Омск. Собор Воскресения Христова (утраченный).

Воскресенская военная церковь (собор с 1895 г.) в переходных формах от барокко к классицизму с элементами допетровской архитектуры была построена в 1769-1773 гг. Автор проекта — инженер Омской крепости Ларс Мальм (?). Строили архитекторы-самоучки братья Козьма и Иван Черепановы из Тобольска. Храм с продольно-осевой композицией представляет собой отдалённую реплику Петропавловского собора в Петербурге (его довольно часто копировали в провинции: например, церковь Петра и Павла в Ярославле). Снаружи продолговатый двусветный, основной объём имел пятигранную форму. Средние части боковых фасадов были завершены фронтонами, на которых были установлены глухие (ложные) луковичные главки: по три на каждом фронтоне. С запада примыкала трёхъярусная колокольня с восьмигранным ярусом звона, увенчанным шатром и главкой. Всего глав было 7. Внутри храма было зальное пространство с хорами в западной части. Шатровый верх колокольни и луковичные главки — архаичные отголоски древнерусской архитектуры, скорее всего привнесённые в проект Черепановыми.
В XIX веке во время ссылки в соборе молился вместе с другими каторжанами Ф.М. Достоевский, о чём он оставил воспоминания в «Записках из Мёртвого Дома». Также писатель пользовался библиотекой храма. Собор был снесён в 1958 г.
По материалам исторической справки Н.И. Лебедевой. http://newasp.omskreg.ru/dostoev/HTML/voskres.htm

Статус собора менялся в зависимости от обстоятельств. В 1832 году он был принят в собственность Военно-инженерного ведомства. 16 января 1895 года Положением Государственного Совета Воскресенская церковь была переименована в Омский кафедральный собор, с принятием расходов по содержанию причта на смету Святейшего Синода. С момента постройки Успенского собора (1898 г.) храм был приписан к кафедральному собору. В 1900 году собор был подчинен Протопресвитеру военного и морского духовенства. Архитектор: Вероятно, Ларс Мальм. Строители: Иван и Козьма Черепановы.
Дата заложения церкви в честь Воскресения Христова 1769 г. 21 сентября 1773 г. был освящен престол во имя Святого Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, 29 сентября — главный престол во имя Воскресения Христова и 11 ноября — престол во имя Святой Екатерины — небесной покровительницы царствовавшей императрицы. По инициативе солдат и обер-офицеров Колыванского полка под хорами был устроен четвертый престол во имя Смоленской Пресвятой Богородицы, освящен 4 ноября 1778 года. Построена на средства Военного ведомства. Находилась на северной стороне площади плац-парадов второй Омской крепости, на Шпрингеровской улице (совр. ул. Партизанская).
Стилистическое решение храма восходит к западноевропейским церквям зального типа, строившимся в России в Петровскую эпоху и позднее в крепостях империи, например, в Оренбурге. Двухсветный храм с арочными окнами первоначально венчался башенкой с куполом. Высокая шатровая колокольня была одним из оригинальных явлений в сибирском зодчестве последней трети ХYIII века, так как в это время колокольни, в основном, завершались куполом и шпилем. В каменном шатре над колокольней проявились глубокие народные корни строителей собора — братьев Ивана и Козьмы Черепановых. В 1808 году к притвору пристроили сторожку. Представление об эволюции облика храма дают уникальные чертежи, хранящиеся в военно-историческом архиве. Во время трех ремонтов 1848-1853 гг. была пристроена еще одна сторожка, претерпели эволюцию интерьер и декор храма. Внутри храма его перекрытия поддерживали столбы — посередине зала и в алтарной части. Амвон имел сложный барочный рисунок. В начале XIX века вокруг церкви возвели фигурную металлическую решетку на кирпичном основании с кирпичными столбами.
Декоративные элементы: стены гладкие с пилястрами, сложный карниз. Окна полуциркульные оформлены наличниками, в храмовой части в 2 яруса. На окнах I этажа металлические решетки. Влияние стиля эклектики привело к измельчению декора: поле стены прорезали пилястры, остановленные профилированным карнизом с фризовым поясом; пилястры и лопатки расчленила рустовка; вместо люкарны в гладком тимпане появился фронтон, позднее украшенный живописью. На вершине фронтона и по краям от него установили луковичные главки на восьмигранных барабанах.
Колокольня над притвором выглядит как двухъярусная, на самом деле внутри два этажа в притворе и три в колокольне, оконные проемы арочные, ярус звона восьмигранный с арочными проемами.
На стенах храма росписи масляными красками. Паникадила были выполнены из металла, имеют ярусную композицию и тонкую разработку деталей. Старейший омский иконостас воплотил в себе как древнерусские традиции, так и веяния стиля барокко. Сочная пропильная и флемская резьба, подчеркивающая упругость барочного декора иконостаса служит прекрасным обрамлением фряжской живописи икон. Уникальны и изображения на иконах иконостаса, вероятно, написанные Федором Черепановым. Архангелы были изображены с казачьими шашками, чем подчеркивалось Божественное освящение освоения казачеством и регулярными войсками Сибири. На нечетких снимках 1928 года мы видим отдельные фрагменты икон, выполненных в объемно-пространственной манере с довольно темпераментной передачей сюжетов, отражающих возрожденческие приемы в реальном отражении сакральной тематики. На единственной крупно снятой иконе изображение юного воина, вероятно, Георгия Победоносца, в европейском костюме: светлые доспехи почти прикрыты темным плащом, шлем украшен крупными перьями, на поясе — шашка (или сабля), а в левой руке — копье. Воины изображены еще на нескольких иконах, но на фотографии 1928 года они плохо видны. Хоры размещались в западном объеме.
В соборе хранилось 3 знамени казачьих полков 1711 года. Евангелие и богослужебные предметы, два комплекта риз и облачения престола и жертвенника, подаренные Екатериной II, древний требник — рукопись митрополита Галицкого Петра Могилы 1647 года, два древних Евангелия, труды митрополита Сибирского Иоанна Максимовича, метафизика на латинском языке, богословские книги на мусульманском языульманском языке.
Приход: военные Омска, обыватели соседних форштадтов до 1870 г., заключенные острога. Священники: протоиерей Дмитрий Семенович Пономарев (1796-1853), помогавший Ф.М. Достоевскому. Святым и праведным называли протоиерея Стефана Яковлевича Знаменского, создавшего школу-приют для девочек «Надежда» (преобразованную впоследствии в женскую гимназию), явившегося зачинателем женского образования в Сибири. Именно он крестил Михаила Врубеля. Протоиерей Стефан Васильевич Баженов (1833 — после 1913 г.), окончил Тобольскую духовную семинарию, был награжден орденом св. Владимира 3 ст. С 3 июля 1907 г. назначен настоятелем протоиерей Василий Николаевич Грифцов, 1868 года рождения, окончивший Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и званием магистранта, во время русско-японской войны он был священником 17-го Восточно-Сибирского полка, в звании благочинного над духовенством 5-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии. За отличия в боях против японцев он был награжден орденами Св. Анны 2-й и 3-й степени с мечами, Владимира 4-й степени с мечами, золотым наперсным крестом из кабинета его Величества на Георгиевской ленте. С 1908 по 1913 г. — Сергей Васильевич Феноменов (1869-?), в 1910 г. награжден орденом Св. Анны 3-й степени, в 1911 — камилавкой, в 1911 г. переведен в церковь Усть-Каменогорской дисциплинарной роты. В 1911 г. настоятелем собора стал протоиерей Иоанн Капитонович Тутарский (1877-?), награжден орденом Св. Анны 3-й степени. С 1913 г. — Христофор Иоаннович Спасский (1868-?). Дьякон с 1902 г. — Гавриил Стефанович Мефодьев (1855-?).
При храме была самая большая церковная библиотека в городе, в 1913 году она насчитывала 1875 томов. В школе, открытой в 1897 году, обучалось 28 мальчиков и 7 девочек. А с 1906 года при соборе существовал приют-школа для сирот нижних воинских чинов Омского военного округа, убитых в войну с Японией. В 1914 году церковным Братством попечительства о детях-сиротах воинских чинов Омского военного округа содержалось в приюте 15 сирот.
Национализация имущества: По Декрету об отделении Церкви от государства собор стал приходским и вскоре, как и другие соборы города, был передан обновленцам. В связи с непризнанием верующими обновленческого течения, община распалась, поэтому в 1926 году сведений о приходе не имелось, с 1927 года собор пустовал. Решением Президиума Омского губернского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов № 21 от 17 августа 1927 года договор с общиной Воскресенского Собора был расторгнут, как с фактически распавшейся.
Воскресенский собор неоднократно был обследован омскими учеными. Архивные материалы, обнаруженные в фондах Западно-Сибирского отдела географического общества, свидетельствуют о работе Памятнико-охранительной комиссии, в состав которой входили Н.А. Сардонников, В.В. Барышевцев, П.В. Яшеров, М.Ф. Отрашкевич, И.И. Загривко. В ноябре 1924 года комиссия ознакомилась с ценностями собора.
В сентябре 1928 года среди других памятников был перечислен военный собор в крепости. 13 октября 1928 года Омским краевым музеем было принято решение о создании Комиссии для обследования исторического и художественного значения собора. 25 октября Комиссия вынесла постановление (текст решения Комиссии полностью приведен в Приложении, так как некоторые его положения, искажаются в краеведческих публикациях). В комиссию входили Зарецкий из Окрадмотдела, инженер М.И. Шухман, архитектор С.М. Игнатович из Худпромтехникума, художник К.И. Трофимов и В.В. Гулецкий, Белоногов от ЗСО ГО, Ф.Г. Виноградов из Омского Общества Краеведения, заведующий Архбюро С.И. Кочнев, художник-архитектор Е.А. Клодт и ученый секретарь А.В. Харчевников из Западно-Сибирского Музея.
Комиссия, обследовав Собор, пришла к заключениям, что в условиях Сибири такой памятник представляет безусловно большой исторический интерес и значение; является ценным архитектурным памятником; общий архитектурный ансамбль — гауптвахта в стиле барокко, казармы начала ХIХ в., уцелевшие крепостные ворота — представляет собой главнейшую историческую часть города, что еще подчеркивает необходимость сохранения в полной неприкосновенности, занимающего видное место в этом ансамбле, крепостного собора; внутреннее убранство, отличающиеся хорошим качеством выполнения и соответствием с архитектурой здания, должно быть сохранено в полной мере; особую художественную ценность по своей общей композиции представляет резной иконостас, отдельные части которого гармонично связываются друг с другом. По мнению комиссии, иконы иконостаса переписывались, художественного значения не имеют, но в отдельных случаях дают ряд любопытных моментов в отношении трактовки тех или других деталей сюжета, например, архангелы с казачьими шашками; стенная роспись никакого значения не имеет ни в художественном, ни в историческом отношении, по этому сохранению не подлежит. Члены комиссии решили, что как памятник искусства и старины крепостной собор должен быть использован под Музей, книгохранилище и т.п., но с непременным условием сохранения его наружного и внутреннего вида. Использование собора под клуб или аудиторию не представляется возможным, так как помимо указанных причин исторического и художественного характера, он не велик по размерам, плох в отношении акустики и имеет ряд других архитектурных неудобств.
27 октября 1928 г. Окрисполкомом утверждено постановление Горсовета о предоставлении собора военному ведомству для устройства клуба. Результаты приведенного обследования собора Комиссией Музея, Окрисполком во внимание не принял. Музею не удалось получить здание собора, но в конце 1929 г. в нем была организована выставка в честь 10-летия освобождения города от армии А.В. Колчака. Последние годы существования здания его использовали как склад картографической фабрики.
Храм снесли во время строительства дома по ул. Спартаковской, в конце 1950-х годов. Часть имущества собора, например, библиотека, была передана в краевой музей. Но судьба иконостаса и икон трагична: «Вообще-то в отношении антирелигиозной пропаганды у омичей есть чему поучиться, — заметил А.Ф. Палашенков. — В свое время пол большого зала краеведческого музея был сплошь застлан иконами, ликами кверху. В результате такого мероприятия погибла хранившаяся в Омском кадетском корпусе… суворовская икона, принадлежавшая отцу великого полководца, а также ряд интересных икон… Военного собора, на которых были изображены архангелы с типом лица сибирских казаков и в казачьих папахах».
Автор публикации: Наталья Лебедева. http://newasp.omskreg.ru/hramy/Omsk/voskres.htm

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?