Опричники – спасители отечества?

Опричники – спасители отечества?

Одним из самых страшных периодов в истории России считаются годы опричнины. Дескать, не люди они, а монстры, «восставшие из ада». Что же на самом деле представляла собой опричнина, и кем были опричники, о которых рассказывают леденящие душу истории?

Официально опричнина была введена в России 5 января 1565 года. Но ее появлению предшествовали по-настоящему драматические события.

В условиях военного положения

Русское государство уже семь лет вело тяжелую и кровопролитную Ливонскую войну. Иван Грозный пытался решить извечную проблему российской экономики – «прорубить окно в Европу».
Сперва боевые действия шли успешно. Русские рати разгромили войско ливонцев и заняли несколько городов и крепостей в Прибалтике. А в 1563 году был взят Полоцк. Но уже на следующий год русское войско потерпело сокрушительное поражение под Уллой ( расположена на территории Витебской обл.). Вскоре после этого к литовцам перебежал один из ближних бояр Ивана Грозного князь Андрей Курбский. Он был наместником царя в Ливонии и фактически главнокомандующим русского войска.
Для того чтобы переломить ситуацию, сложившуюся в России и на ее рубежах в середине 60-х годов XVI века, Иван Грозный решил ввести в стране своего рода военное положение. Оно-то и получила название «опричнина».

«Перебор людишек»

Обвинив боярина Ивана Федорова в желании захватить власть, Грозный заставил надеть того царские одежды и сесть на трон, после чего зарезал. Так царь отомстил руководителю земской думы за то, что тот просил об отмене опричнины
Во внутренней и внешней политике царя по рукам и ногам вязали крупные феодалы, так называемые княжата – потомки удельных князей. Их делили на восемь «гнезд» – по родственному и территориальному признаку. Это были князья тверские, рязанские, суздальско-нижегородские, ярославские, углицкие, белозерские, стародубские, галицкие. Одних только ярославских князей было более восьмидесяти!
Все они были Рюриковичами, все собирали налоги на своих землях (в свой карман, не платя при этом ни копейки в государственную казну), имели право на свой суд, не подвластный царю. Дело доходило до того, что царские чиновники не имели право въезда в их вотчины.
Кроме того, княжата держали собственное войско, так называемых боевых холопов – профессиональных воинов, которые с оружием в руках сопровождали и охраняли своего хозяина. Таких боевых холопов у удельного князя могло быть несколько сотен.
С произволом бояр-княжат и решил покончить Иван Грозный. Сделал он это следующим образом. 3 декабря 1564 года царь с семьей выехал из столицы на богомолье. С собой он взял казну, библиотеку, иконы и символы царской власти.
Остановился он в Александровской слободе, откуда 3 января 1565 года объявил о своем отречении от престола по причине гнева на бояр, церковных, воеводских и приказных людей.
После прочтения царского послания в Москве тысячи ее жителей отправились в Александровскую слободу с просьбой к Ивану Грозному простить их и вернуться в Москву. В начале февраля 1565 года царь вернулся и объявил, что вновь принимает на себя правление – с тем, чтобы ему «вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества без докуки и печалований» со сто роны духовенства и учредить в государстве опричнину. Все остальное государство должно было составлять земщину.
В опричнину Иван Грозный отделил часть бояр, служилых и приказных людей. На ее содержание были назначены особые города (в том числе Вологда, Вязьма, Суздаль, Козельск, Медынь, Великий Устюг) с волостями.
Суть опричнины заключалась в том, чтобы сокрушить княжат, выдернув их, как дерево из почвы, где оно укоренилось, посадив в новую почву, где оно будет расти, но не в полную силу.
Таким образом, Иван Грозный одним выстрелом убивал двух зайцев: подрывал основу могущества «самостийных» бояр-княжат и получал земли, которые можно было раздать служилому дворянству, несшему основную тяжесть Ливонской войны.

«Люди в черном»

В опричнину были набраны также тысяча избранных дворян и детей боярских.
Условием принятия человека в опричное войско и опричный двор было отсутствие родственных и служебных связей со знатными боярами. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины.
Главное, что требовал Иван Грозный от опричников, – это соблюдать верность царю и государству.
Для чего же были нужны опричники? Это был своего рода «спецназ» Ивана Грозного. Вспомним о том, что у каждого удельного князя был отряд боевых холопов, и он был фактически «полевым командиром» того времени. Так просто взять его и выселить в определенное царем новое место жительства было делом непростым и опасным и напоминало больше нынешние «войсковые операции» на Северном Кавказе.
Вот, как, к примеру, проходило задержание опричниками бежецкого боярина Ивана Челяднина-Федорова.
При проведенной «спецоперации» были убиты 293 боевых холопа и 50 родственников боярина. Все они оказали вооруженное сопротивления царским слугам. Крестьяне же боярина при этом не пострадали.
Часто опричников изображают людьми подлыми, трусливыми и глупыми. Но это не соответствует действительности. Из числа опричников вышли талантливые военачальники, такие как князь Дмитрий Хворостинин, разбивший в 1572 году при Молодях стотысячное турецко-татарское войско. При этом опричники взяли в плен командующего крымскими татарами Дивея-Мурзу.
Опричникам приходилось выезжать в действующую армию для вразумления валявших дурака земских военачальников. Так, в 1577 году воеводы, посланные брать ливонский город Кесь, встали в чистом поле и принялись «местничать» (спорить),
забрасывая царя челобитными. Царь дважды писал князю Тюфякину, что тот «дурует». Князь не унимался.
В конце концов приехал опричник Даниил Салтыков с царским указом в кармане, отстранил воевод и сам повел войска к цели.
Опричниками стали и богатейшие русские купцы – торговые люди Строгановы.
Да и английские коллеги из Московской компании тоже записались в опричнину!
Выполнив свою задачу, опричнина была упразднена в 1572 году.

Именно опричнина окончательно уничтожила пережитки феодальной раздробленности.
Опричнина спасла Россию от судьбы той же Польши. Через полвека в стране наступило Смутное время, и, существуй тогда еще бы и феодальная раздробленность, оно бы погубило страну.

Царских слуг спутали с монахами-католиками

В описании современных историков типичный опричник выглядел следующим образом: тип в черном одеянии с метлой и песьей головой, притороченными к седлу.
Да, действительно опричники носили черные кафтаны. Дело в том, что опричное войско было чем-то вроде военно-духовного ордена. И одевались они соответственно. Насчет отрубленных песьих голов – бред, попробовал бы писавший вытерпеть пребывание с мертвечиной, да еще в жаркий летний день.
Впервые упоминания об этом появились в воспоминаниях иностранцев, побывавших при дворе Ивана Грозного.
Видимо, заморские гости провели аналогию с католическими монахами-доминиканцами, называвшими себя псами Господними. У них были популярны изображения песьих голов: на перстнях и воротах монастырей.
Доминиканцы тоже выполняли спецзадачи, расследуя преступления против веры.
Насчет метлы – была, только не та, которой пол подметают. В знак своей принадлежности к опричнине «спецназ» Грозного носил на поясе шерстяную кисть – это и был символ метлы, выметающей измену.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?