Кирпичный собор в стиле классицизма, построенный в 1791-1795 гг. при помощи купца С.М. Викулина. Двусветный объём, включавший четверик, алтарь и трапезную, был увенчан ротондой, по сторонам к которой были приставлены четыре малых купола, с запада к собору была пристроена массивная трёхъярусная колокольня. Западные пристройки сооружены в 1877 г. Имелись Благовещенский и Пятницкий приделы. Взорван в 1937 г., на месте собора проезжая часть.
http://svyatayarus.su/church/detail/51036/
Согласно летописи, в год основания города Опочка «поставлена бысть церковь новая Святого Спаса». Спасская церковь была деревянной, после пожара 1441 года восстановлена. Сохранилось описание этой церкви: «… деревянная, крыта тёсом; в ней престол един, да при нем придел Благовещения Богоматери, престол же един; рублею кругом двадцать шесть углов, брусовая, на ней пять глав, обиты чешуёю, на придельной шестая, на них кресты деревянные, обиты жестью». Колокольня также была деревянная, «в два [а]партамента, крыта тёсом, под шатёр. В ней три колокола, да четыре маленьких. В той же колокольне часы железные. Гири каменные. В нощи и во дни всегдашнее хождение имеют». Церковь была в плане крестообразной, обширная и высокая, стояла на дубовом фундаменте. Большой пожар 17 сентября 1774 года уничтожил почти все деревянные постройки в городе, в том числе и Спасскую церковь. Икона Преображения Господня с двунадесятыми праздниками, находившаяся в ней, сохранилась, и позднее была установлена в новом Спасо-Преображенском соборе.
С 23 октября 1772 по 24 августа 1776 года Опочка была центром Псковской губернии. Генерал-губернатор Псковской и Могилёвской губерний граф Захар Григорьевич Чернышев приложил много усилий для того, чтобы город был достоин звания губернского центра. Он представил на усмотрение императрицы Екатерины II доклад: «не угодно ли будет Ея Величеству, чтобы на построение соборной каменной церкви употребить до 10 тысяч рублей из той суммы, которая во Псковской губернии за учреждением почт и от содержания оных в прошлом, 1773 году, остались, и в наличности тамо хранятся и никуда не назначена». 12 декабря 1774 года императрица дала соизволение направить эти деньги на строительство собора. Благодарные опочане заказали для собора икону Божией Матери, на которой была изображена в рост Екатерина II, очи её молитвенно устремлены к лику Богоматери и Предвечному Младенцу. На иконе, высотою 2 аршина 7 вершков и шириною 1 аршин 2 вершка, под изображением была надпись: «Екатерине Великой и Премудрой слава, создательнице сего святого храма», ниже еще одна надпись: «Начата лета 1791 года мая 20, освящена лета 1795 года ноября 26». Икона находилась в храме до его закрытия.
Строителем нового храма назначен казённый архитектор Иван Парфенов, наблюдал за стройкой городничий Карл Бриммер. Строящийся собор могла видеть императрица Екатерина II, когда в 1780 году, путешествуя на юг, она останавливалась на ночлег в Опочке. Вначале строительство шло медленно. «Причиною этого было свободное обращение с пожалованными деньгами, которые скоро все вышли». Местный купец Степан Михайлович Викулин своими щедрыми пожертвованиями помог выстроить прекрасный собор. Дата «1791 год» на иконе относится к тому времени, когда строительство взял на себя Викулин. Фундамент собора был сделан из «дикого» камня, стены строили из кирпича. Собор был построен на новом месте и стал называться Спасо-Преображенским, как потому, что построен в честь Преображения Господня, так и потому, что в соборе находилась чудотворная икона Всемилостивого Спасителя. Собор был пятиглавым. Освящение храма было совершено архимандритом Афанасием, настоятелем Святогорского монастыря, по благословению архиепископа Псковского и Рижского Иннокентия. Строитель собора Степан Михайлович Викулин скончался 10 ноября 1800 года, отпевание его было совершено в Преображенском соборе, похороны состоялись на кладбище при церкви Святых Апостолов Петра и Павла. Первоначально собор был выстроен без часовни с правой стороны и свечной лавки с левой стороны близ колокольни. Они были построены в 1877 году старостой собора Дмитрием Петровичем Хвощинским. Престолов было три. Главный престол был освящен в честь Преображения Господня, справа – Благовещения Пресвятой Богородицы, слева – Святой Великомученицы Параскевы.
В соборе находилась спасённая из огня древняя чудотворная икона Всемилостивого Спасителя с предстоящими с правой стороны Пресвятой Богородицей, с левой стороны Святителя Николая. В 1426 году икона была прострелена литовцами. Для иконы была сделана чеканная серебряная позолоченная риза с такими же венцами над головами Спасителя, Божией Матери и Святителя Николая и резной позолоченный киот. В венце Спасителя над тем местом, которое было прострелено литовцами, была сделана серебряная позолоченная звезда с хрустальной вставкой. На лицевой стороне была надпись, повествующая о том, что риза устроена в 1804 году вдовой опочецкого купца Ольгой Викулиной, а звезда – помещицей Прасковьей Хариной. Надпись на обратной стороне киота гласила: «В лето 1426, августа 3, воева[л] Витовт, князь Литовский на Опочку и прострели икону Всемилостивого Спаса, и сотвори Господь чудо: ослепи врагов, и отыдоша Витовт с татарвою от Опочки со стыдом». Еще один чудотворный образ – икона Божией Матери «Умиление». На ней были изображены Пресвятая Богородица, Святой Праведный Симеон Богоприимец и Святой Первомученик и Архидьякон Стефан. Она носила два названия – Опочецкая и Себежская. Последнее название, видимо, связано с тем, что в 1634 году стрельцы-опочане принесли её из Себежа. После частых набегов литовцев и поляков на Россию царь Михаил Федорович заключил мир с польским королем. Себеж, Невель и Красный были уступлены Польше. В Себеже жило немало опочан, которые переселились туда после присоединения города к России. Теперь они собрали свое имущество, святыни и ушли в Опочку.
Кому принадлежала чудотворная икона в Себеже, частному лицу или стрелецкой полковой церкви, неизвестно. В 1682 году опочецкий воевода Герасим Федотович Лазарев-Станищев составил службу Опочецкой иконе Божией Матери. Она ежегодно служилась в соборе 14 (27) марта. Причт Себежского собора делал в 1815 году попытку вернуть чудотворный образ, указом Святейшего Синода от 24 октября 1815 года было отказано, поскольку икона принадлежала не городу, а стрельцам, которые вернулись в Россию и имели право пожертвовать ее в выбранную ими церковь. Список этой иконы был в Москве в церкви Святых Бориса и Глеба на Поварской улице (церковь уничтожена в советское время).
На иконе в Опочецком соборе была серебряная позолоченная риза, корона Богородицы из стразов, венчик был украшен сеткой из мелкого жемчуга, а убрус (платок) – из крупного жемчуга. Кроме перечисленных икон в соборе были древние иконы Преображения Господня, Святых Апостолов Петра и Павла, Святых Космы и Дамиана. Были также иконы XVIII века. Икона Святого Благоверного князя Александра Невского имела надпись: «О, Невский Александр, к тебе мой дух парит, с усердием образ твой чтит. Тимофей Викулин. 1793 года августа 20 числа». На иконе Святой Благоверной Великой княгини Российской Ольги была следующая надпись: «Град Псков тобою хвалится, здесь и от нас образ почитается. Написан усердием Ольги Викулиной. 1794 года октября 8 числа». Как и чудотворные иконы, они находились в Спасо-Преображенском соборе до его закрытия.
В соборе также находилась серебряная позолоченная рака с чеканным изображением на верхней крышке Святого Алексия, Человека Божия. В ней хранилась частица мощей этого Святого. Рака была устроена бывшим церковным старостой Д.П. Хвощинским в 1878 году. С чудотворными иконами «с давних времен» был заведен крестный ход в Святогорский монастырь. Из Опочки выходили в среду после Троицы, а возвращались во вторник 2-й недели Петрова поста. Кроме этого крестного хода, были еще два особо установленных крестных хода. В 1877 году разрешен крестный ход вокруг собора 17 (30) марта с частицей мощей Святого Алексия, Человека Божия. 3 (16) августа крестный ход направлялся на городской вал, где в 1877 году на месте бывшей Спасской церкви церковным старостой Д.П. Хвощинским была воздвигнута часовня. В часовне на железном кресте, прибитом к большому деревянному кресту, была надпись: «В память избавления города Опочки от нашествия литовского князя Витовта в 1426 году 3-го августа. Устроен в 1877 г. Дмитрием Хвощинским». На большом кресте была надпись, повествующая о нападении Витовта на Опочку, и далее: «Воздвигнут сей памятник Опочецким купцом Дмитрием Петровичем Хвощинским и супругою его Александрою Ивановною, урожденною Крестовскою, с дочерьми Ольгою и Мариею Хвощинскими 1877 года».
В библиотеке собора хранился синодик 1725 года. На обороте его первого листа была запись: «Сий синодик написал по обещанию своему по родителех своих изо Пскова посацкий человек Василей Кириллов сын Большой Посников в церковь Преображения Господня, что в Опочке, в собор». Хранилась также рукописная служба Опочецкой (Себежской) иконе Божией Матери 1682 года.
Колокольня, как и собор, каменная, с 9 колоколами. На самом большом колоколе были две надписи. Первая гласила: «Лит в Москве на заводе Струговщикова от воплощения Бога Слова 1793 г., весом 99 пудов 15 фунтов, из оставшейся меди от бывшего 1774 г. месяца сентября на 17 число в г. Опочке великого пожара, в которое время сгорела старая деревянная соборная церковь и с колокольнею, находившаяся [в] так называемом в городе, или земляном валу, где ныне пустое место». Вторая надпись была сверху: «Сей колокол лит в г. Опочку в собор Преображения Господня 31 лето царствования императрицы Екатерины II». Второй колокол имел надпись: «1796 года февраля 21 дня сей колокол в Опочку в соборную Спасо-Преображенскую церковь, весом 16 пуд. 15 фунтов». На третьем колоколе были изображения Божией Матери и Святителя и Чудотворца Николая и надпись: «Лит в г. Опочку в соборную Преображенскую церковь 1794 года из оставшейся от бывшего в 1774 г. великого пожара, в которое время и сия медь из двух колоколов, присланных из Литвы от некоторых знатных особ в честь образа Всемилостивого Спаса, которым избавлен был чудесно город Опочка, и оные, находясь в полону, по окончании сражения и принесения раскаяния, отпущены в дом обратно, и в возблагодарение от них те колокола были присланы в город Опочку, что при надписи явствовало, по весу 60 пуд». Еще на двух колоколах было указано, что они отлиты 21 февраля 1796 года для Опочецкой Спасо-Преображенской церкви и имеют вес 9 п. 30 ф. и 10 п. 17 ф. Еще один колокол, весом около 50 п., украшали изображения ангелов с крыльями. Он еще назывался «пожарным». На седьмом колоколе весом около 29 п. были изображения Божией Матери и Святителя Николая и надпись: «Лит в Москве на заводе Иасона Струговщикова, лета от воплощения Сына Божия 1774 сентября на 17 бысть грех ради наших в Опочке в великий пожар, в которое время сгорели церкви, а именно: Космы и Дамиана с приделом Сретения Господня, стояла где ныне каменный собор, да в земляном городе соборная большая Преображения Господня церковь весьма нарядного вида с приделом Благовещения Божия Матери, да подле же церковь Сергия Чудотворца и Великомученицы Параскевы, да пониже во имя Петра и Павла, и хорошего строения множество». Два колокола были без надписей, их вес 4 п. 3 ф. и 20 п.
К собору были приписаны две церкви: Покрова Пресвятой Богородицы на кладбище с 1876 года и Святой Равноапостольной Великой княгини Ольги Российской в селе Пятницком. Также к собору приписаны часовни: каменная Александро-Невская на городской площади, построенная в память освобождения крестьян от крепостной зависимости, и деревянные часовни в селе Высоком при деревне Тарасова Гора и в деревне Шильско. При соборе существовал хор певчих, в котором участвовали прихожане, ученики городского училища «и много сторонних».
Церковно-приходского попечительства, богадельни и больницы при соборе не было. 3 ноября 1892 года в деревне Болдыгино была открыта школа грамоты, в 1896 году она преобразована в церковно-приходскую школу, в 1914 году её местонахождение указано в деревне Бабинцы. В том же 1892 году, в селе Пурышево, открыта Пурышевская школа грамоты, позднее преобразованная в церковно-приходскую школу. В деревне Пудыкино действовала Ольгинская церковно-приходская школа. 30 ноября 1891 года открыта Волковская церковно-приходская школа в полутора верстах от собора. В 1914 году Волковская школа числилась земской и находилась в деревне Гадово. В 1914 году в трёх церковно-приходских школах обучалось 43 мальчика и 16 девочек. Земские школы находились в селе Высоком, деревнях Кадниково. 2 ноября 1888 года в селе Пятницкое восстановлена существовавшая ранее сельская школа. В 1901 году в ней обучалось 50 человек. Кладбища в приходе не было.
В память столетия собора в 1895 году Санкт-Петербургский купец Петр Яковлевич Барышников пожертвовал на содержание неугасимой лампады пред чудотворным образом Спасителя непрерывно доходный государственный билет. Жертвователями на нужды собора были протоиерей собора Иаков Беллавин, Дмитрий Подмошенский, Варвара Артемьевна Кудрявцева, новоржевский купец А. Комаров и другие. Вкладчиками на поминовение душ родных были Кузнецовы (за родных Якова и Анну), Егорова (за Ивана), Крещенский (за Павла). До введения штатов 1876 года в соборе служили протоиерей, два священника, дьякон, три дьячка и пономарь. По штатам 1876 года служили настоятель, два священника, дьякон и три псаломщика.
В начале XX века в соборе служили настоятель протоиерей Иаков Иоаннович Беллавин (1 октября 1829 — 8 октября 1919), уроженец погоста Вяз Великолукского уезда, сын дьячка. После окончания Псковской духовной семинарии он учился и окончил агрономическое отделение Санкт-Петербургского уездного земледельческого училища, служил вначале в погосте Каменка Великолукского уезда, с 19 сентября 1863 года и по день смерти служил в Спасо-Преображенском соборе в Опочке. 17 июня 1877 года – настоятель собора. Священник Беллавин был членом благочиннического совета, Опочецкого отделения Псковского строительного комитета, уездного училищного совета, состоял законоучителем в школах. В память войны 1853-1856 гг. о. Иаков был награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте, имел церковные награды: набедренник, за усердные безвозмездные труды по должности законоучителя 6-го резервного батальона ему преподано архипастырское благословение. В 1867 году его наградили фиолетовой скуфьёй, затем бархатной камилавкой, наперсным крестом. В 1885 году священник Беллавин награжден орденом Святой Анны 3-й степени.
Второй священник Григорий Георгиевич Победов (3 ноября 1842 — 15 августа 1907) был родом из погоста Лакно Псковского уезда, сын священника. После окончания Псковской духовной семинарии служил в селе Морино Порховского уезда, в погосте Кусва Псковского уезда. С 8 октября 1879 года служил в Опочецком соборе, посещал городскую тюрьму для бесед с арестантами, приводил к присяге членов съезда мировых судей, преподавал Закон Божий в Петровской народной школе, был законоучителем и заведующим Волковской церковно-приходской школы, избирался библиотекарем округа, проводил нравственные беседы с чинами пехотного Енисейского полка. За заслуги на духовной и светской ниве о. Григорий был награжден набедренником, фиолетовой скуфьёй, бархатной камилавкой.
Священник Никандр Покровский переведен в Преображенский собор 7 октября 1907 года из погоста Ясно Порховского уезда. 6 мая 1913 года о. Никандр награжден скуфьёй. Священник Михаил Васильевич Князевский (1855 -?) был уроженцем деревни Добрывитки Псковского уезда, до 26 февраля 1908 года служил в погосте Теребени Опочецкого уезда. В собор он был определен настоятелем, с 4 ноября 1910 года – протоиерей. 14 апреля 1921 года о. Михаил был арестован, 4 месяца был под следствием. 12 августа 1921 года Псковским губернским ревтрибуналом священник Князевский был осужден без ссылки на статью закона по политическим мотивам. Приговорили о. Михаила к общественным принудительным работам с лишением свободы на 2 года. Дальнейшая его судьба неизвестна. 10 апреля 2002 года протоиерей Князевский был реабилитирован. Священник Алексий Алексиевич Торопогрицкий назначен служить в Спасо-Преображенский собор 4 ноября 1910 года. До этого он был полковым священником 196-го пехотного Инсарского полка. 3 ноября 1915 года о. Алексий освобожден от должности священника в связи с назначением законоучителем и классным наставником реального училища. На его место из погоста Турово Новоржевского уезда переведен священник Павел Покровский.
Дьякон Никанор Иванович Покровский (1 сентября 1873 -?) родился в погосте Кунино Новоржевского уезда в семье священника. После окончания Псковской духовной семинарии служил псаломщиком в Опочецкой Успенской церкви, 4 сентября 1896 года назначен служить дьяконом в соборе. 19 января 1903 года рукоположен в сан священника и назначен служить в погост Ясно Порховского уезда. На его место 19 апреля 1903 года переведен из погоста Вехно Новоржевского уезда псаломщик Петр Сперанский, 9 мая 1904 года дьякон Петр Сперанский посвящен в сан священника и назначен служить в погост Посадниково Новоржевского уезда. Дьякон Капитон Городовицкий до 8 августа 1904 года был учителем в церковно-приходской школе. Он был рукоположен в сан дьякона Спасо-Преображенского собора, служил здесь до 31 октября 1905 года, когда был назначен священником в погост Чернозерье Островского уезда. С 6 апреля 1911 года дьяконом в соборе служил Александр Григорьевич Рудковский. Псаломщик Николай Васильевич Великотный (23 ноября 1879 -?) родился в Опочке в семье псаломщика Преображенского собора, окончил Псковское духовное училище, обучался в Псковской духовной семинарии. Служил псаломщиком в погосте Бельское Устье Порховского уезда, в 1898 году по прошению переведен в Опочку, в Спасо-Преображенский собор.
Псаломщик Илия Александрович Рудаков (1850 -?) был уроженцем г. Великие Луки, сын письмоводителя духовного правления. После окончания Великолукского духовного училища по собственному прошению назначен служить в Опочецком соборе. Псаломщиками в соборе также служили: Феодор Хвоинский, 9 октября 1910 года переведен в погост Белое Порховского уезда; Гавриил Знаменский, 2 августа 1910 года переведен служить в Свято-Троицкий кафедральный собор г. Пскова; Адриан Соколов – начал службу в соборе с 26 августа 1910 года после окончания Псковской духовной семинарии. Дальнейшая судьба священников Никандра Покровского, Алексия Торопогрицкого, Павла Покровского, дьяконов Никанора Покровского, Петра Сперанского, Капитона Городовицкого, Александра Рудковского, псаломщика Николая Великотного, Илии Рудакова, Феодора Хвоинского, Гавриила Знаменского, Адриана Соколова неизвестна. Старостой собора с 1886 по 1896 годы и с 29 августа 1900 года был опочецкий мещанин Иван Николаевич Панютин. За труды на благо церкви ему дано архипастырское благословение. Старостой приписной Покровской церкви с 1898 года являлся прихожанин Опочецкой Успенской церкви опочецкий мещанин Владимир Иванович Прудовский.
Прихожанами собора были не только горожане, жители Опочки, но и жители окрестных населённых пунктов Жадринской, Матюшкинской, Петровской и Полянской волостей: сёл Веснино, Емельянцево, Кадниково, Пятницыно, Молоково, Онисимково (Анисимково); деревень: Аладьино, Альтово, Апонасково, Аристово, Астахново, Бабинцы, Болотово, Болоты, Болдыгино, Барабаны, Белки, Боровки, Брюшково, Волково, Галуха, Гнидино, Голованово, Горбово, Горки, Гривы, Гусаково, Гусары, Деяны, Епимахово, Ерихово, Звягино, Кахново, Китово, Кишкино, Козихино, Кудинково, Кузнечково, Лепешиха, Ляпуново, Маврино, Мартиново, Мелехово, Монаково, Мочальцево, Недосеки, Нестерово, Павлихино, Панютино, Пикали, Погорельцево, Подосье, Посихново, Пружки, Пузаны, Ровняги, Рога, Рожново, Росляки, Рублевка, Свекольниково, Сенютино, Серово, Ситьково, Скурдино, Созоново, Столбово, Сурниха, Сущево, Тарасова Гора, Торопцево, Турышево, Церковное, Черитово, Шаблавино, Шильское, Шурыха, Щиберево, Юхановка, Юхново, Ястребово. В 1900 году числилось 2255 прихожан мужчин и 2328 женщин.
18 мая 1929 года Псковский окрисполком рассмотрел вопрос о расторжении с верующими Спасо-Преображенского собора договора на часовню: ввиду «не производства ремонта» часовни договор о передаче Спасо-Преображенскому собору часовни разрешено расторгнуть. Здесь речь идет, по-видимому, об Александро-Невской часовне. В 30-е годы XX века она уничтожена.
Спасо-Преображенский собор взорван в 1937 году. После закрытия и взрыва собора икона Всемилостивого Спаса перенесена в Покровскую церковь города Опочка.
В 2005 году в городе освящена новая церковь Преображения Господня.
По материалам: http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=7662
Купец 1-й гильдии, градский голова Алексей Данилович Порозов пожертвовал не только деньги на строительство Троицкой церкви. Из сохранившихся материалов известно о других его благотворительных вкладах. В документе, датированном 24 апреля 1803 года, идет речь о пожертвовании 18 серебряных и позолоченных венцов опочецкому Спасо-Преображенскому храму купцом города Опочки Алексеем Порозовым и о конфликте, который по этому поводу возник между дарителем и купеческой вдовой Ольгой Викулиной. Протоиерей Спасо-Преображенского собора Петр Вохновский отправил в Псков рапорт, в котором сообщил, что «опочецкий купец и градский голова Алексей Порозов в означенный собор настоящей Преображенской церкви на шесть святых местных образов, а именно: в правую от царских врат сторону — на образ Спасителя, Преображения Господня и Рождества Христова, а в левую на образ Божией Матери, Богоявления Господня и Обрезания Господня — по усердию своему сделал из своего канту всех больших и малых осемнадцать серебряных и позолоченных чеканных хорошей работы венцов». Но когда уже собрались украсить указанные выше иконы этими венцами, вмешалась купеческая вдова Ольга Викулина «тамошнего покойного купца Степана Викулина, коего особенным старанием и присоединением своего капитала устроен оный каменный собор». Она заявила протоиерею собора Петру Вохновскому, что непривычно украшать писаные образа металлическими венцами, а потому этого делать не следует. Протоиерей пишет далее: «А между тем по прикладыванию сих венцов к образам никакой противности не усмотрено». И новые венцы очень понравились прихожанам Спасо-Преображенского собора, среди которых был и городничий. Петр Вохновский указывает и на то, что собор должен принимать подобные дары, чтобы «как означенного купца усердие в святую церковь не уничтожить, так и впредь других полезных сему доброхотнодарителей от такого усердия не отвадить». Он предлагает благословить «оные указанные к образам венцы, положить на показанные святые образа». Далее в этом деле говорится: «Резолюциею Его высокопреосвященства предписано: доброхотных вкладчиков подачи причта дозволить, а вдове Викулиной объяснить, чтобы она в богоугодных делах протче не препятствовала и не одной себе спасение делала, паче устроением храма не гордилась, если не хочет лишиться награды от Бога. Того ради констатируется приказами: внести венцы, подаренные купцом Порозовым, в церковную опись».
http://opochka.ru/content/aleksey-danilovich-porozov-i-pozhertvovaniya-na-cerkov-ego-synovya-ivan-i-stepan-i-ih