Оренбург. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Бёрдах (старая).

В ноябре 1743 года старшины и казаки Бердской Подгородной слободы возбудили вопрос об устройстве у них деревянной Михаило-Архангельской церкви, обратившись за разрешением к оренбургской губернской канцелярии, которая по сношении с оренбургским духовным правлением дала такое разрешение в декабре 1743 года. Первая в Бердской слободе деревянная церковь — Никольская — была построена в 1744-1745 годах, но спустя несколько лет, сгорела. В 1753 году была заложена и в 1756 году освящена новая церковь — в честь Рождества Богородицы с Михайловским приделом, которая сгорела от поджога 10 ноября 1789 года.
Только через четыре года жители собрались вновь строить у себя в селе церковь и «в 1793 году причт с прихожанами и атаманом Григорием Харитоновым ходатайствовали пред преосвященным казанским Амвросием о дозволении им построить новую церковь во имя Казанской Божией Матери» — писал в начале XX века исследователь Н.М. Чернавский. Однако по наведенной справке обнаружилось, что приходских дворов в слободе оказалось недостаточное против штатной нормы количество. По разборным ведомостям в это время приходских дворов в Бердах было показано 96, а при них отставных и служащих казаков 135 душ, тогда как для открытия прихода, по штатам 1722 года, требовалось не менее 100-150 дворов. Потому в просьбе их (прихожан) от 28 июля 1793 года велено было отказать, а самую церковь упразднить, переведя причт ее в Магнитную крепость. Затем указом 8 ноября 1793 года Бердскую слободу велено было причислить к приходу Градо-Оренбургской Вознесенской церкви, которая находилась на Гостином дворе.
Многие факты из жизни казачества хранят дела Войскового архива. В одном из них от 30 мая 1797 года имеется сообщение губернской канцелярии в Оренбургское духовное правление с донесением атамана бердских казаков Ситникова о том, что: «служащие и отставные казаки третий уже год бывший сначала при церкви Бердской слободе во имя Казанской Божией Матери с приделом Архистратига Михаила, которая немалое тому времени сгорела и священник Иван Григорьев умер, по его смерти приписаны в приход Оренбургской Воздвиженской церкви, но разрешения не получено. Между тем они нуждаются в требах, почему просим исправлять требы священника Степана Иванова, но он отказался, ибо занят по приходу и по присутствию в Духовном Правлении и приезжает в слободу лишь на короткое время. В ночное же время по приезде к городу бердские казаки не имеют свободного пропуски и целую ночь должны дожидаться, до самого отворения ворот». Ввиду сего, — говорилось в донесении, — казаки желают из приготовленного для церкви леса построить часовню и иметь при ней священника, а так как в слободе стоит слишком ста дворов, то просят построить часовню на том месте, где раньше стояла церковь.
Атаман Г.Г. Смирнов в начале XIX века сообщал в Оренбургское духовное правление, что «в Бердской слободе имелась церковь Божия во имя Казанской Божией Матери с приделом Архангела Михаила деревянного здания, которая сгорела, почему слободу для исправления мирских треб и причислили к оренбургской Вознесенской церкви к священнику Стефану Иванову, но в рассуждении упомянутого священника, имеющего немало прихода в слободе, в требоисполнениях чинятся упущения…». При знакомстве со сложившейся ситуацией местным епархиальным начальством выяснено: «…в исправлении жителей Бердской слободы мирских христианских треб упущений священника Стефана Львова не усматривается». Просто казаки хотели иметь отдельный приход, вскоре они своего добились.
Ладная, светлая часовенка, к радости бердских прихожан, была построена. Она, согласно прошению доверенных лиц Бердской слободы — казаков Ивана Пелевина и Никифора Мурашкинцева, была «обширна: длина 17 метров, ширина 8,5 и вышина 6, а с маковицею 11 аршин (1 аршин = 71,1 сантиметра). Иконы при часовне следующие: Казанской Божией Матери, Спасителя, Воскресения Христова, Фрола и Лавра, Ильи Пророка, Николая Чудотворца, Иоанна Богослова, Святой Троицы, Иоанна Предтечи — все медные под золотом, в длину все 6 и в ширину 3 четверти; 3-х четвертных еще 11 икон, пелен при иконах 30, риза голубая гарнитурная — 1, епитрахиль — зеленая тафтяная — 1, лампад медных — 2, колоколов — 3».
В 1802 году с открытием новой Оренбургско-Уфимской епархии казаки Бердской слободы через поверенного отставного урядника Андрея Белоглазова вошли к преосвященному Амвросию I с новым прошением об определении к их часовне священно- и церковнослужителей, объявляя при этом, что в их слободе по последней 5-й ревизии (в 1796 году) оказалось 200 душ мужского пола, а потому «он, Белоглазов, каменную церковь соорудить с обществом потщится». Но просьба была опять-таки отклонена «за неуказанным числом дворов». Резолюция гласила: «Если они не могут согласить из околичных селений жителей к выстройке на законном основании церкви, тогда как об оной, так и о причте церковном представили бы надлежащим порядком прощение». В августе 1806 года бердские казаки во главе с атаманом Гавриловым входили снова с прошением к преосвященному Августину, но опять число жителей для образования прихода оказалось недостаточным, даже с причислением сюда хутора отставного полковника Андрея Федоровича Васильева, находившегося в семи верстах от слободы. В самой слободе состояло тогда 116 дворов — 305 душ мужского пола и 359 душ женского пола, а на хуторе 28 душ обоего пола дворовых и 5 помещичьих крестьян. То же самое повторилось и в четвертый раз — уже в 1814 — 1815 годах. Только с 1817 года по новому прошению прихожан дело об устройстве храма в Бердской слободе получило благоприятный ход. Указом Святейшего Синода 25 июня 1818 года постройка здесь каменной церкви во имя Казанской Божией Матери разрешена. Она была заложена 2 июля 1818, а 6 ноября 1824 года освящена Благочинным Григорием Челноковым.
Построенная в 1824 году каменная церковь однопрестольная и крайне тесная. С ростом населения сознавалась необходимость ее расширения. В 1833 году к церкви Бердинской Подгородной слободы приписали переселенцев Подгородной Покровки. Несмотря на то, что в 1842 году в селе Подгородная Покровка был открыт молитвенный дом и заведена метрическая книга, дом тоже был приписан к Бердинской церкви, откуда приезжал священник для исполнения треб. Лишь с 1859 года начинается переписка сельчан с епископом по прошению о постройке в Подгородной Покровке церкви. Согласно архивным данным, в 1845 году прихожанами мужского пола Бердинского храма являлись 471 казаков, 217 государственных и 15 помещичьих крестьян, а в состав причта входили священник и два причетника.
Тем временем в 1855 году за одно лето трудами священника Александра Каликинского и прихожан Бердинский храм был расширен во все стороны с устройством двух приделов: южного — во имя Архангела Михаила, северного — во имя святителя Николая. Священные принадлежности правого придела приобретены на пожертвования чиновника Матвея Степановича Лобова и придел этот был освещен благочинным протоиереем А.К. Шильновым. Старания отца Каликинского не остались без внимания. За «службу по духовному ведомству» ему по Указу Его Императорского Величества было «преподано благословение Святейшего Синода». Священника наградили также камилафкою.
В 1859 году Богородицкая церковь Бердской станицы вошла в состав вновь учрежденной Оренбургской епархии. В апреле 1873 года был Высочайше утвержден новый «комплект приходов и причтов». В Георгиевском (главной) и Бердинской (приписной) церкви настоятелем стал священник С.В. Циркулинский. Его помощниками были избраны священники П.С. Словохотов и Д.М. Райский. В должности псаломщиков назначены дьякон А.Е. Маврицкий и дьячок И.Д. Райский. Три года спустя последний был рукоположен в сан дьякона Бердского прихода.
Немалую роль в те годы играла благотворительность. В обязанности купцов, людей обеспеченных, было помогать бедным и разорившимся. Яркий тому пример — Бердский поселок, чьи жители пострадали от пожара. Местные казаки собрали тогда поселковый сход, на котором был оглашен приговор: Состоящий в компании лесопромышленников чиновник Михаил Чистозвонов, со временем арендовал в Бердских дачах местности под склад леса, в течение 15 лет, управляя делами компании, постоянно оказывал и в настоящее оказывает посильныя благодеяния обществу Бердского поселка вообще и отдельным лицам в частности. Так, сверхарендной платы отпускает ежегодно с вверенного ему склада по две сажени дров 6-ти аршинной меры на отопление общественных зданий и особо такое же количество на отопление церкви; при расширении последней выделил в счет оброчной платы четыре тысячи рублей; в 1896 году при постройке поселкового правления с пожарным сараем, поселковых школ и кладбищенской ограды — пожертвовал безвозмездно пять сажен отборных коротышей… Кроме сего, выдавал жителям в счет работ деньги на заведение лошадей и на продовольствие их самих. В 1900 году местным казаком Иваном Егоровичем Долининым завещано было 500 рублей «на приобретение необходимых вещей для освещения престола во имя святителя Николая».
Осенью 1907 года на страницах «Оренбургских Епархиальных Ведомостей» опубликован репортаж об освящении Николаевского придела Казанско-Богородицкой церкви Бердского поселка. Его автор, скрывшись под инициалами «протоиерей М.Х.», сначала сообщал: «Сравнительно недавно в Бердском поселке существует каменная, первоначально малая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. И на главном престоле ее хранится, как поучительные памятники благочестия предков: молебное евангелие 1752 года в сребропозлащенном окладе, большое евангелие в таком же окладе 1803 года, сребропозлащенные дарохранительница и дароносица чеканки 1823 года. В среднем иконостасе и отдельных благолепных киотах последнего времени заключается несколько икон от начала прошлого столетия. Из них особенно чтимая аналойная храмовая икона в сребропозлащенной чеканке старого времени и список Табынской иконы в серебряной позлащенной ризе… Чрезвычайно быстрая и успешная постройка трехпридельного храма с росписью по всем сводам, с прибавлением двух иконостасов и ценной утвари, с устройством отдельных, довольно изящных киотов и эти значительные пожертвования на освящение приделов свидетельствуют о недавнем усердии жителей к храму Божию, их единодушии в заботе о своей церкви и экономической состоятельности. Те же экономические условия оказывают теперь неблагоприятные влияния на религиозно-нравственную жизнь прихожан»…
Торжественное богослужение в Бердском приходе было уже при новом священнике. На ближайшие два года, сменив в этой должности Александра Каликинского, уволенного со службы «по болезни и преклонности лет», им стал Максим Худоносов — землевладелец и общественный деятель, чья кандидатура в 1907 году выдвигалась оренбургским духовенством в депутаты третьей Государственной Думы.
Заметно преобразилась станичная церковь с приходом нового старосты, бердского казака Федора Масленникова. Снаружи, по периметру он обнес Божий храм деревянной оградой, внутри обновил настенную роспись. На колоннах и клиросах позолотил киоты собственноручной работы. В главном иконостасе на местных иконах высеребрил ризы. На каждую из икон: Спасителя, Табынской Божьей Матери, казанской Божьей Матери — сделал футляры. Кроме этого, ктитор приобрел также богатую ризницу, серебрянное облачение на престол и жертвенник в главном приделе. Ревностным отношением к службе отличался его приемник — бердский казак Иван Иванов, утвержденный в должности церковного старосты зимой 1910 года. Священником местного прихода был назначен Василий Красносамарский. Он, согласно Указу Святейшего Синода, получал годовое жалование в размере 300 рублей. Церковный староста, избираемый прихожанами, платы за свои духовные труды от причта не имел.
В 1925 году был создан Союз безбожников. В Бердах к тому времени они «конфисковали поповский дом». Его отдали под клуб, где молодые комсомольцы ставили спектакли, дававшие небольшие культсборы. Вскоре последовали репрессии, направленные против священнослужителей. В селе Берды церковную службу вел Николай Иванович Батюшкин, которого от расстрела избавил Бог. Пожилой священник, 1872 года рождения, решением тройки ОГПУ был осужден на пять лет высылки.
В декабре 1929 года по Оренбургу прокатилась волна требований запретить колокольный звон, т.к. он мешает отдыху трудящихся, а сами «колокола должны быть перелиты в машины и тракторы». Осенью 1931 года в «Оренбургской коммуне» автор небольшой заметки возмущался: «Поселок Берды Оренбургского района коллективизирован на 97 процентов и несмотря на это, по поселку до сих пор разносится колокольный звон. Колхоз «Ленинский луч» не имеет зернохранилища. Помещение церкви вполне можно использовать для этого. Берды не имеют хорошего культурного центра. В помещении, занимаемом церковью, можно организовать и кинотеатр…»
Храм во имя Казанской иконы Божией Матери села Берды, находящийся в настоящее время в городской черте, власти периодически пытались закрыть. К параграфу 24 «О закрытии церкви в поселке Берды и о передаче ее под зернохранилище (докладчик тов. Черкасов), протокола №165 заседания Малого Президиума Оренбургского горсовета от 6 сентября 1933 года было принято постановление: Предоставленные сельсоветом документы в отношении закрытия церкви в поселке Берды считать недостаточно оформленными и не отвечающими требованиям закона, вследствие чего закрытие церкви в поселке Берды воспретить и, зернохранилище в ней не организовывать впредь до решения Горсовета. В связи с этим поручить председателю сельсовета т. Леонову и председателю колхоза т. Ипатову в ближайшие же дни, учитывая настроение колхозников и трудящихся единоличников и провести среди них соответствующую работу. Поручить ОРГО Горсовета переучесть число верующих в поселке Берды. Но по постановлению Президиума Оренбургского облисполкома от 5 апреля 1935 года храм все же закрыли. После жалобы верующих в Москву, решением Президиума ВЦИК от 10 сентября 1937 г. за подписью М. И. Калинина, постановление президиума Оренбургского облисполкома было отменено со следующей формулировкой: Церковь оставить в пользование верующих ввиду недостаточной массовой работы вокруг закрытия церкви и отсутствия точных данных об использовании здания церкви после ее закрытия. Местные власти, исправив эту ошибку, снова закрыли храм, найдя ему применение: …зимой он превращается в хлебный амбар, а летом служит курятником колхозной птицефермы».
В годы войны в нем находился завод военного значения № 404. После Великой Отечественной войны в бывшем храме содержались пленные немцы. По воспоминаниям старожилов, в это время церковь по периметру была окружена колючей проволокой, по углам были установлены четыре наблюдательные вышки с прожекторами… Впоследствии здание храма отдали под мастерские ФЗО.
Затем в 1965 году «лишнее помещение», в стенах которого резвились тогдашние сорванцы, решено было взорвать. И, заглушив причитания старушек, здесь прогремели три или четыре взрыва, т.к. с первой попытки храм ликвидировать не удалось. На месте взорванной церкви сейчас стоят школа и памятник Пушкину.
http://berdskasloboda.ru/istoriya-xrama-v-poselke-berdy/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?