Оренбургского уезда Георгия Фёдоровича Исеева был объявлен конкурс при Императорской академии художеств).
Первоначально победил проект профессора архитектуры Шретера. Однако он оказался слишком дорогостоящим – 700 тысяч рублей. Была серьёзная опасность, что собор так и останется на бумаге. В 1885 году на это обстоятельство обратил внимание оренбургский генерал-губернатор и наказной атаман Оренбургского казачьего войска Николай Маслаковец, поскольку на тот момент по всей империи было собрано всего 113 тысяч рублей (была, впрочем, у губернатора и чисто практическая задумка – при строительстве обеспечить местных жителей заработками после неурожаев). Часто бывая по долгу службы в Санкт-Петербурге, Николай Алексеевич встречался с атаманом Всевеликого войска Донского Николаем Ивановичем Святополк-Мирским, от которого узнал, что у него в Новочеркасске те же проблемы. Так, проект для главного войскового храма был заказан профессору архитектуры К.А. Тону (автор храма Христа Спасителя в Москве). Однако основоположник русско-византийского стиля составил смету на сумму более 1 миллиона рублей (в ценах 1846 года). Таких денег в войске Донском не оказалось. Поэтому казаки решили заказать более дешёвый храм, а проект столичного размаха, рассчитанный на 7 тысяч человек, передали в Ростов-на-Дону, где планировалось возведение храма в честь Александра Невского. Однако ростовские купцы также не смогли «потянуть» столь великие расходы.
Тем временем донские казаки решили строить Вознесенский войсковой собор (на средства общевойскового кошта) по проекту столичного архитектора Ивана Вальпреда. Строительство было начато в мае 1852 года. Однако в ночь с 10 на 11 июля 1863 года рухнул главный купол храма. Стоит сказать, что строительство предыдущего храма по проекту придворного архитектора Алозия Руско (проект был сделан по просьбе самого атамана Платова) также закончилось неудачей. Обрушение той постройки произошло 29 августа 1846 года по причине слабого фундамента.
Донское начальство решило не испытывать более счастья в столицах и обратилось к своему архитектору – донскому казаку Александру Александровичу Ященко. По всей видимости, это был незаурядный человек. Он получил образование в строительном училище Главного управления путей сообщения и публичных зданий (1856-1860), а в возрасте 22 лет стал вольнослушателем Санкт-Петербургской академии художеств, которую окончил в 1871 году в звании классного художника первой степени «за проект православной церкви». Ранее, в 1866 году, он получил серебряную медаль за проект «дома для женской гимназии на 600 девиц приходящих». С 1874 года состоял при строительной части Областного Правления войска Донского. В 1879 году Ященко удостоился звания академика архитектуры от Императорской академии художеств (за проект станции железной дороги); в том же году по настоянию архиепископа Донского и Новочеркасского Александра (Добрынина) занял должность епархиального архитектора. Зодчий пользовался и поддержкой архиепископа Донского и Новочеркасского Митрофана (Вицинского), который после служения на Оренбургской кафедре был переведён в Новочеркасск – столицу войска Донского.
Именно архитектор Ященко составил воплощённые в камне проекты Вознесенского собора в Новочеркасске и храма в честь святого праведного Александра Невского (на 1500 человек) в Ростове. Строительство обоих храмов началось в 1891 году. И тот и другой после их постройки считались главными украшениями городов. Тем более таким украшением считался Казанский кафедральный собор в степном Оренбурге, проект которого был высочайше утверждён 23 января 1886 года. Вот что говорил о нём в книге «Город Оренбург» историк П.И. Столпянский: «Собор устроен… наподобие храма св. Софии в Константинополе, с выдающимся посередине обширным куполом, который с трёх сторон облегают три полукупола, а между ними красиво возвышаются четыре колокольни. Высоко поднимаясь над городом, собор как бы парит над ним…».
Здесь слыщались такие голоса…
Собор в честь иконы Божией Матери «Казанская» в Оренбурге был заложен на Сакмарской площади (ныне сквер перед Домом Советов) в 1886 году в праздник Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября по старому стилю) епископом Оренбургским и Уральским Преосвященным Макарием (Троицким) после Божественной литургии. Этот день был выбран по той причине, что в Оренбург прибывал крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Табынская». Так что освящение происходило в присутствии этой местночтимой святыни. Само место под строительство было освящено епископом Оренбургским и Уральским Вениамином (Смирновым) 10 мая 1886 года.
Отметим, что донской архитектор совместно с комитетом по строительству собора под председательством вице-губернатора Ассинкрита Ломачевского выбрали местный строительный материал. При этом оренбургский кирпич, гребенской камень и камень с горы Маяк прошли технические испытания в Петербургской технической лаборатории Института путей сообщения и дали блестящие результаты, особенно бутовый камень с горы Маяк и кирпич-железняк. На это явно обращал внимание Александр Ященко, поскольку первый войсковой собор в Новочеркасске обрушился именно из-за слабого основания, сделанного из известняка, и плохого качества кирпича. Второй же вариант Вознесенского собора обрушился из-за излишней поспешности строителей (раствор не успел просохнуть). В целом стоимость храма по проекту архитектора Ященко составила 213 400 рублей вчерне, что было уже рабочим моментом.
Строительство собора в Оренбурге шло безостановочно. Место, отведённое под него, было огорожено. Для конторы и сторожа специально поставили деревянный домик на две комнаты. Его пожертвовал оренбургский купец А.Н. Захо. Сюда же провели трубы от магистральной линии городского водопровода, водой из которого город разрешил пользоваться бесплатно. На Сакмарской площади соорудили также колодец и водозаборную будку. Устройство кирпичного завода и поставку кирпича отдали с торгов купцу Рукавишникову, обязавшемуся поставлять кирпич, прессованный машинами, и устроить завод с беспрерывно действовавшей печью.
В 1887 году заложили бут и обложили кирпичом подвальный этаж. С 1889 по 1893 год производилась кирпичная кладка по ярусам. В 1893 году покрыли купола белым, а выступы нижних ярусов – чёрным листовым железом. К завершению строительства денежные средства истощились и появились опасения, что отделку храма и его освящение придется отложить до неизвестного времени. Но в этот момент на помощь пришла вдова оренбургского купца Мария Иванова, пожертвовав 30 000 рублей. Из этой суммы 7 000 рублей пошло на устройство иконостаса, 10 000 рублей – на написание икон и 13 000 – на колокола. Для отливки колоколов в Оренбург вызвали известного мастера с колокольного завода в Москве Финляндского. 6 октября 1894 года состоялось освящение меди перед закладкой её в плавильную печь, специально устроенную для этого на базарной площади недалеко от христианского кладбища. В тот же день освятили большой крест на главный купол собора. 27 ноября и 4 декабря 1894 года два колокола весом 723 пуда и 302 пуда после молебна при огромном стечении народа были подняты на соборную колокольню.
На большом колоколе стояла надпись: «Благовествуй земле радость велию. Хвалите, небеса, Божию Славу. Сей колокол отлит к соборному храму во имя Казанской иконы Божией Матери в Оренбурге в царствование государя императора Александра III, в свидетельство Макария, епископа Оренбургского, при губернаторе Ершове и вице-губернаторе Ассинкрите Ассинкритовиче Ломачевском, иждивением вдовы Марии Львовны Ивановой в память покойного супруга ее Сергея Михайловича Иванова, усердием священника Михаила Федоровича Руднянского, на многие лета всем гражданам города Оренбурга». Он имел рельефы, изображающие лики херувимов, Спасителя, Божией Матери (Казанская икона), преподобного Макария Египетского, Александра Невского, князя Владимира, преподобного Сергия Радонежского, Марии Магдалины и княгини Ольги.
18 и 19 октября 1895 года произошло торжественное освящение нового собора. Под звуки колокольного звона в торжественной обстановке состоялось перенесение святых мощей и антиминса из Введенского зимнего собора в новосозданный. Их поставили около иконы Спасителя и после малого освящения окропили водой все ризы и утварь, после чего началось освящение самого храма по чину. Собор получился внушительный: 42 метра в ширину, 47 – в длину и 54 метра в высоту, что несколько меньше Новочеркасского Вознесенского собора: ширина – 62, длина – 76,8 метра (у собора имеется дополнительный портал) и высота с крестом – 74,7 метра. Это был третий по величине храм Империи.
Внутри собора, кроме главного алтаря, имелись два придела: во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца (освящён 16 февраля 1897 года) и преподобного Сергия Радонежского (освящён 9 марта 1897 года). Росписи собора (после его освящения) по сплошному золотому полю производились художниками высшей школы. В их числе состоял профессор живописи Петербургской академии художеств Владимир Маковский. Он исполнил основные иконы главного иконостаса. В нижнем ярусе его располагались иконы Спасителя, Божией Матери с Младенцем и двух Архангелов – Михаила и Гавриила. Над ними четыре медальона: князь Владимир, преподобный Макарий Египетский, святитель Митрофан Воронежский, священномученик диакон Вениамин. Имена этих святых были выбраны не случайно. Оренбуржцы хотели отблагодарить этим тех оренбургских епископов, усилиями которых осуществилась постройка храма. Владыка Митрофан первым высказал мысль о строительстве собора, Вениамин освятил место для собора, Макарий заложил собор, Владимир освящал приделы.
В верхней части иконостаса находилась большая икона «Троица» и «Тайная вечеря». Все иконы, написанные Маковским, исчислялись суммой в 20 000 рублей. Общая стоимость же собора (с оградой) в итоге составила около 420 тысяч рублей. Некоторые работы кисти Маковского сохранились, сейчас они украшают храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Оренбурге – два изображения Воскресшего Иисуса Христа, «Явление Богоматери Сергию Радонежскому», «Моление о чаше». Перед иконой Николая Чудотворца висела позолоченная лампада – подарок императора (в то время цесаревича) Николая Александровича во время посещения им Оренбурга в 1891 году. Его Преосвященство Преосвященнейший Владимир (Соколовский), епископ Оренбургский и Уральский, через «Оренбургские епархиальные ведомости» выразил искреннюю благодарность всем гражданам Оренбурга за пожертвования на украшение живописью кафедрального собора, поступившие по подписному листу в сентябре 1898 года. Список пожертвователей состоял из 106 фамилий. Общая сумма пожертвований составила 8 262 рубля.
Собор, устроенный Ященко, удался на славу. Впечатление прихожан от собора было потрясающее: «Содержание священных изображений переполняет душу благоговейным чувством и возносит мысль туда, где нет места печали. Подобными впечатлениями поражается и слух. Слушая пение архиерейского хора, поражаешься чем-то необычайным. Здесь слышатся такие голоса, особенно у теноров и альтов, такой силы и чистоты дискантов и густоты громовых басов, что едва ли возможно допустить голоса более замечательные».
По изданию: «Дивен Бог во святых своих. Мученики, исповедники и подвижники благочестия в Оренбургской епархии». Книга IV Оренбург: ДИМУР, 2011
11 ноября 1773 г. скончался основатель города и его первый губернатор Иван Иванович Неплюев. Сто лет спустя Николай Андреевич Крыжановский, тогдашний генерал-губернатор Оренбурга, высказал мысль о желательности возведения в городе храма как памятника основателю города И.И. Неплюеву. Но на строительство такого сооружения у города и его властей, как всегда, не было денег. Крыжановский предложил объявить сбор средств не только в нашей губернии, но и по всей России, на что было получено Высочайшее одобрение. Генерал-губернатор первым внес пятьсот рублей. По дворам города стали ходить монашки, во всем черном, с кружками на бечеве, на которых было написано: «На строительство храма». Каждый жертвовал сколько мог. За двадцать лет было собрано пожертвований 57 795 рублей 78 копеек.
В Императорской Академии художеств объявляется конкурс на лучший проект строительства собора. Из участвовавших в конкурсе было отобрано два — проект художника Леонова и архитектора Шреттера. Но в том и другом проекте жюри отметило недостатки. Конкурсный комитет предложил Шреттеру доделать свой проект, за основу приняв внешний вид, предложенный художником Леоновым. 26 октября 1879 г. проект собора вновь был рассмотрен, принят и утвержден. Но сметная стоимость строительства составила 700 000 рублей. Таких денег город не имел, было собрано в десять раз меньше — всего 78 700 рублей с копейками. Средств на строительство собора катастрофически не хватало! Проект собора и его строительство отложили до лучших времен…
Спустя шесть лет, в 1885 г., оренбургский губернатор Николай Алексеевич Маслаковец за помощью предложил обратиться к находившемуся в то время в Оренбурге академику Ященко. На разработку эскизного проекта собора, его утверждение, разработку рабочего проекта академику потребовалось менее года!
23 января 1886 г. проект Высочайше был утвержден со сметной стоимостью строительства в 213 400 рублей. Вскоре начались земляные работы. После торжественной литургии 8 сентября 1886 г. архиерей Макарий с крестным ходом опустился по земляному откосу вглубь разработанного для постройки храма места, углубленного до десяти с половиной аршин (более семи метров), и совершил закладку храма…
Вот как описывал Райский в путеводителе по Оренбургу этот собор: «Собор устроен по проекту архитектора-художника Ященко в византийском стиле, наподобие храма св.Софии в Константинополе с выдающимся по средине обширным куполом, который с трех сторон облегают три полукупола, а между ними красиво возвышается четыре колокольни. Высоко поднимаясь над городом, собор как бы царит над ним…
Внутри собор художественно расписан живописью и орнаментами в стиле собора св. Марка в Венеции. При обилии дневного света, льющегося со всех сторон из больших окон, а также при освещении собора вечером электричеством, внутренность его имеет необычайно красивый и величественный вид. Кроме главного алтаря, в соборе устроено два придела: во имя Святителя Николая Мирликийского чудотворца и Сергия Радонежского…
… обращают на себя внимание иконы изящной работы художника В. Маковского в главном иконостасе и большая картина «Явление Богоматери преподобному Сергию», помещенная на одном из пилястров собора.
Пред иконой святителя Николая чудотворца висит серебропозлащенная лампада, дар благополучно ныне здравствующего Государя Императора Николая Александровича, данный Им во время посещения Оренбурга в 1891 г. по возвращению из путешествия по Китаю и Японии. В соборной ризнице, между прочим, хранится старинное Евангелие, весом около двух пудов, не употребляемое при богослужении.
На соборной звоннице висит до пятнадцати колоколов, подобранных под общий тон. Главный колокол весом в 723 пуда 32 фунта, второй в 302 пуда 33 фунта. В подвальном помещении собора находится гробница-памятник над могилой почившего в 1896 г. Оренбургского Архипастыря Николая (Адоратского) с деревянным, изящной работы крестом, устроенным на средства воспитанников Оренбургской Духовной Семинарии и воспитанниц Епархиального училища!».
Сергей Александрович Попов, научный сотрудник Оренбургского краеведческого музея, рассказал интересную легенду, связанную со строительством этого собора. Для строительства храма требовалось огромное количество красного, специальным образом обожженного кирпича. Предприимчивые оренбургские купцы быстро сообразили, что такой случай для получения сверхдивидендов подворачивается раз в жизни, и то не каждому. Соборному комитету они предложили построить кирпичный завод с круглосуточным циклом работы, который обеспечит стройку кирпичом.
Но купцы — есть купцы! О собственной выгоде, даже в таком, как строительство храма, деле не забыли! Они поставили условие, чтоб Городская Дума освободила их от уплаты налогов сроком на десять лет. Для богоугодного дела Думе было ничего не жаль. Купцам отвели место для строительства кирпичного завода. Одновременно с обеспечением строительства собора дельцы активно снабжали кирпичом и местный рынок. Необлагаемый налогами кирпич дельцам принес баснословные прибыли!
4 декабря 1894 г. завершилась установка колоколов собора. Освящение храма было произведено 19 октября 1895 г. Колокольный звон Казанского кафедрального собора, особенно на Пасху, когда звонари всех храмов соревновались между собой в мастерстве, ни с чем спутать было невозможно! Колокола буквально выговаривали плясовую со словами: «Туды, сюды — куды хошь! Туды, сюды — куды хошь!»
Но судьба этому великолепию и украшению не только города, но, наверное, и всей России уготовила короткую жизнь: 5 августа 1931 г. началась разборка храма. Первый взрыв прозвучал в четыре часа утра 19 мая 1932 года…
Вот уже много лет от многих людей мне постоянно приходилось слышать слова глубочайшего сожаления по уничтоженному, в муках рожденному, красавцу собору! Считалось, что вместе с ним погибли и великолепные росписи, выполненные художником Маковским. Но недавно широкому кругу общественности города стало известно, что восемь икон сохранилось, они вновь выставлены в главном иконостасе Покровской церкви Оренбурга.
О том, как готовилось уничтожение собора, мне пришлось услышать две «легенды». Первая из них распространяется недобросовестными историками-краеведами. Она гласит, что уничтожение храма было произведено по указанию Оренбургского обкома ВКП(б). Это не соответствует действительности, так как с 1929 г. и по декабрь 1934 г. Оренбургской области не было вообще. Наш край в те годы входил в состав Приволжского края.
Вторая легенда более убедительна и могла иметь под собой какие-то основания: начиная с апреля и по июль 1931 г. где-то в высоких кругах» обсуждался вопрос об уничтожении ряда храмов, в том числе и нашего. Но «верхам» было доказано, что Оренбургский Казанский кафедральный собор является жемчужиной мирового зодчества. В Оренбургский горисполком было послано указание воздержаться от уничтожения храма. Письмо в Оренбург пришло, но так как наступила пора отпусков, его куда-то положили и о его существовании попросту забыли. Вспомнили тогда, когда храм был уничтожен. Председателя горисполкома (называлась фамилия — Васильев) сочли врагом народа, он был репрессирован. Документального подтверждения этой легенде установить не удалось.
Воспоминания о разрушении собора
Однажды, даты не помню, мать суетливо стала одевать меня, умыла и со словами: «Скорей, сынок! Пойдем смотреть, как собор взрывают!» — повела к Казанскому кафедральному… Близко нас не подпустило оцепление, но издали было видно обезображенное взрывом здание. Но он еще стоял…
Старожилы говорят, что сразу уничтожить его не смогли, подрывали два года. Следующее, что сохранила память — руины собора, на которых была создана панорама гибели ледокола «Челюскин»: … корабль уходит под лёд, на ледовой площадке фигурки людей, перетаскивающих какие-то грузы, палатки, ящики, горы бочек… Зрелище было впечатляющим, особенно в тёмное время суток! На крыше дома, некогда стоявшего на высоком фундаменте на пересечении улиц Цвиллинга и Фадеевской (дом № 2), были установлены прожектора с сине-голубыми светофильтрами, освещавшими руины храма и создававшими полную иллюзию ледяных глыб. Вечерами сюда стекался весь город. Позднее отец рассказывал мне, что, прежде чем уничтожить собор, городскими властями по предприятиям и домам был пущен «подписной лист», в котором надо было расписаться, что ты не возражаешь против уничтожения храма.
«Казанский кафедральный собор. Легенды старого Оренбурга», http://myguidebook.ru/b/book