«КИТАЙСКИЙ ДВОРЕЦ» — «ДРАГОЦЕННАЯ БЕЗДЕЛУШКА» ЕКАТЕРИНЫ II

«ОРАНИЕНБАУМ»
«КИТАЙСКИЙ ДВОРЕЦ» — «ДРАГОЦЕННАЯ БЕЗДЕЛУШКА» ЕКАТЕРИНЫ II»
Китайский дворец является частью грандиозного дворцово-паркового комплекса «Собственной дачи» Императрицы Екатерины II. Определение «собственный» в придворной терминологии означало, что то или иное здание, павильон или сад, предназначались для императорских особ, и сюда приглашались лишь избранные лица. Так обстояло дело и с Китайским дворцом и его окружением – личной резиденцией Императрицы.
Екатерина II, будучи еще Великой Княгиней, облюбовала для себя в Ораниенбауме «заветный» уголок.
В своих «Записках» она вспоминает 1757 год:
«Мне пришла фантазия развести себе сад… но я знала, что великий князь не даст мне для этого ни клочка земли, и поэтому попросила князей Голицыных продать или уступить мне 100 десятин с давних пор заброшенной… земли, которою они владели возле самого Ораниенбаума… Они охотно уступили мне ее. Я принялась чертить планы и разбивать сад, и так как в первый раз занималась планами и постройками, то все выходило у меня огромно и неловко».
К воплощению своего замысла Екатерина Алексеевна смогла приступить лишь пять лет спустя, с воцарением на российском троне. В 1762 году начинается строительство Собственной дачи, и, прежде всего, — «каменного домика и горы». Все работы проводились «под смотрением» Антонио Ринальди и по его чертежам. Екатерина II порой приезжала в Ораниенбаум, наблюдая за возведением Голландского домика как его тогда называли. Лишь в 1774 году в камер-фурьерском журнале появилось название «Китайский дворец», возникшее потому, что ряд интерьеров дворца был декорирован в духе эстетики Китая или с использованием подлинных произведений китайского искусства. Но встречаются и другие названия: «Домик, что в Верхнем саду», «Домик маленький, собственный Ее Императорского Величества». И действительно, ему менее всего подходит громкое определение «дворец» — он скорее напоминает парковый павильон, стоящий на невысоком стилобате, образующем террасу, расположенную в юго-западной части Верхнего парка.
В отличие от своих предшественников, создателей барочных композиций, отмеченных значительностью размеров и подчеркнутой парадностью, Ринальди решает личные комнаты владельцев Китайского дворца в ином масштабном и декоративном ключе. Личные комнаты невелики. Более того, они миниатюрны. Парадность уступила место изысканности и изяществу, хотя по-прежнему убранство помещений, имеющих утилитарное назначение, поражает обилием и разнообразием использованных декоративных материалов и приемов. Исходя из того, что владельцами Китайского дворца являлись Екатерина II и наследник престола будущий император Павел I, Ринальди создает здесь две малые анфилады личных комнат. Каждая из них получила соответствующее название: «половина» Екатерины II (западная) и «половина» Павла (восточная).
Перед дворцом расстилается поляна с цветниками, а боковыми кулисами и фоном для него служат вековые дубы. В XVIII столетии парк был решен в регулярном французском стиле и в его композицию был «вписан» бассейн правильной геометрической формы.
Новоселье в Китайском дворце Императрица отпраздновала 27 июля 1768 года, но работы по внутренней отделке продолжались значительно дольше. Тот воскресный день был отмечен Божественной Литургией в храме Святого Пантелеймона, а затем состоялась парадная трапеза в честь завершения строительства дворца: преосвященные архиереи, архимандриты вместе с вельможами обедали и «пили за Высочайшее Ея Императорского Величества здоровье».
В 1770-е годы императрица часто посещает Ораниенбаум и принимает здесь высоких гостей: с визитами прибывают не только «чужестранные» министры, но и царственные особы — король Швеции Густав III, австрийский император Иосиф II.
17 июля 1780 года Екатерина II впервые показывала дворец своим внукам, Великим Князьям Александру и Константину.
С 1796 года Ораниенбаум принадлежал Великому Князю Александру Павловичу (будущему Императору Александру I), а в 1831 году резиденция перешла в единоличное владение его брата Великого Князя Михаила Павловича. Позднее хозяйкой поместья стала супруга Великого Князя Михаила Павловича Великая Княгиня Елена Павловна, а затем их дочь герцогиня Екатерина Михайловна, вышедшая замуж за герцога Георга Мекленбург-Стрелицкого; их дети — Георгий, Михаил и Елена — владели Ораниенбаумом вплоть до 1917 года.
В середине XIX века Китайский дворец приобретает новые очертания. Великая княгиня Елена Павловна производит здесь большие преобразования. По проекту архитекторов Л.Л. Бонштедта и А.И. Штакеншнейдера надстроен второй этаж, появилась застекленная галерея, подведенная под появившийся тогда же балкон и соединившая с южной стороны два ризалита, с востока и запада к торцевым частям здания пристроены небольшие помещения-антикамеры. Изменился и характер парковых насаждений: планировка стала свободной, и Верхний парк приобрел романтический облик. Водоем превратился в пруд, и его берега приняли более мягкие очертания.
Если внешне дворец претерпел изменения, то внутренняя отделка сохранилась, в большей своей части, от XVIII века. Китайский дворец воплотил в себе модные влияния и эстетические пристрастия XVIII века, все убранство дворца выполнено европейскими и русскими художниками-мастерами с удивительной фантазией.
Скромный внешне дворец поражает своим внутренним убранством. Позолота и зеркала, орнаменты из раковин, цветочные гирлянды, завитки, причудливо изогнутые рамы, лепные узоры, прихотливо бегущие по стенам, падугам и потолкам, изысканные росписи, подернутые жемчужной дымкой, — все это создает атмосферу изнеженности и уюта. Таков стиль рококо, просуществовавший недолгое время в XVIII столетии, но оставивший в России яркий след — изысканный и камерный Китайский дворец в Ораниенбауме. Особую утонченность интерьерам рококо придают стилизованные восточные мотивы декоративного убранства и множество подлинных произведений искусства Китая и Японии.
«Китайский дворец — единственный в своем роде перл, художественное произведение до того цельное, до того гармоничное, так изумительно исполнено — такая грациозная, изящная безделушка, что, глядя на него, нельзя не залюбоваться…», — писал известный историк искусства А. Бенуа.
«Подлинное чудо, полное чудес восемнадцатого века», – искусствовед И. Э. Грабарь.
Интерьеры Китайского дворца хранят первозданное убранство XVIII века: редкостную коллекцию живописи итальянских художников, прекрасные образцы восточного и западноевропейского фарфора, мебель русских и европейских мастеров. Одной из главных достопримечательностей дворца являются уникальные паркеты, выполненные по рисункам Ринальди; они не имеют себе равных в русском декоративно-прикладном искусстве. Первоначально полы во дворце были исполнены из искусственного мрамора. В 1770-х годах их заменили наборными паркетами из разнообразных пород дерева (их насчитывается до 36) — дуба, клена, березы, палисандра, самшита, красного и черного дерева, персидского ореха, сахардана (коричневого дерева), амаранта и других. Паркеты, не повторяющиеся ни в одном помещении, поражают своим сложным рисунком и изысканной цветовой гаммой.
Особую неповторимость и цельность интерьерам ораниенбаумских построек Ринальди придает живопись. Большинство плафонов, картин и росписей создано крупными итальянскими мастерами. Двое из них, С. Бароцци и С. Торелли, работали непосредственно в Ораниенбауме. Тринадцать плафонов были выполнены по специальному заказу в Италии членами венецианской Академии художеств Д.-Б. Тьеполо, Д.-Б. Питтони, Д. Маджотто, Г. Дицциани, Ф. Цуньо, Д. Гвараной.
Стеклярусный кабинет, Штофная Опочивальня, Зал Муз, Голубая и Розовая гостиные… Уже сами эти названия говорят об исключительности дворцовых помещений, их непреходящей художественно-исторической ценности. Путешествие по залам дворца оправдывает самые взыскательные ожидания: в оформлении интерьеров Ринальди использовал богатейший арсенал декоративных форм, присущих стилю рококо, достигая гармоничной взаимосвязи убранства дворца и его архитектуры.
Как музей Китайский дворец открылся в 1922 году, единственный из построек Ораниенбаума, превращённый в музей до войны. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов советские войска отстояли «Ораниенбаумский пятачок», что не позволило немецкой армии оккупировать Ораниенбаум. Китайский дворец был законсервирован, музейные ценности были эвакуированы (часть — в Новосибирск и Сарапул, часть — в уже оказавшийся в блокадном кольце Ленинград по так называемой «малой дороге жизни» (Ораниенбаум — Бронка — Кронштадт — Лисий Нос), где экспонаты хранились в Исаакиевском соборе. В частности, в подвалах Исаакиеского собора хранились стеклярусные панно. Позже, из-за их плохого состояния они были перемещены на хранение в Эрмитаж.
Сам Китайский дворец в годы войны не получил каких-либо серьёзных повреждений от обстрелов, за исключением снаряда, попавшего во второй этаж дворца. Выставочные помещения и интерьеры от этого снаряда не пострадали.
Однако, по воспоминаниям очевидцев, состояние дворца при этом было довольно плачевным:
«Стёкла окон были выбиты… Через щели ставен и разбитые стекла в залы дворца навьюжило остатки снега. Теперь он таял на полу, и паркет, насытившись влагой, поднимался во многих местах буграми… Великолепные издания по искусству в виде книг, таблиц, гравюр валялись на полу среди множества фарфоровых ваз, мебели, мраморных изваяний. Всё навалом было собрано в Большом зале — имущество музейщики готовили к эвакуации, но вывезти не успели»
В 1946 году дворец после незначительных реставрационных работ вновь открывается как музей. Это имело огромное значение для послевоенных пригородов Ленинграда — в то время, как другие дворцы лежали в руинах, Китайский дворец принимал посетителей и вселял веру в восстановление других пригородов.
Но если говорить о реставрационных работах, то с самого первого времени своего существования дворец постоянно страдал от сырости и ремонтировался как внутри, так и снаружи практически каждое десятилетие. Антонио Ринальди, вероятно, не сумел точно оценить суровый северный климат и высокую влажность, либо не рассчитывал на долгое бытование дворца и строил его больше как парковый павильон, нежели жилое помещение. Уже с 1770-х годов проводятся многочисленные реставрационные работы: полы из искусственного мрамора заменили на паркетные, ныне существующие, меняется отделка стен, реставрируется живопись.
В 1983 году был создан Государственный музей-заповедник, в состав которого вошли три ансамбля — Большой (Меньшиковский) дворец с Нижним садом, Петерштадт и Собственная дача. В 1990 году ввиду своей уникальности эти художественные объекты были внесены ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия человечества.
Китайский дворец, блестящий образец стиля рококо в России, по праву считается жемчужиной дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум. Абсолютная подлинность делает этот многоликий пригород уникальным, выделяя его из всех императорских резиденций, которые блистательным ожерельем обрамляют Северную столицу.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?